Семинар для воспитателей Трудовое воспитание в детском саду в летний период


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №20 «АЛЕНУШКА»
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА :«Трудовое воспитание в
детском саду в летний период»
Конспект составила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Стрельникова Оксана Евгеньевна
2016г.
Трудовое воспитание в детском саду в летний период
В настоящее время уделяется особое внимание трудовому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Надо отметить, что детские дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь к труду, к своей Родине, а также подготавливают детей к обучению в школе. За определенный период времени пребывания в детском саду у ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость.
Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Формирование навыков организации своей и общей работы.
Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Труд должен радовать ребенка, и наша задача развить это чувство у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия т.к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека,
Такие как трудолюбия, чувство долга, ответственность за порученное ему дело.
Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно-бытовой труд, он связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам.
Опыт трудового воспитания педагогов показывает, что приобщение ребенка к труду, необходимо начинать как можно раньше, в то время, когда ребенок впервые произносить: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является необходимым условием формирования трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплинированности, бережливости и прилежание.
Труд должен быть посилен ребенку, тем самым доставляя ему удовлетворение и радость. Ребенок должен понимать, что и его труд приносить пользу другим людям. Трудовое воспитание должно укреплять здоровье ребенка, его движения
Становятся более организованными, уверенными и точными. Труд оказывает неоценимое влияние и на умственное развитие детей. Трудовое воспитание формирует следующие качества в детях: сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Под влиянием трудового воспитания дети сопоставляют предметы, явления, таким образом развивается мышления. И как следствие, ребенку приходится учитывать последовательность своих действий в выполнении заданий и учиться планировать свою деятельность.
В процессе труда воспитываются такие качества, как устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Совместный детский труд их объединяет, начинают формироваться первоначальные навыки коллективизма, умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Педагог должен четко представлять, чего он хочет добиться от своих воспитанников и какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это дает ему возможность верно сориентироваться в характере руководства трудовым навыкам.
Обучением применительно к детям разного дошкольного возраста. Изначально терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения трудовыми навыками – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.
Ведь результат труда – это всегда приложение детьми усилий и стараний, проявление воли и проявление тех мотивов, которые побудили ребенка совершить то или иное трудовое усилие. В случае, когда труд не является повседневным, он становится нейтральным процессом и в дальнейшем не будет оказывать никакого влияния на нравственное воспитание детей. Дать детям понимание того, как важен ежедневный труд – вот главная прерогатива педагога, заботящегося о нравственном воспитании дошкольников.
Рано встаёт летнее солнце. Будит птиц в парках и садах, согревает крылья бабочек, чтобы расправили они их в полёте, раскрашивает яркими красками цветы и травы. Природа радуется ласковым лучам, манит к себе ребят.
Надо сделать так, чтобы большую часть дня, а может быть и весь день, дети находились на воздухе. И при этом они должны не просто гулять, а заниматься интересной деятельностью.
В летних условиях в детском саду имеются все предпосылки для организации трудовой деятельности детей.
Если дети видят, что окружающие их взрослые всегда заняты, им и самим захочется участвовать в общей работе, помочь чем-нибудь.
Во время прогулки дети по поручению воспитателя выносят на участок игрушки и располагают их на определённых местах. К выполнению этих поручений нужно привлекать всех детей по очереди, объясняя, что они должны делать так, чтобы всем было удобно играть на участке. Такие поручения приучают заботиться о товарищах.
В руководстве общим или совместным коллективным трудом выделяется ряд моментов, связанных с научением детей нужным организационным навыкам. Определив общий объем работы, воспитатель распределяет его между участниками. Например, при уборке игровой площадки, один должен полить из лейки песок, другой - собрать мусор.
Педагог принимает участие в организации труда, помогает детям подготовить место и оборудование для работы:
- Ирина, ты польёшь песок на площадке.
- А ты Женя, не забудь взять ведёрко. В него будешь собирать сухие листочки, камешки, ветки.
Привлекая детей к тем или иным делам, давая им то или другое поручение, воспитатель учит их более рациональному способу выполнения, показывает приёмы работы, как надо держать лейку, как поливать растения, чтобы не облить себе ноги. Однако педагог никогда не делает за ребенка то, что он может сделать сам, и не исправляет ничего в его присутствии (помоги, объясни, но не исправляй тут же).
Большую радость доставляет детям труд в природе: Малыши сажают лук, сеют бобы, горох... на своем огороде, на клумбе, поливают грядки, растения в уголке природы. В летнее время, кроме дежурств по столовой, по уголку природы, постепенно вводятся и другие виды дежурств: по огороду, по участку, по уходу за животными. Для четкой работы дежурных большое значение имеют, казалось бы, мелочи: щетки, совки, метёлки, тряпочки должны быть всегда в отведённом для них месте, дети должны знать, куда бросить бумажку, подметённый мусор, выполотую травку.
Если мы хотим приучить детей всякую работу выполнять аккуратно, красиво, надо уделять особое внимание организации этих повседневных дел, продумать всё до мелочи.
В процессе дежурства дети учатся договариваться между собой о порядке работы, помогают друг другу, делятся своими наблюдениями.
Дети иногда используют считалку, чтобы "справедливо" распределить, какие будет выполнять обязанности. Однако не следует забывать, что не каждый ребёнок может выполнить ту работу, которая ему выпала по "жребию".
Воспитатель, зная возможности каждого, должен помочь правильно определить и содержание его работы. Но делать это тактично -предложить другую работу, не обидев ребёнка.
Особое место среди разнообразных дел в летних условиях следует отвести работе на огороде и в цветнике. Здесь дети трудятся по-настоящему, как взрослые, и получают результаты своего труда. Интерес к растениям, желание за ними ухаживать формируются у детей успешнее, если работа на огороде сочетается с получением новых знаний. Источником знаний могут служить рассказ воспитателя, чтение художественной литературы. Например, воспитатель обращает внимание на особенности какого-нибудь растения во время наблюдения, затем читает про него рассказ, расширяющий представления детей. Все процессы выращивания растений (кроме первого вскапывания уплотнённой почвы) доступны детям старшей группы: перекопка, рыхление, посев семян, поливка и дальнейший уход за всходами.
Воспитатель объясняет детям значение каждого процесса, показывает, как правильно держать лопату, грабли, как сеять, полоть, рыхлить.
Дети учатся владеть инвентарём, знакомятся с ростом и развитием различных огородных культур. Чтобы интерес к огороду не пропадал у детей в течение всего лета, воспитатель ежедневно вместе с дежурными просматривает, что нового на грядках: появились всходы, зацвели огурцы, у гороха длинные усики ищут подпоры. Обо всем этом и ещё о многих "новостях" рассказывают дежурные вместе с воспитателем своим товарищам.
Надо добиваться, чтобы все дети могли принимать участие в повседневных делах. Для этого можно использовать разные приемы. Если назначенный дежурным ребёнок приходит, как правило, позже, надо убедить маму привести его пораньше. Приемы могут быть разными, но суть их одна - обеспечить систематическое участие во всех видах труда каждого ребёнка группы.
В процессе труда необходимо формировать у детей представление о том, что, значит, быть трудолюбивым, а также опыт поступков, в которых выражается это нравственное качество.
Интересно можно организовать в летних условиях труд, тесно связанный с игрой, по поделке всевозможных игрушек - самоделок из прикладного материала, особенно увлекательный для детей старшей группы (у них больше умений и навыков в обращении с материалами).
Природа помогает развивать фантазию, творческие способности ребёнка. Во время прогулки внимание детей может привлечь сухой корень или кусок коры, своей формой напоминающий фигурку какого-либо зверя или птицы. А если этот природный материал принести в группу и открыть "мастерскую", ребята с удовольствием будут выдумывать и творить вместе, со взрослыми.
А из шишек, бересты, желудей, репейника игрушки-зверушки можно сделать прямо на участке, во время прогулки с детьми в лес, в поле, к реке. Хорошо, если взрослые знают названия деревьев, кустарников, травянистых растений, могут рассказать об их лечебных свойствах, показать ядовитые растения, объяснить, почему их нельзя трогать.
Можно предложить ребёнку вместе заготовить на зиму целебные травы (подорожник, ромашку) или собрать и посушить цветки липы. Объяснить, что настой листьев подорожника очень помогает при кашле, а липа широко используется при лечении простудных заболеваний,
Такие полезные совместные дела пробуждают детскую любознательность, расширяют кругозор, вызывают интерес к труду взрослых.
За осенне-зимний период дети уже приобрели целый ряд навыков и умений, летом им надо помочь ориентироваться в новой обстановке, закрепить полученные навыки. В летнее время малыши уже могут самостоятельно одеваться и содержать в порядке свои вещи в шкафчиках. Воспитатель проверяет, как складывают и вешают свою одежду, следит чтобы на полочки вместе с головными уборами не попали камушки, цветы, шишки и другие "сокровища", которые малыши любят собирать.
Воспитание у детей интереса и любви к труду невозможно осуществить без их участия в доступном труде. Поэтому необходимо давать детям такие поручения, которые им по силам.
Положительный результат работы даёт детям удовлетворение, радость. А радость труда - самая высокая радость, и надо, чтобы наши дети испытывали её почаще.