Создание условий для творческого самовыражения и развития учащихся

Создание условий для творческого самовыражения и развития учащихся
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо превносить в него новое своей деятельностью. А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.
Учащиеся должны ориентироваться в разнообразии общественных технологий, иметь свое мнение и уметь отстаивать его, правильно оценивать свои возможности, быть готовыми к принятию ответственных решений. Сейчас Украине нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. УВК школа-лицей №19 помогает решать жизненно важную общественную (1 слайд) задачу - подготовка выпускника к успешному обучению в вузе, образованного выпускника, способного к самообразованию, имеющего развитое творческое мышление и потребность в исследовательской деятельности, стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию и имеющего желание и умение применять полученные знания в общественной практике.
Определена цель работы (2 слайд) УВК школы-лицея на 2012-2013 учебный год: «Создание условий для формирования всесторонне развитой личности ученика путем совершенствовании компетентности педагогов».
Особенность воспитательной работы связана с тем, что она осуществляется как в учебное, так и в свободное от учебы время, в рамках которого учащийся свободно выбирает тот или иной вид занятий.
(3 слайд) Поставлены задачи работы школы-лицея на 2012-2013 учебный год:
- применение инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе;
- использование практического опыта деятельности и интересов учителей в различных сферах учебно-познавательной деятельности учащихся;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс результатов работы по здоровьесберегающему обучению и воспитанию;
- содействие толерантному взаимодействию всех участников учебно-воспитательном процессе.
Реализация задач в учебно-воспитательной работе велась по разным направлениям, определенным в Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым:
(4 слайд) воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирования любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота Украины;
воспитание толерантности как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие полиэтничного, поликультурного Крыма; формирование у детей и молодежи готовности к осознанной жизни в духе взаимопонимания мира, согласия между всеми народами, религиозными группами;
воспитание активной жизненной позиции способной противостоять любому негативному влиянию.
В план школы-лицея включена работа по этим направлениям, которые, в свою очередь, взаимодействуют друг с другом, делая воспитательную работу комплексной и систематичной.
Управление процессом воспитания строится следующим образом (по следующим направлениям): (5 слайд)
1. Совместная работа с:
- служба CДД, ОКМДД, городской Центр занятости, правоохранительные органы города;
- общественными организациями (Дом культуры, Дом офицеров, Краеведческий музей, центральная детская библиотека, музыкальная школа, ЦДТ, учебный центр «Интеллект», Детская спортивная школа, Литературно-мемориальный музей Грина, картинная галерея Айвазовского, кинотеатр «Пионер»,Крымский кабельный канал «Визит»).
Особое внимание отводится выявлению творческих способностей и наклонностей учащихся, вовлечению их в разнообразную творческую внеурочную деятельность. Для эффективного творческого развития личности ребенка продолжается тесное сотрудничество с Центром детского творчества, Центральными детской и взрослой библиотеками, центром «Интеллект», Домом культуры, Клубом Феодосийского Морского порта, картинной галереей Айвазовского. Также налажена связь с Литературно-мемориальным музеем Грина, составлен годовой план совместной работы и договор о сотрудничестве. Регулярно проводятся литературные гостиные, экскурсии и беседы, выставки работ по творчеству Александра Грина, ученики школы-лицея участвуют в конкурсах, организованных музеем.
2.Административная работа:
- знакомство с опытом воспитательной работы школ города. Крыма, Украины, в том числе по страницам периодической печати;
- наставничество;
- МО классных руководителей. (6 слайд)
3. Сбор информации:
- педагогические наблюдения;
- анкетирование;
- анализ собранной информации.
4. Планирование:
- планирование кружковой работы;
- подбор программ и планов, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;
- подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
(7 слайд)
5. Контроль и коррекция:
- анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, МО классных руководителей, отчеты при директоре, совещания при заместителе директора и др. формы);
- корректировка планов и программ.
6. Создание условий для развития учащихся:
- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах;
- создание системы дополнительного образования и воспитания;
- создание материально-технической базы;
- тесная связь семьи , школы,общественности;
- взаимопомощь в проведении внеклассной, внеурочной, внешкольной работы;
- работа с активом учащихся школы;
- семинар для классных руководителей;
- посещение и анализ внеклассных мероприятий.
Управляющая система создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным. Чтобы в лицейские классы пришёл ученик творческий, развитый, готовый к исследовательской и научной деятельности, мы начинаем работать с детьми 5-6 лет. Уже 5-й год в рамках преемственности мы работаем с ДУЗ №11: организовываем круглые столы, совместные родительские собрания, мероприятия, взаимопосещения занятий, изучение программ, методик и т.д. Такая работа даёт свои результаты: дети идут в школу с удовольствием, подготовка к школе у этих детей адаптирована к школьной программе, учителя получают полную педагогическую характеристику способностей каждого ребёнка, родители знают требования школьного курса. Переход из начальной школы в среднее звено и из среднего звена в старшее проходит в рамках преемственности, когда большое внимание уделяется именно характеристикам способностей учащихся.
(8слайд) Для реализации процесса творческого самовыражения и развития учащихся в школе-лицее работают кружки: «Проба пера», «Юный стрелок», «Меткий стрелок», «Основы православной культуры», «Крымский вальс». (9 слайд) Из 355 человек учащихся школы-лицея эти кружки посещают 77 человек. Не имея достаточного количества часов на организацию кружков, мы проводим совместные занятия с внешкольными заведениями города. Классные руководители информируют родителей и учащихся о таких заведениях и проводят беседы с родителями о необходимости развития способностей детей. Педагогический коллектив школы-лицея систематически поощряют детскую фантазию, воображение (в рисунках, живописи, музыкальных импровизациях, сочинении стихов, сказок, песен). Тем самым у учащихся появляется возможность творческого самовыражения.
Создание условий равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, интересами, индивидуальными склонностями и потребностями позволяют успешно адаптироваться в быстроменяющемся мире.
Такими условиями в нашей школе-лицее стали: привлечение к олимпиадам по предметам, занятиям в секциях МАН «Искатель», Каразинскому коллоквиуму, различным Всеукраинским, республиканским, городским, школьным конкурсам всех желающих, способных и одаренных учащихся.
(10 слайд) Анализ воспитательной работы показал, что результативность участия учащихся школы-лицея в различных воспитательных мероприятиях по сравнению с 2010/2011 учебным годом возросла.
Кроме того, учителя – филологи отметили увеличение количества учащихся, которые пробуют писать поэзию и прозу. Лицеисты активно принимали участие в городском конкурсе юных журналистов, поэтов и прозаиков «Мой голос». В номинации «Фоторепортаж» учащаяся 7 класса стала лауреатом. Также в номинациях «Журналистика», «Фотожурналистика», «Художественная фотография», «Мы крымчане» в части старшая возрастная группа
· 4 учащихся стали также лауреатами. По результатам 1 этапа Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ Малой академии наук в отделении литературоведения, фольклористики и искусствознания учащиеся 11 класса с работами «Рубаи Омара Хайама» и «Поэт промышленного века» заняли 1-е места,учащаяся 8 класса-3 место по русскому языку. Учащаяся 10 класса является лауреатом Крымской Малой Академии искусств и народных ремёсел.
Допрофильная и профильная подготовка учащихся в лицее ведётся по естественно-математическому направлению. Как результат, завоевали призовые места во втором этапе Всеукраинских ученических олимпиад: уч-ся 9 кл.- 3 место по физике, 3 место по биологии; уч-ся 10кл.-2,3 места по экономике, 3 место по биологии; уч-ся 11 кл.- 2 место по географии. В городском турнире юных изобретателей и рационализаторов команда уч-ся 9-11 кл. заняла 1 место. В сессиях Феодосийского филиала Малой академии наук школьников Крыма «Искатель» в 2012-2013 учебном году приняли участие 8 учащихся: 4 человека-секция биология (9-10кл.), 1 человек-секция правоведение (9кл.), учащийся 9 класса-секция физика, учащийся 7 класса-секция математика, 1 человек секция русского языка. По итогам сессии рекомендовано участие в республиканском конкурсе научно-исследовательских работ «Исследовательский старт» учащемуся 9 класса, в республиканском медико-биологическом конкурсе им.Троицкого учащемуся 10 класса.
Кроме того, четверо учащихся 10 и 11 класса получили Сертификаты финалистов Турнира по основам экономики для старшеклассников общеобразовательных учебных заведений АР Крым, который был организован МОН, молодёжи и спорта Украины, Крыма, Крымским экономическим институтом киевского национального экономического университета имени В.Гетьмана. Это даёт учащимся преимущества при поступлении в этот ВУЗ на факультет экономики.
Во втором этапе Всеукраинских ученических олимпиад среди учащихся 3-6 классов заняли призовые места : учащиеся 3 класса - 2,3 места по украинскому языку; уч-ся 4 кл.-2,3 места по русскому языку; уч-ся 6 кл.- 1 и 2 место по природоведению, уч-ся 7 класса заняла 3 место во 2 этапе олимпиады по предметам искусства.
(11 слайд) В сравнении с прошлым учебным годом, когда мы завоевали 10 призовых мест, в этом году наблюдается повышение результативности участия в городском этапе Всеукраинских олимпиад по предметам 14 призовых мест.
Традиционно учащиеся среднего и старшего звена параллельно с работой в Малой академии наук школьников Крыма «Искатель» принимают активное участие в работе Каразинского коллоквиума, организованного для учащихся лицеев и гимназий Харьковским национальным университетом им. В.Н.Каразина. На защиту своих работ в этом году были приглашены 3-е учащихся: (9кл, секция правоведение), (9кл, секция физика), (11 кл.,секция литература).
Уже второй год учащиеся 1-4 классов активно принимают участие в городском конкурсе «Юный исследователь». Учащиеся 2-4 классов являются призёрами по секциям «Животный и растительный мир» (3человека), «Я и природа» (3 человека). Учащиеся 4кл и 3-Бкл. стали участниками Республиканского этапа Всеукраинского конкурса иссвледовательских работ. Это свидетельствует о хорошей подготовке учащихся, глубоких знаниях по предметам и эффективно организованной научной- исследовательской деятельности.
С целью активизации внеклассной и внешкольной работы по предметам, развития познавательной и творческой деятельности учащихся ежегодно в школе-лицее обеспечивается проведение Всеукраинских и международных конкурсов. Во Всеукраинсом конкурсе «Соняшник» победителями стали 2 учащихся 4 класса и 1- 5 класса. В этом году 2 учащихся приняли участие во Всеукраинском конкурсе имени П. Яцыка и заняли 2 место – учащаяся 4 го класса, 3 место – учащаяся 5 –го класса. Кроме того, учащаяся 10 класса стала лауреатом IV Всеукраинской выставки-фестиваля «Обдаровані діти».
Учащиеся УВК №19 показывают свои достижения в различных республиканских и городских конкурсах: учащаяся 10 класса награждена грамотой за творческий подход в работе на Всекрымский конкурс «Крым сегодня и завтра глазами молодёжи», организованный МОН, молодёжи и спорта Автономной Республики Крым совместно с Национальной академией природоохранного строительства и курортов в номинации «Крым, курорт и туризм»; в соревнованиях по устному математическому счёту пранглимине «Миксике» в Крыму в 2012-2013 учебном году команда учащихся УВК №19 среди третьих классов заняла 5 место по Крыму; за раскрытие темы в номинации «Художественная фотография» по итогам городского этапа Всеукраинского фестиваля-конкурса «Молодёжь выбирает здоровье» учащийся 11 класса награждён грамотой; на VII Феодосийском городском турнире юных изобретателей и рационализаторов команда школы-лицея завоевала 1 место, также награждены грамотами в номинациях «Лучший докладчик», «Лучший оппонент», «Лучший рецензент» учащиеся 9-11 классов; в ХХХ1 городских соревнованиях по сборке и анализу радиосхем в старшей возрастной группе учащийся 9 класса занял 3 место; Грамотами Исполнительного комитета Феодосийского городского совета награждены двое учащихся по результатам городского этапа Всеукраинского фестиваля «Таланты многодетной семьи»; в городском этапе конкурса чтецов духовной поэзии «Созвучье слов живых» учащийся 11 класса занял 1 место в старшей возрастной категории; победителями городского этапа Всеукраинского конкурса «Космические фантазии» стали трое учащихся 4 класса, четверо учащихся 9-11 класса; второе место занял учащийся 7 класса в соревнованиях по шахматам городской спартакиады «Юность». Учащиеся 11 класса приняли участие в городском детском проекте «Феодосия в сердце моём». Как результат 1 место в конкурсе «Город в объективе», 1 место в конкурсе «Каким я вижу свой город».
Следует отметить, что в 2012 году учащиеся 10-11 класса приняли участие в научно-практической конференции молодежи и школьников юго-восточного Крыма «Среда обитания, здоровье, туризм проблема и вызовы современности», где вместе с ребятами из других городов обсуждали проблемы среды обитания, туризма, спорта, здорового образа жизни крымчан.
Активная работа самоуправления школы-лицея отмечена в городском конкурсе на лучшую организацию деятельности ученического самоуправления коллектив «ЛИГА» стал победителем в номинации «Общая система работы». На конкурсе лучшей школьной газеты, организованный фондом Ю.Лёвочкиной ученический коллектив занял 1 место.
Развитие творческих способностей учащихся лицейских классов во внеурочное время осуществляется на занятиях факультативов, курсов по выбору, кружков. Тщательно проводится формирование профильного класса. С 8 класса осуществляется наблюдение - анкетирование – анализ – предложение курсов, факультативов – анкетирование – анализ – предложение других курсов, факультативов – анкетирование – анализ – организация профильного класса. Классные руководители совместно с Центром занятости проводят огромную работу по профориентации и изучению рынка труда города Феодосии.
Вместе с тем, недостаточное количество часов на кружки не позволяет охватить внешкольной занятостью в стенах школы-лицея большее количество учащихся, часто в разных видах деятельности участвуют одни и те же дети. Поэтому работа педагогического коллектива школы-лицея направлена на выявление, развитие творческих способностей учащихся с начальной школы и несомненно, все успехи лицея обеспечены большим, честным, творческим трудом педагогов.
Будем и в дальнейшем помнить, что (12 слайд) «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие», что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Ш.Амонашвили.
































15