Рабочая программа по предмету Ручной труд 1 класс. Для обучения на дому детей с ОВЗ.


Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду составлена для обучающегося с ОВЗ (аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития (легкая степень); системное недоразвитие речи (2 уровня)) 1 класса Шелофастова Ростислава. Обучающемуся рекомендовано обучение на дому.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции стандарта второго поколения.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
СанПин № 242 328615 от 10.07.2015г.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Письмо Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» от 28.02.2003г. №27/2643-6.
Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.
Целью данной программы является:
- воспитание положительных качеств личности обучающегося: трудолюбия, настойчивости;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
С учетом уровня обученности ребенка основными задачами являются:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающегося. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.
Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающегося при выполнении трудовых заданий, подготавливать его к общетехническому труду.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений обучающегося по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
знакомство с оборудованием и общими правилами безопасности.
Формирование умений обучающегося должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.
Общая характеристика курса.
В результате изучения учебного предмета «Ручной труд» на ступени начального общего образования осуществляется всестороннее развитие личности обучающегося с нарушением интеллекта, вооружение его достаточными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определённой специальности; исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а так же недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Трудовое обучение является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы. Занятие ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку обучающегося к профессионально-трудовому обучению, максимальному содействию социализации ребенка к самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.В результате изучения учебного предмета обучающийся получит возможность овладеть умениями и навыками характерными для труда работников определённого предприятия, адаптироваться к работе в условиях конкретного производственного коллектива, усвоить требования к качеству и производительности труда, установленных на предприятии.
Место курса «Ручной труд» в учебном плане.
На изучение предмета «Трудовое обучение» в 1 классе отводится 0,5 часа в неделю и 17 часов в год. Количество часов сокращено за счет объединения тем.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность добра – направленная на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознание себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Результаты изучения курса.
Личностными результатами изучения трудового обучения является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).Предметными результатами изучения трудового обучения являются
1)умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
2)владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
3)сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
4)использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Трудовое обучение» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности обучающегося.
Планируемые результаты:
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места;
знание видов трудовых работ;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими предметами;
умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
умение составлять стандартный план работы по пунктам;
умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора).
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;
умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
Личностные результатыспособность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Содержание курса.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 час
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление с особенностями урока труда. Требования к поведению во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 3 часа
Практические работы
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.
Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».
Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.
РАБОТА С БУМАГОЙ 2 часа
Практические работы
Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.
Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги дли работы с разрезной азбукой и цифрами.
Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.
Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.
Изготовление по образцу стаканчика для семян.
Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).
Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).
Округление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).
Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
Приемы работы. Складывание с угла на угол и средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, округление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.
Умения
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы па вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т.д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.
РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ 3 часа
Практические работы
Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.
Лепка по образцу букв и цифр на подложке.
Технические сведения. Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.
Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).
Практические работы
Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).
Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.
Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.
Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).
Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.
Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилина
РАБОТА С БУМАГОЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЕЯ) 5 часов
Практические работы
Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка).
Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.
Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).
Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.
Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.
Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.
Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).
Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.
Умения
Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий — с планированием ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ) 1 час
Практические работы
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.
Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате.
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты.
Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.
Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
РАБОТА С НИТКАМИ 1 час
Практические работы
Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.
Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.
Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.
Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.
Умения
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.
РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ) 1 час
Практические работы
Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).
Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.
Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.
Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета).
Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
Умения
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием ближайшей операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.
Тематическое планирование

п/пдата Тема урока
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
план факт 1 Вводное занятие. «Человек и труд», «Урок труда»
Беседует о труде и профессиях. Знает требования к поведению во время урока труда. Определяет инструменты и принадлежности для работы на уроке технологии. Знает наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами.
2 Лепка из пластилина предметов шарообразной формы. Яблоко. Лепит предметы шаровидной формы. Умеет раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать
3 Экскурсия в природу. «Коллекция из листьев» Участвует в беседе, называет окружающие предметы. Знает правила поведения на улице.
4 Работа с природными материалами. Аппликация «Бабочка». Составляет композиции из природных материалов. Умеет выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления.
5 «Что надо знать о бумаге?» Участвует в беседе о видах бумаги: белая и цветная бумага, цветной и белый картон, гофрированная бумага. Умеет отличать виды бумаги. Знает правила экономного использования бумаги.
6 «Что надо знать о треугольнике?» Складывание из бумаги «Ёлочка» Овладевает навыками вырезания по прямой линии, складывания бумаги. Знает правила безопасной работы с ножницами. Умеет складывать и заглаживать бумагу.
7 «Что надо знать о квадрате?» Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу» Овладевает навыками вырезания по прямой линии, складывания бумаги. Знает отличия треугольника от квадрата. Умеет складывать и заглаживать бумагу.
8 «Что надо знать о прямоугольнике?» «Наборная линейка» Овладевает навыками вырезания по прямой линии, складывания бумаги. Называет фигуры. Знает отличия геометрических фигур. Умеет складывать и заглаживать бумагу.
9 Лепка предметов овальной формы. Огурец Овладевает навыками работы с пластилином. Умеет выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления.
10-11 Работа с пластилином. Приём: сплющивание шара. «Пирамидка из 4 колец», «Грибы» Лепит двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара. Умеет подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдает пропорции, размеры. Оценивает свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
12-13 Работа с пластилином. Приём: вытягивание одного конца столбика. «Морковь, свёкла» Лепит на основе шара и овала.
14 Работа с еловыми шишками «Ёжик» Использует дополнительный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха.
15 Лепка «Цветок» 16 Работа с бумагой. «Бумажный фонарик» Умеет разрезать по размеченным прямым и кривым линиям. Умеет ориентироваться в задании. Сравнивает изделие с натуральным объектом.
17 Заключительный урок «Чему мы научились». Использует полученные умения на практике. Умеет планировать самостоятельно этапы работы для достижения конечной чели.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Адаптированная рабочая программа по ручному труду.