Информационно-коммуникационные технологии на занятиях английского языка


СТАТЬЯ «ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».
Данную статью хотелось бы начать с того, что на сегодняшний день компьютеры в школьных классах уже не воспринимаются как редкость, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада. Применение ИКТ в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. ИКТ – это широкий спектр цифровых и коммуникационных технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации.
Самые актуальные информационно - коммуникационные технологии, это: аудио-, видеопроигрыватели, мультимедийные средства, а также различные виды игр. Использование аудио, видеорассказов, сказок, познавательного материала в образовательной деятельности способствует индивидуализации обучения и развитию мотивации речевой деятельности дошкольников. Использование ИКТ в образовательной деятельности иностранного языка развивается два вида мотивации: самомотивация, когда предлагаемый материал интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что дошкольнику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Для формирования коммуникативной культуры дошкольника используются различные игровые технологии. Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. Через игру он познает мир.
При обучении иностранному языку детей применяются виды игр по следующим классификациям:
1. Подвижные игры – как важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном возрасте (здесь имеют место и здоровьесберегающие технологии).
2.Творческие игры. Они носят преимущественно коллективный характер, поскольку отражают существо отношений в обществе.
3. Компьютерные игры.
4. Дидактические игры.
5. Игры-диалоги. Их можно включать на начальном этапе обучения иностранному языку для развития коммуникативных способностей.
6. Игры-путешествия. Это может быть географическая игра при работе с картой для изучения страноведческой информации и развития коммуникативных навыков и др.
В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
Возможности использования компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Информационно - коммуникационные технологии  позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.
Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
исследовательский характер,
легкость для самостоятельных занятий ребенка,
развитие широкого спектра навыков и представлений,
высокий технический уровень,
возрастное соответствие,
занимательность.
Использование развивающих программ позволяет:
Обогащать знания.
Повышать креативность ребенка.
Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.
Использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности.
Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Не секрет, что детям гораздо интереснее слушать или смотреть сказку, рассказ или познавательный фильм, а не обучающую программу. Они очень быстро схватывают семантическую основу языка и начинают говорить сами. Тем более, если при обучении используется метод полного погружения. Этот метод подразумевает регулярный и глубокий контакт ребенка с иностранным языком. Детское подсознание необычайно восприимчиво, и даже если не видно ярко выраженного результата сейчас, то через год, два вполне можно столкнуться с необычайно развитыми лингвистическими способностями ребенка.
Все информационные средства, применяемые с дошкольниками в образовательной деятельности, можно разделить на:
аудио
Данные средства лучше использовать на уроках английского языка, когда словарный запас дошкольника достигнет нескольких десятков слов, разнообразив образовательную деятельность с помощью аудиосказок на английском языке. Аудиосказки являются отличным подспорьем для изучения английского языка детьми. Начиная с крохотных английских рассказов, например, такие сказки как «Three little kittens» ,«Three Little Pigs» и др. Крайне важно, чтобы суть аудиосказки была понятна, ведь в противном случае ребенок быстро потеряет интерес. А образовательная деятельность без интереса не будет настолько плодотворной и эффективной.
видео
Мультипликационная анимация на английском языке - один из лучших помощников в обучении английскому языку. Дети любят мультипликационные фильмы и с удовольствием смотрят их много раз подряд. Мультфильмы помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки английской речи. Повторяемость – если ребенку понравился мультипликационный фильм, он готов смотреть один и тот же анимационный фильм раз за разом, пока не выучит его наизусть. Ролики для обучения детей иностранному языку нужно подбирать специально, лучше всего ставить ребенку анимированные песенки и мультфильмы для малышей, рассчитанные на возраст 2-3 года. Понимать такие мультфильмы ребенку будет значительно проще – из-за доступности тем – счет, названия животных и т.д. и спокойного темпа. Лексический и грамматический материал вводится в занимательной форме. Вводится не только лексика, но и наглядно показывается действие, которое можно произвести с каким-то предметом. Это способствует быстрому развитию лексического словаря и развитию элементарных разговорных навыков на иностранном языке.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.
Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени (10 – 15 минут в день).
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования, а также поможет приблизить естественную языковую среду и научит понимать живую английскую речь.
Список литературы
1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – 14 – 16 с.
2. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 6. – 6 – 21 с.
3. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.