Конспект урока на тему Согласный глухой твердый звук [ш] . Буквы Ш, ш.


Тема урока: Согласный глухой твердый звук [ш] . Буквы Ш, ш.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с новым согласным звуком [ш] и буквой «Ш»;
- формировать умение находить в словах согласный звук [ш].
- формировать умение различать гласные и согласные звуки;
- формировать умение выделять звук в слове;
- формировать умение давать характеристику звука,
- формируем умение работать в паре;
- формируем умение читать слоги и слова с изученными буквами
Расширять словарный запас и кругозор учащихся;
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, в работе в парах.
Формировать УУД:
- Личностные: мотивацию к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом. Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Формирование: умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
- Познавательные УУД: формировать: умения объяснять значение слова; читать слоги; Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Делить слова на слоги; анализировать слово: определять место ударения в слове. Различать звонкие и глухие согласные звуки; ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: Знать название и начертание буквы Ш. Уметь давать характеристику новому звуку, определять позицию нового звука в слове. Уметь читать слоги, слова с изученными буквами. Уметь найти слово по его звуковой модели.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Оборудование: ребусы, фишки – звуки, шаблоны – прямоугольники и шаблоны - треугольники для составления схем предложений.
Учебник: Азбука, авторы Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, и так за работу.
-А готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Книжки и альбом?
(Садитесь).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем урок обучения грамоте.

2.Задание на развитие внимания.
Игра «Живые буквы»
1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.
(А, о, у, э, ы, и)
2) Назовите лишнюю букву. Почему?
(и – обозначает мягкость предшествующего согласного.)
3) Встаньте те, у кого написаны «хитрые буквы».(Я, ю, ё, е)
4) Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки. (Й, н, л, м, р)
5) Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки. (Б, в, г, д, з,ж)
6) К ним присоединятся учащиеся с буквами, которые обозначают парные глухие согласные звуки. Образуйте пары. (П, ф, к, т, с)
- Ребята, как вы думаете, почему ученик, у которого на карточке написана буква Ж, не смог найти себе пару.
3.Сообщение темы урока.
- Ребята, посмотрите на эту модель и скажите , с каким звуком мы познакомимся на уроке?

( согласный , глухой , твёрдый звук)
- Ничего необычного не заметили?
-А как шипит змея?
- Как шипит гусь?
-Поиграем в «Лесное эхо»:
«Ша-ша-ша - наша школа хороша»
«Шу-шу-шу – в нашу школу я спешу»
«Шо-шо-шо – а учусь я хорошо»
-Молодцы!
- Кто догадался с каким звуком вы познакомитесь на уроке?
- А кто знает, как называется буква , которая обозначает звук [ш]?
Откройте учебник на стр.127.
- Как правильно называется эта буква ?( [ша])
-Назовите соседей. Мы изучали эти буквы?
- Какое место в русском алфавите занимает буква ш?( 26)
-Так какая же тема нашего урока?( Звук [ш], буквы Ш, ш.)
-Поставим цели на урок?
-Сформулируйте цели урока (Познакомиться с новой буквой и звуком; учиться читать слоги и слова с новой буквой...)
4.Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с.82).
Открываем учебник на стр.82.
- А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (Он всегда твёрдый)
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
- Что изображено слева? (Шляпа)
- Прочитайте слово «шляпа» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «шляпа».
-Дайте характеристику звуку [ш] (Звук согласный, глухой, твёрдый.)
-Что нарисовано справа? ( Душ)
- Прочитайте слово «душ» по слогам и орфоэпически.
-Дайте характеристику звуку [ш] (Звук согласный, глухой, твёрдый.)
- Какой вывод можем сделать?( Буква ш выполняет одну работу. Буква ш обозначает один звук [ш] .)
5.Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
-Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева?( Шуба)
-Прочитайте слово «шуба» по слогам и орфоэпически.
-Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-На каком месте в слове «шуба» стоит буква «ш»?
-Дайте характеристику звуку [ш] (Звук согласный, глухой, твёрдый.)
- Что изображено в центре? Шина)-Прочитайте слово «шина» по слогам и орфоэпически.
-Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-На каком месте в слове «шина» стоит буква «ш»?
-Какой звук обозначает буква «ш» в слове «шина»?
-Какой звук обозначает буква «и» в слоге «ши»?
-Что нарисовано справа? ( Груши)
-Прочитайте слово «груши» по слогам и орфоэпически.
-Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-Дайте характеристику звуку [ш] (Звук согласный, глухой, твёрдый.)
-Какая буква пишется слоге «ши»?
-Какой звук произносится в слоге «ши»?
6. Чтение слогов по заданным схемам (с. 82)
- Что обозначает первая схема? ( В первом столбике слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором столбике –слоги начинаются со звука [ш].)
- Прочитайте слоги в столбике, где первый звук [ш].
- Прочитайте слоги в столбике, где первый звук гласный.
-Какой звук обозначает буква «ш» во всех словах?
7.Физминутка
Первоклашки дружно встали,И зверятами все стали.Потоптались как слонята,Повертелись как лисята,Поскакали как зайчата.Как жирафы потянулисьИ друг другу улыбнулись.Вперевалочку, как мишкиДружно сели все за книжки.
8.Чтение слогов и слов (с. 83)
( Дети читают слова по слога и орфоэпически, а затем делят слова на группы: слова – предметы, слова – признаки , слова – действия, у каждого слова выкладывают прямоугольники: розового, жёлтого и синего цветов.)
-Найдите и прочитайте слова из одного слога, двух, трёх слогов.
- Выполним задание волшебной палочки.
Поработайте в парах.
1ряд- работают со словами на розовом фоне
2ряд – на голубом фоне
3ряд – на жёлтом фоне ( - Как называются слова на жёлтом фоне?)
-Прочитайте соседу по парте пару слов, объясните ему, как образовалось второе слово. Что значит каждое из слов? Затем послушайте его. Делают вывод: «В русском языке звук (буква) могут изменять значение слова. В результате образуется новое слово с другим значением».
Шёлк – нитки, изготовляемые из ниточек , которые выделяют гусеницы-шелкопряды.
Клеш расширенный книзу.
Марш- торжественное музыкальное произведение.
Шут- клоун.
Туш – короткое торжественное музыкальное произведение.
- Составьте предложение со словом туш и составьте схему этого предложения.
7.Физминутка
-Послушайте марш и давайте пройдём под него.
9.Чтение стихотворения « Жадина».
- Прочитайте название стихотворения. (« Жадина»)
-Кто автор этого стихотворения? ( С. Я. Маршак)
Самуил Яковлевич Маршак – поэт, переводчик, драматург, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний. Он один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране, его переводы Шекспира, Бернса впервые открыли произведения этих великих поэтов российским читателям. Строки его стихов не надо заучивать. Они запоминаются сами, а потом не уходять из памяти даже спустя многие годы.
Багаж
Вот какой рассеянный
Детки в клетке
Мастер-ломастерУсатый полосатый
Горя бояться - счастья не видать
Двенадцать месяцев
Дремота и зевота
Почта
Сказка о глупом мышонке
Сказка о глупости
Сказка об умном мышонке
Сказка про короля и солдата
Старуха, дверь закрой
О чем разговаривали лошади, хомяки и куры
Отчего кошку назвали кошкой
Мельник, мальчик и осёл
Не так
Про двух соседей
Шалтай-болтай (сборник детских стихов)
Чтение стихотворения вместе с учителем ( Игра « Буксир»)
- Что просили у Гриши?
-Как он отвечал на все просьбы?
-Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.
-Объясните название произведения. Почему оно так называется?
Чтение стихотворения по ролям.
10. Итог урока
Вот и кончился урок,                                              
И подводим мы итог!
-ДОСТИГЛИ ЛИ намеченных целей?
-Что вас удивило?
-Что нового узнали на уроке?
-Какой звук обозначает буква «ш»?
- Какое настроение у вас к концу урока?