Программа по классу аккордеон. ДМШ 8(9) лет.


Комитет по культуре, социальной политике и спорту администрации Ханты-Мансийского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Ханты-Мансийского района
«Детская музыкальная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Программа по учебному предмету
ПО.01. Музыкальное исполнительство
УП.02 «Ансамбль» 5(6) и 8(9) лет
Cтруктура пpограммы учебногo пpедметаI.                  Пояснительная записка
·        Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
·        Срок реализации учебного предмета;
·        Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
·        Форма проведения учебных аудиторных занятий;
·        Цели и задачи учебного предмета;
·        Обоснование структуры программы учебного предмета;
·        Методы обучения;
·        Требования к условиям реализации программы;
II.               Содержание учебного предмета
·        Cведения о затратах учебного времени;
·        Годовые требования по классам;
III.           Требования к уровню подгoтовки обучающихся
IV.           Формы и методы контроля, система оценок
·        Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
·        Критерии оценки;
V.               Методическое обеспечение учебного процесса
·        Методические рекомендации педагогическим работникам;
·        Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.           Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
·        Список рекомендуемой нотной литературы;
·        Список рекомендуемой методической литературы;
·        Рекомендуемые интернет ресурсы.
 
I.       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
·        Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Данная программа делится на:
ü обязательную часть, которая предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс, а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для учащихся, поступающих в профессиональные образовательные учреждения
ü вариативную часть, которая предполагает знакомство с предметом с 1по 3 класс и продолжения обучения в 8 классе.
Настоящая программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, выявление музыкально-одарённых детей и подготовку их к поступлению в средние специальные образовательные учреждения музыкального искусства. Следует отметить, что работа по этой программе не требует «Специальных условий для особых детей», а предполагает массовое обучение юных пианистов мастерству ансамблевой игры.
Совместное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе.
На занятиях по предмету «Ансамбль», педагог использует и развивает базовые навыки, которые ученик получает на занятиях в классе по специальности.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного, 6-ручного, 8-ручного, 2-х рояльного, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19-20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искуccтва, необходимых для совместного музицирования: выработку у партнёров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться к друг другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоко-художественном уровне.
 
·                   Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Срок реализации данной программы составляет 8(9) лет:
ü Обязательная часть составляет четыре года - с 4 по 7класс.Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
ü Вариативная часть составляет 4 года – с 1 по 3классы и 8 класс.
 
 
 
 
 
 
 
 
·                   Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
 
Обязательная часть
Таблица 1
Срок обучения/количество часов 4-7 классы 9 класс
Количество часов (общее на 4 года) Количество часов (на 1 год)
Максимальная
 нагрузка 330 часов 132 часа
 Количество часов на аудиторнуюнагрузку 
132 часа  
66 часов
Количество часов на внеаудиторную(самостоятельную работу)  
 
198 часов  
 
66 часов
Недельная
Аудиторная нагрузка 1 час 2 часа
Недельная внеаудиторная (самостоятельная работа)  
1,5 часа  
2 часа
Консультации
(для учащихся 5-7 классов)  
6 часов (по 2 часа в год)  
2 часа
 
Вариативная часть
Таблица 1
Срок обучения/количество часов 1-3 классы 8 класс
Количество часов (общее на 3 года) Количество часов (на 1 год)
Максимальная
 нагрузка 245 часов 82,5 часа
 Количество часов на аудиторную нагрузку  
98 часа  
33 часов
Количество часов на внеаудиторную(самостоятельную работу)  
147 часов  
49,5 часов
Недельная
Аудиторная нагрузка 1 час 1 часа
Недельная внеаудиторная (самостоятельная работа)  
1,5 часа  
1,5 часа
 
 
·        Форма проведения учебных аудиторных занятий: Мелкогрупповая (2-4 ученика), рекомендуема продолжительность урока 40 минут.
К занятиям юных пианистов по учебному предмету «Ансамбль» могут привлекаться ученики, обучающиеся на других отделениях (смешанные инструментальные и инструментально – вокальные ансамбли любого состава). Кроме того, обучение игре в ансамбле может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений ученика и  преподавателя.
 
·        Цели и задачи учебного предмета
Цель программы– формирование и развитие у учеников творческих способностей, комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта. Главное, чтобы ученики почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.
Задачи:
ü   Формирование и развитие у обучающихся комплекса навыков игры в ансамбле (развитие чувства ритма, синхронности исполнения; умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров;развитие чувства партнерства, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга, воспитание ответственности за исполнение своей партии и т.д.);
ü   Развитие эмоциональности, памяти, образного мышления, воображения, творческой активности, артистизма при игре в ансамбле;
ü   Обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа;
ü   Приобретение опыта сценических выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
ü   Расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
ü   Формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
 
·        Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы учебного предмета «Ансамбль» являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
1.     Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
2.     Распределение учебного материала по годам обучения;
3.     Описание дидактических единиц учебного предмета;
4.     Требования к уровню подготовки обучающихся;
5.     Формы и методы контроля, система оценок;
6.     Методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
 
·        Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала произведения);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся.
 
·        Требования к условиям реализации программы:
Минимальное материально-техническое обеспечение:
ü Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда;
ü Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.
ü В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
ü Желательно наличие технических средств для прослушивания аудио (CD, MP3) и просмотра видео (DVD) записей, а так же доступ к интернет сети.
Методическое обеспечение учебного процесса:
ü Рекомендуемые учебные издания – художественный материал по программе;
ü Использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей.
Дополнительные источники:
ü Музыкальная энциклопедии, поисковые системы, сайты Интернета, сайты издательств.
 
II.   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 
·        Cведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся, аудиторные занятия и консультации:
 
Обязательная часть
                                                                                                      Таблица 3
  Распределение по годам обучения
класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продолжительность учебных занятий (в неделях)  
-  
-  
-  
33  
33  
33  
33  
-  
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)  
-  
-  
-  
1  
1  
1  
1  
-  
2
Консультации (часов в год) - - - - 2 2 2 - 2
 
 
Вариативная часть
                                                                                                       Таблица 4
  Распределение по годам обучения
класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продолжительность учебных занятий (в неделях)  
32  
33  
33  
-  
-  
-  
-  
33  
-
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)  
1  
1  
1  
-  
-  
-  
-  
1  
-
Консультации (часов в год) - - - - - - - - -
 
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, получения учениками, которые планируют продолжить своё музыкальное образование, дополнительных знаний и умений.
Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Самостоятельная работа
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертныхзалов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
 
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
 
                                                                                              Таблица 4
Период освоения программы
(по полугодиям)
  Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
Обязательная нагрузка
4 класс
I полугодие урок 40 24 16
II полугодие урок 42,5 25,5 17
5 класс
I полугодие урок 40 24 16
II полугодие урок 42,5 25,5 17
6 класс
I полугодие урок 40 24 16
II полугодие урок 42,5 25,5 17
7 класс
I полугодие урок 40 24 16
II полугодие урок 42,5 25,5 17
Итого: 330 198 132
9 класса
I полугодие урок 64 32 32
II полугодие урок 68 34 34
Итого: 132 66 66
Вариативная часть
1класс
I полугодие урок 40 24 16
II полугодие урок 40 24 16
2 класс
I полугодие урок 40 24 16
II полугодие урок 42,5 25,5 17
3 класс
I полугодие урок 40 24 16
II полугодие урок 42,5 25,5 17
Итого: 245 147 98
8 класс
I полугодие урок 40 24 16
II полугодие урок 42,5 25,5 17
Итого: 82,5 49,5 33
                         
 
Рекомендуемая форма построения аудиторной практической работы:
ü Решение технических задач,
развитие навыка игры в ансамбле – 15 мин.
ü Чтение с листа – 10 мин.
ü Работа над музыкальными произведениями – 20 мин.
 
·                   Годовые требования по классам
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки чтения с листа, навыки совместной игры, такие как:
ü   Комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
ü   Знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических произведений и т.д.), а также камерно-инструментального репертуара отечественных и зарубежных композиторов;
ü   Знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки разных эпох
ü   Навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
 
Данная программа отражает разнообразие репертуара, выбор которого зависит от индивидуальных особенностей ученика и находится в компетенции педагога. Программа охватывает весь период обучения учащихся ДШИ с 1 по 8 (9) классы.
В каждом разделе программы по классам учитывается необходимость всестороннего ознакомления ученика с ансамблевой литературой, постепенное усложнение репертуара, изучение различных музыкальных жанров, а также знакомство с западноевропейской, русской и советской музыкой. В программе представлен большой выбор ансамблей для музицирования, для выступления на различных концертах.
Не смотря на то, что ансамбль, как учебный предмет, предусмотрен с 4 класса, в настоящей программе представлены годовые требования и примерные репертуарные списки с 1 класса.
 
1 класс (в рамках вариативной части)
В течение учебного года ученик должен пройти 3-5 ансамблевых произведений, в конце года контрольный урок. Желательны выступления на концертах, которые заменяют контрольный урок.
Основные задачи:
ü Формирование начальных навыков игры в ансамбле;
ü Формирование навыка чтения с листа;
ü Развитие слуха, ритма, памяти.
 
Примерный рекомендуемый репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л.         Отрывок из 7-ой симфонии; Сурок.
Брамс И.             Петрушка
Вебер К.              Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
Гайдн Й.             Отрывок из симфонии №94
Гендель Г.           Менуэт
Грегори Л.          Чакона
Диабелли А.        Мелодические упражнения на 5 нотах для фортепиано в 4 руки ор.149
Моцарт В.          Тема из вариаций До мажор
Сигмейстер Э.    Игрушечная железная дорога
Шуберт Ф.          Два вальса
Шуман Р.            Совенок
 
Произведения русских и советских композиторов
Александров А.  Песенка зайчиков
Беркович И.        Игра; Мой садик
Витлин В.           Дед Мороз
Глинка М.           Полька
Иорданский М.   Песенка про чибиса
Кабалевский Д.   Про Петю
Левина З.            Тик-так; Белочки
Лобачев Г.          Кот Васька
Стравинский И.  Тили-бомЧайковский П.    Отрывок из балета «Спящая красавица»; Мой садик
Шостакович Д.   Шарманка
 
 
 
Народная музыка
Во кузнице – русская народная песня
Во саду ли в огороде – русская народная песня
Выйду ль я на реченьку – русская народная песня
Выходили, красны девицы – русская народная песня
Ехал казак за Дунай – украинская народная песня (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Журавель – украинская народная песня
Исходила младешенька – русская народная песня
Как пошли наши подружки – русская народная песня
Мимо поля, мимо луга – чешская народная песня
На море утушка – русская народная песня
Пастух – словацкая народная песня
Сел комарик на дубочек – белорусская народная песня
Тонкая рябина – русская народная песня
Шуточная – русская народная песня
Я на горку шла – русская народная песня
 
2 класс (в рамках вариативной части)
В течение учебного года ученик должен пройти 3-5 ансамблевых произведений,в конце года контрольный урок. Желательны выступления на концертах, которые заменяют контрольный урок.
 
Основные задачи:
ü Совершенствовать практические и технические навыки игры в ансамбле;
ü Развитие навыка чтения с листа;
ü Прививать навык публичного выступления.
 
 
 
Примерный рекомендуемый репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Барток Б.            Венгерская песня; Словацкий танец.
Бетховен Л.                  Марш из музыки к пьесе "Афинские развалины";
Немецкий танец
Бизе Ж.               Хор мальчиков из оперы "Кармен"
Брамс И.             Народная песня
Вебер К.              Хор охотников, Вальс из оперы "Волшебный стрелок"
Гретри А.            Ария
Григ Э.                Танец Анитры из сюиты "Пер Гюнт"
Гуно Ш.              Вальс из оперы "Фауст"
Моцарт В.          Менуэт Жуана из оперы "Дон-Жуан"; Тема из первой части симфонии соль минор
Перселл Д.                   Фанфара
Шуберт Ф.                   Лендлер; Благородный вальс; Детский марш
Шуман Р.            Игра в прятки; Экосез
 
Произведения русских и советских композиторов
Глинка М.           Краковяк из оперы «Иван Сусанин»; Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"; Жаворонок
Гречанинов А.    Весенним утром
Прокофьев С.     Петя (отрывок из симфонической сказки "Петя и волк"Римский-Корсаков Н. Отрывок из оперы "Сказка о царе Салтане" (для 2-х фортепиано в 4 руки); Отрывок из симфонической сюиты "Шехерезада"
Смирнов В.         Три пьесы: Королевский поход
Стравинский И.  Вальс из балета «Петрушка»
Холминов А.      Цыплята
Хренников Т.      Метелица
Чайковский П.    Вальс из балета "Спящая красавица";Вальс из балета "Щелкунчик"; Детская песенка "Мой Лизочек"; Осень;
Танец Феи Драже из балета "Щелкунчик"
 
Народная музыка
Ах, Самара - городок -  русская народная песня
Ах ты, степь широкая-  русская народная песня
Вдоль да по речке - русская народная песня
Во поле берёза стояла-  русская народная песня
Катенька веселая- русская народная песня
Ой, на лугу - украинская народная песня
По дороге жук, жук - украинская народная песня
Пойду ль я, выйду ль я - русская народная песня
Посею лебеду - русская народная песня
Птички- старинная французская песня
Светит месяц - русская народная песня
С горки на гору ходила - русская народная песня
То не ветер ветку клонит - русская народная песня
У меня ль во садочке - русская народная песня
Эй, ухнем – русская народная песня
Я на камушке сижу - русская народная песня
3 класс (в рамках вариативной части)
В течение учебного года ученик должен пройти 3-5 ансамблевых произведений, в конце года контрольный урок. Желательны выступления на концертах, которые заменяют контрольный урок.
Основные задачи:
ü Совершенствование технических и практических навыков игры в ансамбле
ü Развитие навыков чтения с листа
ü Развитие музыкального мышления
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бах И. С.             Гавот из английской сюиты соль минор
Бетховен Л.         Контрданс; Два немецких танца
Брамс И.             В зеленых нивах дом стоит (народная песня); Вальс
Бриттен Б.           Ноктюрн
Вебер К.              Марш
Гайдн И.              Песня Ганны из оратории «Времена года»;Учитель и ученик
Григ Э.                В лесу; Песня
Мартини Дж.      Гавот
Мендельсон Ф.   Свадебный марш из музыки к комедии У. Шекспира
«Сон в летнюю ночь»
Моцарт В.                    Ария Церлины, Ария Дон-Жуана из оперы «Дон – Жуан»
Рамо Ж.              Тамбурин
Флисс Б.              Колыбельная
 
Произведения русских и советских композиторов
Аренский А.       Две пьесы: Гавот. Романс
Глинка М.           Жаворонок
Кюи Ц.                Кукольный бал
Лядов А.             Две русские народные песни. Соч.58
Молчанов К.       Журавлиная песня
Мусоргский М.   Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Пахмутова А.     Надо мечтать
Римский-Корсаков Н. Хор из оперы «Сказка о царе Салтане»
Рубинштейн А.   Неаполитанский рыбак и неаполитанка «Костюмированный бал»
Соловьев-Седой В. Подмосковные вечера
Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка»
Хачатурян А.     О чем мечтают дети
Хренников Т.      Весёлый канон; Как соловей о розе (из музыки к комедии «Много шума из ничего»)
Чайковский П.    Колыбельная в бурю (для 2-х фортепиано)
Марш из балета «Щелкунчик»;Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»;Танец пастушков из балета «Щелкунчик»;Хор девушек из оперы «Евгений Онегин»
Шаинский В.       Антошка (из мультфильма «Веселая карусель»); Улыбка
Шостакович Д.   Звездочки; Колыбельная «Спи, мой хороший
Щедрин Р.                    Девичий хоровод из балета «Конёк – Горбунок»
 
Народная музыка
В темном лесе - русская народная песня
Выйду ль я на реченьку – русская народная песня
Две украинские народные песни:
Ой, Джигунэ, Джигунэ, Веют ветры
Заиграй, моя волынка – русская народная песня
Как по морю, как по морю – русская народная песня
Как у наших у ворот - русская народная песняЛучинушка - русская народная песня
Над полями да над чистыми – русская народная песня
Не велят Маше за реченьку ходить - русская народная песня
Ой, на небе облачко – русская народная песня
Позарастали стежки – дорожки - русская народная песня
Сидел Ваня  - русская народная песня
Солдатушки, бравы ребятушки–русская народная песня
У зари – то, у зореньки – русская народная песня
 
 
 
Обязательная часть
4 класс
За год ученики должны пройти 3-4 ансамблевых произведения. В конце учебного года контрольный урок или зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Основные задачи:
ü Совершенствование навыков игры в ансамбле;
ü Развитие навыка чтения с листа;
ü Развитие музыкального мышления.
 
Примерный рекомендуемый репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бах И.С.              Рондо из сюиты №2 для оркестра
Бетховен Л.         «Контрданс» соч.6; Менуэт (из септета); Полонез.
Бизе Ж.               Отрывок из оперы «Кармен»; Серенада из оперы «Иван IV»
Брамс И.             Два вальса ор.39 для 2-х фортепиано (авторская редакция)
Вебер К.              Два немецких танца; Шесть пьес соч. 3 Менуэт; Вальс из оперы «Волшебный стрелок
Гайдн И.              Ария Симона из оратории «Времена года»; Менуэт из квартета ре минор.
Гершвин Дж.      Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бес»
Госсек Ф.            Гавот
Дворжак М.        Славянский танец
Диабелли А.       Сонатина фа мажар
Куперен Ф.                   «Кукушка»
Мак-Доуэл Э.     «К дикой розе»
Мендельсон Ф.   Ноктюрн
Моцарт В.           Дуэтино из оперы «Дон Жуан»; ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»
Шуберт Ф.          Аве Мария; Три военных марша
Шуман Р.            Экосез; Вальс из сюиты «Детский бал»; Венецианская песня.
 
Произведения русских и советских композиторов
Баснер В.            "Щенок по имени пёс" (из музыки к к/ф "Учитель пения")
Блантер М.          Футбол (Спортивный марш)
Бородин А.         Ноктюрн из Квартета №2; Половецкие пляски с хором (из оперы "Хованщина")
Варламов А.       Красный сарафан (16).
Глазунов А.        Отрывок из балета "Барышня - служанка"
Глинка М.           Вальс-фантазия; Краковяк из оперы «Иван Сусанин»; Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"; Танец из оперы "Жизнь за царя"
Глиэр Р.              Томный танец (для двух фортепиано в 4 руки)
Песня. Соч.41 №3 (для двух фортепиано в 4 руки)
Гнесин М.            Красная шапочка в лесу. Соч.29 №3
Даргомыжский А. Славянская тарантелла (отрывок)
Дунаевский  И.   Спой нам, ветер (из к/ф "Дети капитана Гранта")
Иршаи Е.            Слон - Бостон
Лядов А.             Бурлацкая песня ("Эй, ухнем!")
Мусоргский М.   Расходились, разгулялись  (Хор из оперы "Борис Годунов")
Никитин С.          Пони
Пахмутова А.     Звездопад
Петров А.            "Зайчик" (мелодия из кинофильма)
Прокофьев С.     Бурре из балета "Золушка"
Разоренов С.       Негритянский танец
Римский-Корсаков Н. Отрывок из оперы "Сказка о царе Салтане"
Свиридов Г.        Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель"
Стравинский И. Два танца из балета "Пульчинелла": Гавот, Серенада
Струве Г.            Школьный корабль
Хачатурян К.      Два фрагмента из балета "Чиполино" Вальс цветов
Чайковский П.    Вальс из оперы "Евгений Онегин"; Мой Лизочек так уж мал; Трепак из балета "Щелкунчик"
 
Народная музыка
Ах ты, ноченька  - русская народная песня
Вдоль по Питерской - русская народная песня
Во субботу день ненастный - русская народная песня
Дубинушка - русская народная песня
Из-за острова на стрежень  - русская народная песня
Из-под дуба, из-под вяза - русская народная песня
Липа вековая - русская народная песня
Неделька - русская народная песня
По бережку да по крутому  - русская народная песня
Помню я еще молодушкой была - русская народная песня
Степь да степь кругом - русская народная песня
У меня есть дружок тайный - русская народная песня
Хорошо на Волге жить - русская народная песня
5 класс
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года сдается зачет 1-2 произведения. Публичное выступление приравнивается к зачету.
Основные задачи:
ü Формирование у учеников навыков совместно-самостоятельной работы над текстом музыкального произведения;
ü Развитие умения анализировать содержание и стиль музыкального произведения;
ü Развитие навыка чтения нотного текста.
Примерный рекомендуемый репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бах И. С.             Рондо из Сюиты №2 (для 2-х фортепиано в 4 руки) ; Шутка.
Брамс И.             Венгерский танец
Вебер К.              Сонатина До мажор
Гендель Г.           Концерт си-бемоль-мажор
Гайдн И.              Менуэт из Лондонской симфонии №5; Учитель и ученик (Вариации)
Григ Э.                Норвежский танец. Соч. 35 №24Танец Анитры из Сюиты "Пер Гюнт"; Юмореска
Мендельсон Ф.   Аллегретто; Баркарола
Моцарт В.                    Анданте и Менуэт ; Менуэт из Симфонии №40 соль минор
Штраус И.                    Анна-полька ; Полька «Трик-трак»
 
Произведения русских и советских композиторов
Аренский А.       Вальс. Соч.34 №4
Балакирев М.      Уж вы гуси, вы гуси (былина);»Птицы и звери»
Блок В.                Московская полька (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Бородин А.         Полька; Хор половецких девушек из оперы "Князь Игорь"
Гедике А.            Вальс. Соч. 12 №1;
Глинка М.           Арагонская хота; Полонез
Глиэр Р.              Гимн великому городу из балета "Медный всадник"; Танец на площади ил балета "Медный всадник"
Караев К.            Вальс из балета "Семь красавиц"; Колыбельная из балета «Тропою гнома»
Прокофьев С.     Вальс алмазов из балета "Каменный цветок";  Отъезд Золушки на бал, Вальс из балета "Золушка" ; Птичка (из симфонической сказки "Петя и волк")
Рахманинов С.    Романс
Римский-Корсаков Н. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»
Свиридов Г.        Зимняя дорога (фрагмент из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель") ; Пастораль (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель")
Слонимский С.   Полька из музыки к спектаклю «Ревизор»
Танеев С.            Романс «В дымке-невидимке»
Хачатурян А.     Танец девушек из балета "Гаянэ"
Хачатурян К.      Галоп из балета «Чиполино»
Чайковский П.    Колыбельная песня в бурю; Ариозо Германа из оперы «Пиковая дама»
Шварц И.            Вальс
Шостакович Д.   Весенний вальс (из балетной Сюиты №2)
Щедрин Р.           Девичий хоровод, Царь-Горох (из балета "Конёк-Горбунок")
 
Народная музыка
Ах ты, ноченька -русская народная песня
Воталинка-сибирские частушки
Выхожу один я на дорогу  - русская народная песня
Донцы-молодцы - русская народная песня
Как пойду я на быструю речку - русская народная песня
Мой костер - русская народная песня
Мы кузнецы - русская народная песня
Однозвучно звучит колокольчик  - русская народная песня
Под яблонью зелёною - русская народная песня
Эй, ухнем! - русская народная песня
 
 
 
 
6-7 классы
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце года – зачет со свободной программой.
Основные задачи:
ü Развитие у учеников навыков совместно-самостоятельной работы над текстом музыкального произведения;
ü Развитие музыкального мышления;
ü Развитие навыков грамотного прочтения авторского текста.
 
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л.         Первая часть Симфонии №5
Бем К.                 Гавот (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Бизе Ж.               Детские игры
Брамс И.             «Венгерские танцы»
Гайдн И.             Скерцо из Квартета Ми-бемоль мажор
Дворжак А.         Легенда. Соч. 59 №6
Доницетти Г.       Ларгетто
Лист Ф.               Старинная провансальская песня
Мендельсон Ф.   Шесть детских пьес. Соч.72 (по выбору)
Мийо Д.              Бразильский ганец
Моцарт В.           Романс из «Маленькой ночной серенады»
Штраус И.          Радецки-марш 
Произведения русских и советских композиторов
Бородин А.         Мазурка; Первая часть симфонии №2 ("Богатырской")
Глазунов А.        Большой испанский танец из балета "Раймонда"; Пиццикато из балета "Раймонда"
Глиэр Р.              Грустный вальс; Вихрь. Гопак из балета "Тарас Бульба";
Песня косарей. Соч.61 №23
Кабалевский Д.   Гавот из Сюиты "Комедианты"
Мошков Б.                   Две пьесы из Сюиты "В зоопарке": Белка. Верблюд
Мусоргский М.   "Колокольный звон" (из оперы "Борис Годунов");Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Парцхаладзе М.           Танец
Прокофьев С.     Монтекки и Капулетти (из балета "Ромео и Джульетта")
Раков Н.              Две пьесы: Грустная песенка. Весёлая песенка
(для 2-х фортепиано в 4 руки); Три пьесы: Причуды. На стадионе. Ровесники
Рубинштейн А.   Две характеристические пьесы из Сюиты "Костюмированный бал": Тореадори Испанка (XVIII столетие)
Стравинский И. Русская из балета "Петрушка"
Хачатурян А.      Танец с саблями из балета "Гаянэ" (для 2-х фортепиано в 8 рук); Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»
Хачатурян К.      Погоня из балета «Чиполино»
Чайковский П.    Вальс из балета "Спящая красавица"; Вальс цветов из балета "Щелкунчик" (2).
Шебалин В.        Менуэт из комедии "Жених из посольства''
Шостакович Д.   Вальс, Тарантелла (для 2-х фортепиано в 4 руки)
 
 
8-9 классы
Рекомендуется совмещать занятия ансамблем и аккомпанементом («Концертмейстерский класс»), если ученик успешно справляется с обязательными учебными предметами по программе. За год, желательно, пройти:
8 класс (в рамках вариативной части) – 1-3 произведения
Контрольный урок или зачёт во втором полугодии.
9 класс – 2-4 произведения (обязательный предмет)
Контрольный урок или зачёт во втором полугодии.
Основные задачи:
ü Совершенствование всех навыков игры в ансамбле;
ü Совершенствование навыков чтения с листа;
ü Развитие музыкального мышления.
 
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бах И.С.              Соната. Вторая часть (Рондо)
Бетховен Л.         Марш. Соч.45; Турецкий марш к пьесе А. Коцебу "Развалины Афин";Шесть вариаций (Классические вариации)
Бизе Ж.               Антракт к IV действию оперы "Кармен"
Брамс И.             Два вальса. Соч.39 (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Бузони Ф.            Концертное дуэттино на т. Моцарта (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Гершвин Дж.      Песня Порги (из оперы "Порги и Бес") (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Дворжак А.         Славянские танцы Соч.72
Мендельсон Ф.   Шесть детских пьес. Соч.72 (по выбору)
Моцарт В.           Романс (из "Маленькой ночной серенады" для струнного оркестра)
Фалья М.            Испанский танец (из оперы "Короткая жизнь")
Шуман Р.            Детский бал. Шесть лёгких танцевальных пьес (по выбору)
Экспромт фа минор. Ор.66
 
Произведения русских и советских композиторов
Аренский А.       Сказка. Соч.34
Арсеев И.            Две пьесы для 2-х фортепиано: Грустная песенка.
Весёлая песенка
Бородин А.                  Полька
Гаврилин В.        Марш; Перезвоны
Метнер Н.           Русский хоровод. Сказка (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Мусоргский М.   Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка"
Пахмутова А.     Дорожная (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Прокофьев С.     Марш из оперы "Любовь к трём апельсинам" (для 2-х фортепиано в 4 руки); Пантомима из музыки к спектаклю "Гамлет"; Танец шутиных дочерей из балета "Шут"
Рахманинов С.    Русская песня
Свиридов Г.        Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель" (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Сибирский В.      Молодые кузнецы (токкатина) (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Хачатурян А.     Вальс (их музыки к драме М.Лермонтова "Маскарад");
Танец Грека-раба (из балета "Спартак"); Танец девушек (из балета "Гаянэ") (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Хачатурян К.      Две пьесы на темы оперы "Мальчик-Великан": Песня. Танец (для 2-х фортепиано в 4 руки); Трио мужиков из оперы "Фрол Скорбеев"
Чайковский П.    Испанский танец из балета "Лебединое озеро"; Трепак из балета "Щелкунчик" (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Шварц И.            Весёлый портной (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Шостакович Д.   Прелюдия. Соч.87 №15 (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Тарантелла (для 2-х фортепиано в 4 руки) (72).
Эшпай А.            Венгерский танец (для 2-х фортепиано в 4 руки); Русская игровая
 
 
 
 
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений и навыков:
ü Наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
ü приобретение навыков ансамблевого исполнительства;
ü знание ансамблевого репертуара: основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века, произведения для ансамблей современных русских и зарубежных композиторов, а так же, популярной музыки;
ü приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
ü наличие умений по чтению нот с листа ансамблевых произведений;
ü знание профессиональной терминологии;
ü  приобретение практики концертных и конкурсных выступлений;
ü сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки;
ü наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве участника ансамбля.
 
 
 
 
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
·        Аттестация: цели, виды, форма, содержание
ü Цель:Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль», оценка профессионального развития и роста ученика.
ü Виды:
1.     Текущий контроль
2.     Промежуточная аттестация
ü Формы:
1.     Формы текущего контроля
·        Поурочные оценки за самостоятельную работу
·        Контрольные уроки
·        Концертные выступления
2.     Формы промежуточной аттестации
·        Академический зачет
·        Концертные выступления
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени предусмотренного на учебный предмет.
Начинать заниматься ансамблем рекомендуется со II полугодия первого класса (на уроках специальности), либо в рамках вариативной части данной программы, после получения учеником первоначальных знаний и навыков игры на фортепиано. Оценка знаний с 1 по 3 класс проводится на уроке(поурочные оценки) и на контрольных уроках в конце учебного года. Учитываются выступления на концертах, конкурсах, фестивалях. Итоговая оценка выставляется по полугодиям.
С четвёртого класса работу ученика рекомендуется оценивать по четвертям. Одной из форм контроля  работы в классе ансамбля является выступления на концертах или на конкурсах(фестивалях) ансамблевой музыки.
В4, 5, 6, 9 классах, во втором полугодии проводятся контрольные уроки или зачеты по ансамблю.
По завершении изучения предмета «Ансамбль проводится промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
В 8 классе (вариативная часть) контрольный урок или зачёт проводится во втором полугодии.
При выставлении годовой оценки учитывается: выполнение плана, все оценки, полученные учащимся в течение года, результаты выступлений на контрольных уроках, зачетах, конкурсах, а также выступления на концертах.
         Программы выступлений фиксируются в индивидуальных планах учащегося. Там же отражается профессиональный рост ученика за весь период обучения (грамоты, дипломы конкурсов, сведения по концертной деятельности).
 
·       Критерии оценки
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или концерте выставляется оценка по пятибалльной шкале:
5 «Отлично»:
Технически качественное и художественно-осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
 
4 «Хорошо»:
Грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)
 
3 «Удовлетворительно»:
Исполнение с большим количеством недочетов:
- Недоученный текст;
- Слабая техническая подготовка;
- Малохудожественное исполнение.
 
2 «Неудовлетворительно»:
Исполнение с комплексом недостатков:
-слабое знание программы наизусть;
-  грубые технические ошибки
- отсутствие домашней работы
«Зачет» (без оценки)
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и сучетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Методы контроля призваны обеспечить оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
 
V.     МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
·        Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор участников ансамбля, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом.
В работе с учащимися педагог должен уделить особое внимание реализации принципов последовательности и постепенности, доступности и наглядности учебного материала. Весь процесс обучение необходимо строить по принципу от простого к сложному, опираясь на индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень подготовки.
На занятиях в классе ансамбля основное внимание педагог должен уделять работе над развитием слуховых навыков, умения слышать учащимися то, что они исполняют вместе; ровностью и характером звучания, динамическим соотношением, ритмической дисциплиной, единством штрихов и аппликатуры, раскрывая перед учащимися их целесообразность и подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального произведения.
В процессе обучения учащиеся должны:
ü    Научиться слушать и слышать исполняемое произведение целиком и отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.п.;
ü    Исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом;
ü    Творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки, полученные в специальных классах;
ü    Получать навыки чтения с листа;
ü    Активно участвовать в концертной деятельности.
Этими требованиями, в основном, определяется методика и организация работы в классе ансамбля.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план учащегося. При его составлении следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение партий между разными учащимися. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка отечественных и зарубежных композиторов.
·        Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано -«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» -учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
VI.           СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
·        Список рекомендуемой нотной литературы
1.     Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля / изд. Феникс, 2005
2.     Ансамбли. Средние классы Вып.6/ изд. Советский композитор, М., 1973
3.     Ансамбли. Средние классы. Вып. 13/ изд. Советский композитор, М., 1990
4.     Ансамбли. Старшие классы. Вып. 6/ изд. Советский композитор, М., 1982
5.     Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 1,2/ М., Музыка, 2009
6.     Альбом нетрудных переложений: для фортепиано в 4 руки. Ред. С. Мовчан.-М.. 1989
7.     Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки – Ред. С. Мовчан.-М.. 1994
8.     Барсукова С. «Вместе весело шагать» /изд. Феникс, 2012
9.     Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для ф-но в 4 руки / М., музыка, 2011
10.         Библиотека любителя музыки «В часы отдыха». Популярные отрывки изсоветских опер и балетов для фортепиано в 4 руки. Вып. 3. Сост. Ю. Комальков.-М.. 1961  
11.         Библиотека юного музыканта. Вдвоем веселее. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. И. Стучинская.-Л, 1988
12.         Библиотека юного пианиста. Пьесы для начинающих в 4 руки.1 класс ДМШ. Вып.6. Ред. Л. Ройзман и В. Натансон.-М.,1960
13.         Благослови зверей и детей. Сборник пьес для детей в 4 руки. Ред. Е. Трубина.-Л.,1993
14.         Брат и сестра. 6 класс ДМШ. Ансамбли для фортепиано в 4 руки Вып.1 Сост. Б. Милич.-М ,1963
15.         Брат и сестра. Альбом пьес в 4 руки. Вып.1. Ред. Е. Трубина.-Л., 1993
16.         Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Вып. 3 Ред. Н. Обольская. –Л., .1994
17.         Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3.  Классика - XXI
18.         Десять пьес для фортепиано в 4 руки. Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон,К. Вебер. Сост. Ф. Розенблюм.-Л.,. 1966
19.         Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Вып.1, Сост. А. Борзенков.-Л., 1990
20.         Играем вместе. Альбам легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001
21.          Концертные обработки для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2010
22.         Маленькому любителю музыки. Альбом фортепианных пьес. Сост. С. Ляховицкая -Л., 1986
23.         Myзыка вокруг нас. Отрывки из камерных и симфонических произведений в облегченном переложении для фортепиано в 4 руки.Сост. О. Бахмацкая.-М.,1986
24.         Музыкальный час. Популярные детские песни в переложении для фортепиано в 4 руки. Вып.1 Ред. Е. Орехова.-М.,1986
25.         Музыкальный час. Популярные детские песни в переложении для фортепиано в 4 руки. Вып.2 Сост. В. Марутаев-"М., 1988
26.         Педагогический репертуар ДМШ 4класс.Альбом для чтения нот с листа. Сост. М. Шарикова-М.,1964
27.         Педагогический репертуар. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. Э. Загурская-Л., 1978
28.         Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Младшие классы ДМШ. Вып.1 Ред. С. Диденко.-М.,1981
29.         Педагогический репертуар.Хрестоматия фортепианного ансамбля. Средние классы ДМШ. Вып.1, Ред. С. Диденко–М.,1982
30.         Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианногоансамбля. Средние классы ДМШ. Вып.2, Сост. И. Анастасьева-М.,1985
31.         Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианного ансамбля.Средние классы ДМШ. Вып.3, Сост. И. Анастасьева-М., 1988
32.         Педагогический репертуар Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы ДМШ. Вып.1, Ред. Э. Бабасян.-М.,1983
33.         Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы ДМШ. Вып.3, Сост. И Анастасьева-М.,1989
34.         Популярные отрывки из советских опер и балетов для фортепиано в 4 руки. Вып.1, Сост. Ю. Комальков М.,1961
35.         Пособие по чтению нот с листа для фортепиано. Младшие и средние классы ДМШ. Вып.1. Сост. А. Ботагова, Е. Орлова-М.,1976
36.         Русские народные песни Легкая обработка для фортепиано в 4 рукиМладшие классы ДМШ. Тетр.1. Сост. А. Бакулов-М., 1989
37.         Русские народные песни Лёгкая обработка для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ Тетр.2. Сост. А. Баку лов. М., 1990
38.         Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 1. Сост. С. Ляховицкая, Л. Баренбойм.-Л., 1982      
39.         Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 2 Сост. С. Ляховицкая, Л. Баренбойм-Л., 1978
40.         Слон - Бостон. Танцевальные пьесы для фортепиано в 4 руки. Средние и старшие классы. Сост. Е Иршаи-Л., 1991
41.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы.Вып.2. Сост. А. Руббах.-М., 1975  
42.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы. Вып.4. Сост. Б. Розенгауз.-М.,1978
43.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы.Вып. 7. Сост. В. Павлов-М.,1983
44.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. .Младшие классы.Вып.8. Сост. В. Пороцкий-М.,1985
45.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы.Вып.9. Сост. В. Пороцкий-М.. 1986
46.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для начинающих. Младшие классы. Вьш.1. Сост. Г. Демченко-М., 1994
47.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для начинающих.Младшиеклассы. Вып.2. Сост. Г. Демченко-М.,1994
48.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.Средние классы. Вып. 5 (для 2-х фортепиано в 4 руки) Сост. В. Пороцкий-М.,1977
49.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.Средние классы. Вып.7. Сост. В. Пороцкий-М.,1981
50.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.Средние классы. Вып.8, Сост. В. Пороцкий-М.,1982
51.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.Средние классы. Вып.9, Сост. В. Пороцкий-М., 1983
52.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.Средние классы. Вып. 11. Сост. В. Пороцкий.-М.,1987
53.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано. Средние классы. Вып. 13. Сост. В. Пороцкий.-М.,1990
54.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано. Средние классы. Вып.14. Сост. В. Пороцкий.-М.,1991
55.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Старшие классы. Вып.6. Сост. В. Пороцкий-М.,1978
56.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Вып.6. Сост. М. Вайсборд.-М., 1978
57.         Фортепианная музыка для детей. Ансамбли. Старшие классы. Вып. 10. Сост. Б. Розенгауз-М.,1985
58.         Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Старшие классы. Вып. 11. Сост. В. Пороцкий-М.,1991
59.         Фортепианные ансамбли русских и советских композиторов.Для фортепиано в 4 руки. Сост. Б. Печерский-М.,1986
60.         Фортепианный ансамбль для детей и юношества. Нетрудные пьесы для фортепиано в 4 руки Вып.1. Сост. Э. Бабасян-М.,1990
61.         Фортепиано. Репертуарный сборник для ДМШ. Для 1-2 классов. Тетр.4. Вып.1. Ансамбли и аккомпанементы.Ред. Р. Мануков.-М.,  1994
62.         Хрестоматия по музыкальной литературе для учащихся ДМШ. Сост. С. Ляховицкая, Б. Волъман-М.-Л.,.1966
63.         Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, м., 1994
64.         Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
65.         Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. ДШИ / Вып. 1. СПб, Композитор, 2006
66.         Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева.Сост. А. Рощина-М.,1994
67.         Школа игры на фортепиано для первого года обучения.Сост.А.Кувшинников, М. Соколов. -М, 1963
68.         Школа игры на фортепиано для второго года обучения. Сост. А. Кувшинников, М Соколов-М.,1963
69.         Юный пианист. Вып 1 Сост. Л. Ройзман, В Натансон.-М., .1966
70.         Юный пианист. Вып 1. Сост Л. Ройзман. В. Натансон. -М . 1990
71.         Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста
72.         Сост. Игнатьев, Л. Игнатьева-Л.. 1986  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
·        Список рекомендуемой методической литературы
1.     Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.- М., 1978.
2.     Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из  опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного  возраста.- М., 1935.
3.     Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.
4.     Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.
5.     Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973.
6.     Благой Д. Камерный ансамбль и различные яормы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып. 2, М.. 1996
7.     Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М., 1979
8.     Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М., 1973
9.     Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М., 1971
10.         Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. / Музыкальное искусство. Выпуск 1. М., 1976
11.         Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
12.         Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
13.         Кременштейн Б.  Педагогика Г. Нейгауза. М., 1984.
14.         Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
15.         Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М., ЭПТА, 2001:№4
16.         Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.
17.         Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М., 1988
18.         Ступель А. В мире камерной музыки. Изд. 2-е, Музыка, 1970
19.         Тайманов И. Фортепианный дуэт: Современная жизнь жанра /ежеквартальный журнал «Пиано форум» №2, 2011, ред. Задерацкий В.
20.         Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. – М., 1970
 
·        Рекомендуемые интернет ресурсы.
1.     http://ale07.ru/music/notes/song/instr.htm2.     http://www.classon.ru/index.php3.     http://www.classica21.ru4.     http://www.compozitor.spb.ru5.     http://notes.tarakanov.net6.     http://www.koob.ru/music7.     http://www.piano.ru/library.html8.     http://roisman.narod.ru9.     http://igraj-poj.narod.ru10.   http://piano-sheets.ru11.   http://pedmir.ru