Презентация внеклассного мероприятия по литературе Великий сын земли Донской


«Великий сын земли Донской» (внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.А.Шолохова) автор: Румянцева Е.В Юрова Н.В. Цели проведения: расширять знания учащихся о творчестве и биографии Шолохова, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую родину,  приобщать учащихся к чтению книг Шолохова.  Участники: учащиеся 7-8 классов Личностные Формирование уважительного отношения к творчеству М.А.Шолохова; воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую родину.Метапредметные Регулятивные Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; составлять план и последовательность действийПознавательные Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, умения анализировать, сравнивать, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, собирать информацию.Коммуникативные Формирование умения строить монологическое высказывание, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; определять цели, функции участников, способы взаимодействия . Предметные Расширение представления детей о творчестве М.А.Шолохова; совершенствование умения анализировать произведение, понимать и формулировать его идею.ЗАДАЧИ


1. Этап коллективной подготовки Приближается 24 мая – день рождения великого писателя – нашего земляка  М.А.Шолохова. Давайте сделаем этот праздник интересным и незабываемым и все примем участие в его подготовке.Этапы коллективного творческого дела 2. Создание микрогрупп1.Сценаристы (по 2 человека от каждого класса). Данная группа занимается разработкой программы вечера, определяет его этапы.2.Затейники (по 2 человека из каждого класса). Данная группа занимается разработкой конкурсов и заданий.3.Дизайнеры (по 1 человеку от каждого класса). Данная группа занимается украшением  актового зала, заботятся о стульях, проветривании помещения.4.Артисты (певцы, актеры, музыканты). Данная группа занимается подготовкой концертных выступлений (по 2 человека от каждого класса).5.Корреспонденты (делают фотографии и пишут отчет о проведенном деле).6.Жюри (по 1 человеку из каждого класса с 9 по 11). Оценивают проведенные конкурсы, награждают победителей.7.Костюмеры (готовят костюмы для сценок)От каждого класса один человек входит в Совет дела (координируют текущие проблемы).Этапы коллективного творческого дела 3. Этап коллективного проведения дела. Сценаристы разработали следующий сценарий:1. Приветственное слово ведущего о Шолохове.2. Викторина «Что ты знаешь о Шолохове?»3. «Литературный поединок».4. «Литературный гербарий»5. Конкурс актерского мастерства (любой отрывок из произведенияШолохова).6. «Проба пера!»7. Конкурс исполнителей казачьей песни8. Заключительная песня.Зал украшен дизайнерами: на стенах плакат с портретом Шолохова, картины с изображением донского края, иллюстрации учащихся на тему «Донской край», коллажи учащихся о Шолохове.Музыканты включают музыкальное сопровождение «Вешенский вальс» (музыка).Корреспонденты на протяжении вечера делают фотографии интересных моментов.Этапы коллективного творческого дела 1. Приветственное слово ведущего о Шолохове. Великий сын земли Донской! М. А. Шолохов – писатель с мировым именем. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения писателя. Читая его книги, чувствуешь, что сроднился душой с героями произведения. Дорого сердцу становится всё, что касается родного края: бескрайние поля, густые леса, аромат степных трав, тихие воды Дона. Имя М.А.Шолохова особенно дорого нам, его землякам. Мы учимся у него нести в своем сердце образ Родины, восхищаемся высотой его таланта и благодарим судьбу за то, что предоставила нам возможность жить на земле великого художника слова. Прошло 110 лет со дня рождения М.А.Шолохова, а наша любовь к нему не ослабевает, его произведения становятся нам ближе, дороже, нужнее. Низкий поклон ему, наша вечная благодарная память! Что мы знаем о Шолохове? Сегодня соревнуются 2 команды 7 и 8 класса. Кто же победит? Пожелаем им удачи.Ход мероприятия 2. Викторина. «Как хорошо вы знаете биографию и творчество Шолохова?»Учащиеся разделены на две команды и отвечают на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает ответа, то ответить может команда соперника.Вопросы:- В каком году родился М. А. Шолохов? (1905)- Где родился Шолохов?  (х. Кружилин)- В каком году вышла его книга «Донские рассказы»? (1926)- За какую книгу он получил Ленинскую премию? ( «Поднятая целина»)- В каком году писатель получил Нобелевскую премию? (1965)- С чего начал свой писательский путь Шолохов? (фельетоны)- В чем заключается основной сюжет «Донских рассказов?» (смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев).- В каком журнале появились первые две книги романа – эпопеи «Тихий Дон»? ( «Октябрь»)- Какие события описаны в «Поднятой Целине»? (события коллективизации)- Какая книга первоначально была названа «С кровью и потом»? ( «Поднятая целина»)- В каком романе более 600 персонажей? («Тихий Дон»)- Героем какого произведения является Андрей Соколов? ( «Судьба человека»)Жюри подводит итоги конкурса ( правильный ответ- один балл). 1).…На бугре, страшная тишиной, началась рубка. Сотни Рябчикова повернулись фронтом к Каргинской и, словно ветер листья, погнали обратно красноармейцев. Возле моста через Забурунный человек тридцать красноармейцев, видя что они отрезаны и выхода нет, начали отстреливаться. У них был станковый пулемет, немалый запас лент. Едва из садов показывалась пехота повстанцев, как с лихорадочной быстротой начинал работать пулемет, и казаки падали, переползали под прикрытие сараев и каменной огорожи базов. С бугра видно было, как по Каргинской казаки бегом тащили свой пулемет. Возле одного из крайних к Архиповке дворов они замешкались, потом вбежали во двор. Вскоре с крыши амбара в этом дворе резво затакало. Вглядевшись, Григорий увидел в бинокль и пулеметчиков. Разбросав ноги в шароварах, заправленных в белые чулки, согнувшись под щитком, один лежал на крыше; второй карабкался по лестнице, обмотавшись пулеметной лентой. Батарейцы решили прийти на помощь пехоте. Место сосредоточения сопротивлявшейся группы красных покрыла очередь шрапнели. Последний бризантный снаряд разорвался на отшибе.«Литературный поединок» 2) Вокруг Николая гремел ожесточенный бой. Из последних сил держались считанные бойцы полка; слабел их огонь: мало оставалось способных к защите людей; уже на левом фланге пошли в ход ручные гранаты; оставшиеся в живых уже готовились встречать немцев последним ударом. А Николай, полузасыпанный землей, все еще мешковато лежал на дне окопа и, судорожно всхлипывая, втягивал в себя воздух, при каждом выдохе касаясь щекой наваленной в окопе земли… Из носа у него шла кровь, щекочущая и теплая. Она шла, наверное, давно, так как успела наростами засохнуть на усах и склеить губы. Николай провел рукой по лицу, приподнялся. Жестокий приступ рвоты снова уложил его. Потом прошло и это. Николай привстал, осмотрелся помутневшими глазами и понял все: немцы были близко. («Они сражались за Родину»)«Литературный поединок» 3) На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу. Я видел огромный участок леса, срезанного огнем нашей артиллерии. В этом лесу недавно укреплялись немцы, выбитые из села С., здесь они думали задержаться, но смерть скосила их вместе с деревьями. Под поврежденными стволами сосен лежали мертвые немецкие солдаты, в зеленом папоротнике гнили их изорванные в клочья тела, и смолистый аромат расщепленных снарядами  сосен не мог заглушить удушливо-приторной острой вони разлагающихся трупов. Казалось, что даже земля с бурыми, опаленными и жестокими краями воронок источает могильный запах. («Наука ненависти»).«Литературный поединок» 4) – Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной  Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни – хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная, веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть – не так уж она была из себя видная, но ведь я то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было и не будет! («Судьба человека») «Литературный поединок» Участники команд демонстрируют презентацию растений, названия которых встретились на страницах произведений М.А.Шолохова.«Литературный гербарий» Участники инсценируют отрывки из произведений М.А.Шолохова. Конкурс актерского мастерства Участники команд получают карточки со словами. Их задача – составить связный рассказ. Жюри оценивает содержание и построение предложений, идею.Степь, ковыль, природа, май, станица, деревья, лес, писатель, книги, фестиваль.«Проба пера!» Классы исполняют казачьи песни.  7 . Конкурс исполнителей казачьей песни Подведение итогов. Что удалось и почему? Что не удалось? Напишите заметку в школьную газету о проведенном мероприятии.4 этап – этап коллективного анализа дела