«Музыкально-исполнительская компетентность в структуре профессиональной культуры преподавателя по классу хорового пения»

Архангельская Ирина Константиновна, преподаватель хорового отделения МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска
Методическая разработка
«Музыкально-исполнительская компетентность в структуре профессиональной культуры преподавателя по классу хорового пения»
Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.
В связи с этим основной характеристикой профессиональной компетенции преподавателя хорового отделения следует считать художественно-педагогическое творчество. Его реализация возможна при соблюдении следующих условий:
наличие художественно-педагогической задачи;
опора на базовые законы и основные функции творчества;
художественно-педагогическая импровизация.
Профессиональная культура преподавателя хора выражается в ее направленности на созидание и утверждение ценностей музыкальной культуры, развитие личностной музыкальной культуры школьника, возрастание ее духовной свободы и культурного богатства.
Для характеристики уровня владения профессиональными знаниями, умениями и навыками преподавателя в современный педагогический лексикон вошло и утвердилось понятие «педагогическая компетентность». Профессионально – педагогическая компетентность преподавателя ДШИ как сложное образование должна включать в себе следующие элементы:
Специально-педагогическую компетентность (осведомленность педагога в области музыкально-педагогической науки; владение им искусством превращение педагогической науки и музыкального искусства в средство формирования музыкальной культуры личности учащегося).
Методическую компетентность (осознания педагогом того факта, что любой метод музыкально-педагогического воздействия, становящийся методом музыкально-эстетической деятельности учащихся, превращается в метод самовоспитания и творческого саморазвития ученика).
Социально-психологическую компетентность (осведомленность педагога в области многоуровневой художественно-диалогической коммуникации; осознание ее как детерминанты процесса достижения искомых музыкально-педагогических результатов).
Дифференциально-педагогическую компетентность (знание педагогом индивидуальных особенностей каждого учащегося: его способностей, сильных сторонах воли и характера, достоинств и недостатков, статусных характеристик).
Аутопсихологическую компетентность (осознание педагогом способов профессионального самосовершенствования, сильных и слабых сторон своей личности и ее деятельности и того, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда).
Современная трактовка понятия «компетентность» позволяет рассматривать ее как меру осознания специалистом смысла своей деятельности, совокупный метод познавательной (знания), репродуктивной (умение действовать по образу) и творческой (умение эффективно решать проблемные ситуации) деятельности, а также эмоционально-ценностные отношений. В более узком плане компетентность включает в себя интеллектуально-деятельностный компонент (образовательно-квалификационный стандарт).
Профессиональная компетентность педагога является многофункциональной, надпредметной, междисциплинарной, и многомерной, позволяя ему решать различные вопросы социально-культурной, музыкально-педагогической жизнедеятельности. Профессиональная компетентность учителя музыки является результатом, как саморазвития, так и той педагогической системы, в которой он получил общеобразовательную, специальную и профессиональную подготовку. 
Необходимо выстраивать профессионально-педагогическую подготовку педагогов-музыкантов как процесс овладения различными способами, а не знаниями о способах. В качестве его результатов должны выступить следующие предметные компетенции:
 музыкально-теоретическая компетенция – опыт анализа и решения задач по гармонии, аннотирования музыкальных произведений, анализа музыкальных форм; опыт реконструкции музыкально-исторического процесса;
 дирижерско-хоровая и вокальная компетенции – опыт дирижирования хоровым коллективом и руководства вокальным ансамблем, чтения хоровых партитур; опыт вокализации и чистоты интонирования;
 музыкально-исполнительская компетенция – опыт художественно-интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоционально-образного исполнительского воспроизведения; опыт концертмейстерской работы и творческого музицирования (чтения с листа, подбор по слуху, транспонирования);
 методическая компетенция – опыт организации музыкально-воспитательного процесса с опорой на психологию, музыкознания и общую педагогику; опыт формирования целостной музыкально-эстетической культуры учащихся.

15