Конспект урока по обучению грамоте на тему Звук [щ]. Буквы «Щ, щ».


Тема урока: Звук [щ]. Буквы «Щ, щ». Учитель: Л.А.Решетова МАОУ НГО «СОШ№4»
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Цели: познакомить с буквой Щщ, выяснить особенность звука [щ']; учить читать слоги, слова с новой буквой
Задачи урока:
Обучающие:
Помочь детям овладеть умением выделять звук [ щ ] из потока речи.
Формировать умение узнавать графический образ буквы Щ, щ.
Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.
Развивающие:
Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
Развитие памяти, мышления, внимания.
Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
Воспитание познавательного интереса.
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-парная, фронтальная
Средства обучения:
-ПК, мультипроектор.
№ этапа урока, название,
Цель этапа Деятельность учителя
Методы, приемы, средства Деятельность ученика
( форма работы) Реальный образовательный продукт совместной деятельности
1.Организацион-ный этап Подготовить учащихся к работе на уроке
-Улыбнитесь друг другу, пожмите руки.
-Я желаю вам хорошего рабочего настроения!
-Посмотрите на этот знак. Что он обозначает? Приветствуют друг друга.
Проговаривают правила работы в группе
Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся и кабинета к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся Ребята, скажите, а чем мы занимаемся на уроках обучения грамоте?
Для чего?
-Чем звуки отличаются от букв?
- На какие 2 группы можно разделить все звуки?
- Как отличить гласные звуки от согласных?
Проблемное задание
Х, Ч, Ц, Ш
-Посмотрите на буквы. Назовите их.
-Придумайте задания для данных букв.
-Сегодня на уроке мы отправимся за новыми знаниями в сказку.
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец? (Слайд 2)
-Знаком ли вам этот сказочный герой? Из какой он сказки? (Слайд 3)
-Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
-А что было дальше?
-Произнесите слово ЩУКА. Какой новый звук вы услышали в этом слове?
– Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 4)
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.
Изучить … звук и …букву.
Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.
(Слайд 5) Фронтальная работа
-учим буквы, учимся читать
Чтобы быть грамотными.
Ответы детей
-Звуки мы слышим, а буквы видим и пишем.
-Все звуки можно разделить на гласные и согласные.
-Гласные поются, воздух проходит свободно, без преграды, а согласные не поются
-Что общего? (глухие)
-Какая буква лишняя? Почему?
-Емеля
«По щучьему велению»
-Щуку
Называют тему урока.
- Согласный звук [ щ ]. Буквы Щ щ.
Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цели урока.
Изучить новый звук и новую букву.
Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой. Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.
Вывели название темы урока.
Читающие дети озвучивают опорную запись.
3.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала
1.Слого-звуковой анализ слова ЩУКА
(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в слове ЩУКА)
- Согласный, глухой, парного звонкого у него нет,
мягкий (после него в слове звук у) – не имеет парного твёрдого звука.
-На что похож этот звук? (на шипение)
Какой ещё звук похож на шипение?
-Чем они различаются? (щ – мягкий, ш – твёрдый)
- Произнесите звук [ щ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).
(Слайд 6)
Вывод повторяют все хором.
-Какой буквой обозначим новый звук? (Слайд 7)
-Как она называется?

-На что похожа буква Щ?
2. Поэтическая страничка (Слайд 8)
На расчёску «щ» похожа.
Три зубца всего? И что же?
Буква «щ» поможет нам
Чистить зубы по утрам
3.Сконструируйте букву Щ.
4.Найти все строчные буквы щ – мальчики
все заглавные - девочки
ОРЩПМИКИщИБЮьЩЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцЩДИщлРПВЩтЭЪХ
Физминутка

5.Чтение слогов, слов .
Ща ще щу щи щё щ? (Слайд 9)
-Буква щ не дружит (вывод) (Слайд 10)
- Игра «Собери слово» (слайд 11)
-Правила.(Слайд 12)
Чтение слов, задания к словам (Слайд 13-14)
Физминутка для глаз ( слайд16)
Работа в парах.
Дети называют слово ЩУКА.
Определяют количество звуков и выкладывают звуковую схему
Делают вывод:
звук [ щ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении, звук всегда мягкий, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.
Варианты ответов детей:
- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д
Конструирование буквы из пластилина.
М.- 2
Д. - 4
Читают слоги, слова и делают выводы
Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают
Формулируют правила
Придумывают задания Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.
Умение читать по слогам и целыми словами
4.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания Работа по учебнику.
" Щучья считалочка".
Рассматривание иллюстраций к тексту. Прогнозирование темы текста.
- О ком будет текст?
- Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).
- А лещ какой? (Проворен и умён)
-Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки? (В игре).
- Вспомните считалочки и поиграйте в паре.
Чтение считалочки про себя и вслух.
Ответы детей
Работа в парах.
Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Щ, алгоритмы и пользоваться ими.
5.Этап применения знаний и способов действий 1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.
Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!
Дидактическая игра «Угадай слово»:заменить в слове первый звук на звук щЩека,щель,щепка,щука,щит,щенок,щучка,щётка. Работа в парах
Слайд 17 Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.
Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку
6.Этап подведения итогов урока Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Где вам новые знания пригодятся?
- Какие задания были более интересными?
- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома? Выучили согласный,мягкий , глухой, шипящий звук
[ щ ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву щ, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д. Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы.
8.Этап рефлексии Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний