Особенности восприятия у умственно отсталых школьников в процессе работы с книгой


Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе
Особенности восприятия у умственно отсталых школьников в процессе работы с книгой
Курсовая работа
050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Специальная психология»
Исполнитель:
Идиатулина Ирина Васильевна
Студент 303группы
________________________
подпись
Научный руководитель:
___________________
подпись
Екатеринбург 2014

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА УЧАЩИХСЯ С НЕДОСТАТКАМИ ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1 Теоретико-методологические основы основных понятий исследования проблемы в общей и специальной психологической литературе 5
1.2 Особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия детей с умственной отсталостью 15
1.3 Особенности восприятия иллюстративной наглядности умственно отсталыми школьниками 23
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 27
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению восприятия иллюстративного материала умственно отсталыми школьниками 27
2.2 Результат констатирующего эксперимента и анализ полученных данных 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
ВВЕДЕНИЕ
Восприятие предметов и явлений материального мира, их  многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведения в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса. 
Восприятие-это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.  
Восприятие умственно отсталого ребенка, как и другие психические процессы нарушено. В связи с этим оно имеет следующие особенности: недиференцированность, разрозненность, инактивность и некритичность воспринимаемого.  Процесс восприятия значительно замедлен. У детей с умственной отсталостью нарушения восприятия зависят от степени и тяжести интеллектуального нарушения. В связи с этим является актуальным изучение особенностей процесса восприятия у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Данной проблемой занимались такие отечественные ученые как Ж.И. Шиф («Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы»), С.Я. Рубинштейн («Психология умственно отсталого школьника»), А.В. Григонис («Припоминание наглядного материала умственно отсталыми детьми») и др.     Цель исследования – определить особенности восприятия в младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью в процессе работы с книгой.     Объект исследования – особенности восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.      Предмет исследования – восприятие умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Задачи:
1. Изучить проблему нарушения восприятия умственно отсталых детей с позиции современной науки, ее причины и виды;
2. Выявить особенности восприятия у умственно отсталых младших школьников;
3. Исследовать особенности восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью при работе с книгой.
Метод,  используемый в работе:
- теоретический  анализ научной литературы;
- наблюдение;
- экспериментально психологическое исследование с помощью методик: «Зашиваем коврики» (матрица Ровена), тест «Ритмы», Проба «Понимание текста» (Т. Д. Марцинковкая).
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА УЧАЩИМИСЯ С НЕДОСТАТКАМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Теоретико-методологические основы основных понятий исследования проблемы в общей и специальной психологической литературе.
Взаимодействие анализаторов подготавливает почву к переходу в чувственном познании на более высокий по сравнению с ощущениями уровень – уровень восприятия или иначе к переходу от сенсорного на перцептивный уровень познания. Этот уровень, однако, нельзя рассматривать как некое суммирование ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. В итоге мы получаем не некоторый набор из нескольких ощущений, а комплекс информации, дающий общее представление о воспринимаемом предмете, обладающем помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств еще и соотношением этих свойств между собой и некими обобщающими характеристиками. Все это дает человеку сведения о биологической и социальной значимости для него этого предмета.[3]
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, а в тесной связи с ними: с мышлением – осознаем и понимаем воздействующий предмет; с речью – называем его; с чувствами – как-то относимся к нему; с волей – организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.[5]
Восприятие – это процесс психического отражения предметов и явлений в единстве их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Как и в случае с ощущениями, при восприятии мы имеем дело с процессом, и с его результатом в виде образа воспринимаемого предмета или явления. Эти образы называются перцептивными образами, перцептами (от латинского perceptio – восприятие) или образами восприятия. Вместе с сенсорными образами они составляют группу первичных образов. Этой группе противопоставляется группа вторичных образов, куда входят образы памяти и воображения, формируемые в результате переработки первичной информации, получаемой в ощущениях и восприятиях.
Физиологические основы восприятия
В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.[4]
При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет».
Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микродвижениями глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно неподвижны, то мир воспринимался бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо без движений языка. Как отмечал И.М. Сеченов, в процессе приобретения опыта сенсорный и двигательный аппараты соединяется в единую воспринимающую систему.[7]
Классификация восприятий
Как и ощущения, восприятия можно сгруппировать по модальностям. Хотя в отличие от ощущений перцептивные образы обычно полимодальны, комплексны, все-таки ведущую модальность или ведущий анализатор, определить возможно. Поэтому традиционно выделяют следующие виды восприятия: - зрительные; - слуховые; - осязательные; - вкусовые;
- обонятельные; - кинестетические (двигательные).
Естественно по этим же модальностям различаются и перцептивные образы.
По уровню психической активации различают два уровня восприятия:
произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное).
По скорости процесса формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия: - сукцессивное (развернутое, последовательное); - симультанное (свернутое, одномоментное).[6]
По положению объекта восприятия, а, следовательно, по направленности различают два рода восприятия: - внешнее (объективное); - внутреннее (самовосприятие).
В основе еще одной классификации восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют три типа восприятия: - пространства; - времени;
- движения.
Суть первой классификации аналогична существу классификации ощущений по критерию «модальность» и отражает качественный (информационный) аспект восприятий. Однако, как показано чуть выше, построить классификацию восприятий по аналогии с классификацией ощущений по критерию модальности довольно непросто, поскольку эти процессы принципиально отличны друг от друга по уровню своей организации.
Третья классификация отражает преимущественно временной аспект перцептивного процесса. Сукцессивное восприятие происходит при наблюдении: 1) незнакомых; 2) сложных или 3) очень больших объектов. Построение образа идет через последовательное ознакомление с частями и деталями предмета и их постепенным суммированием, объединением в целое. Время формирования образа может измеряться от долей секунды до десятков секунд и минут.[8]
Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести их друг с другом, наконец, понять смысл изображенного на чертеже или картине. Только после этого мы получим полный образ воспринимаемого объекта.
Большие объекты – это те, пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая по площади картина с малого расстояния не может быть воспринята целиком. В этом случае требуется двигаться взглядом по всей е поверхности ( сканировать, от английского scan – поле зрения) значительно время, прежде чем получим общее представление о ней. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Именно поэтому герой известной басни И.А. Крылова «слона-то и не приметил».
Наглядный пример сукцессивности и симультанности восприятия: человек занимает очередь и хочет отойти. Людей до и после себя он с усилием пытается запомнить по отдельным приметам – рост, особенности лица, цвет волос, одежда, украшения и тому подобное. Но если за вами стоит знакомый человек, то нет нужды отмечать его приметы, его образ у вас представлен целиком даже независимо от того, в какой он одежде. В первом случае происходит процесс сукцессивного восприятия, во втором – симультанного. Сукцессивность базируется на двигательной, моторной основе. Симультанность – на нейронной.[12]
Деление на внешнее и внутреннее восприятия основано на делении всего множества подлежащих восприятию объектов на два подмножества: объекты внешнего (объективного) мира и объекты внутреннего (субъективного) мира.Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражения.[15]
Характеристики восприятия.
Процесс восприятия есть процесс активного взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому в свойствах восприятия проявляются характеристики и того, и другого.
В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как местоположение (локализация), удаленность от субъекта, направление движения относительно наблюдателя или друг друга, форма, величина, временная последовательность и длительность воздействия. Эти характеристики определяют пространственно-временную структуру восприятия. Восприятие характеризуется также модальностью и интенсивностью. В модальности отражаются качественные различия раздражителей. Интенсивностные параметры восприятия отражают количественно-энергетические особенности воздействующих объектов. Перечисленные характеристики восприятия обусловлены свойствами объекта и образуют группу исходных, первичных свойств восприятия, вытекающих из аналогичных свойств ощущений.[14]
К свойствам более высокого порядка, обусловленным объектами как целостными системами и их отношениями с субъектами восприятия, следует отнести предметность, структурность, целостность и контрастность (постоянство) восприятия.
И, наконец, к свойствам, детерминируемым субъектом восприятия, относятся осмысленность, обобщенность и избирательность (целенаправленность) восприятия. Эти характеристики восприятие приобретает благодаря работе сознания как целого, включающего в себя и другие процессы психического отражения (память, мышление, воображение, внимание, эмоции, волю). Тогда восприятие испытывает регулирующее и организующее воздействие со стороны этих процессов. Высшим проявлением зависимости восприятия от самого воспринимающего человека, от особенностей его личности выступает так называемая апперцепция, суть которой будет рассматриваться позже.[23]
Для наглядности перечисленные характеристики восприятия сгруппируем следующим образом.
1. Характеристики, определяемые объектом восприятия (первичные свойства): пространственные (способствующие отражению расстояний, направления, ориентации, формы, величины, объемности); временные (способствующие отражению длительности, временной последовательности и соразмерности); качественные (модальность); количественные (интенсивность); интеграционные (адекватность).2. Характеристики, определяемые объектно-субъектными отношениями:
предметность; структурность; целостность; константность.
3. Характеристики, определяемые субъектом восприятия:
осмысленность; обобщенность; избирательность (селективность);
историчность; апперцепция.
Предметность – это свойство восприятия, позволяющее выделить объект как обособленное в пространстве и времени специфичное физическое тело. Опредмечивание происходит в акте объективизации, то есть отнесения знаний, получаемых их внешнего мира, к этому миру.[22]
Структурность – свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные элементы и части в единое целое, в единую систему. Структуризируя образ из отдельных элементов, субъект познает внутренние связи в объекте, а, следовательно, приближается к постижению его сущности, его качественного своеобразия.
Целостность – это свойство восприятия, позволяющее принимать предметы или явления как единое целое независимо от количества и свойств входящих в него частей и элементов. В основе лежит интеграционная работа перцептивных систем по объединению и обобщению знаний об отдельных свойствах объекта, данных в ощущениях.
Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия. В основе эффекта лежит способность перцептивных систем компенсировать изменения условий восприятия, в результате чего объекты в нашем субъективном поле остаются тождественными самим себе в любых обстоятельствах. Это свойство обычно относят к зрительному восприятию, оно касается постоянства величины, формы и цвета. Хотя можно отнести его и к другим модальностям.[17]
Пример константности можно привести такой, если мы удалим спичечный коробок от глаза, то на сетчатке будет его уменьшенное изображение (проекция), но мы, тем не менее, воспринимаем его в таких же размерах, что и прежде.
Считается, что это свойство не врожденное: оно развивается в практической деятельности. В основном у человека это свойство формируется к двум годам, хотя и до 14 лет еще прогрессирует.
Экспериментально установлено, что постоянство величины, формы и цвета имеется у животных. Оно является необходимым условием адекватной ориентировки в окружающем мире. В пользу приобретаемости, а не врожденности этого свойства говорят и многочисленные свидетельства из клинической практики. Например, ослепшие в детстве люди, которым в зрелые годы удалось вернуть зрение, долгое время воспринимают удаленные предметы как маленькие.[19]
Осмысленность – это свойство восприятия, позволяющее осознать и понять выделенный перцепцией объект.
Хотя процесс восприятия возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на органы чувств, получаемые в итоге образы, всегда имеют для человека смысловое значение. Благодаря пониманию сущности и назначения предмета становится возможным целенаправленное его использование, практическая деятельность с ним. Достигается осмысленность потому, что у человека восприятие тесно связано с мышлением.
В восприятии объединяются чувственное и логическое познание, ощущение и мышление. Смысловое содержание образа опирается на чувственное знание, исходит из него. В свою очередь чувственно-наглядное содержание образа уточняется благодаря осознанию значения воспринимаемого предмета.[16]
Осмысление человеком воспринимаемого объекта сопровождается и отнесением его к определенной группе уже известных ему предметов или явлений. Происходит перевод единичного в разряд общего. Это есть свойство обобщенности восприятия.
Значение обобщенности восприятия хорошо иллюстрируется способностью человека свободно читать текст независимо текст независимо от шрифта или почерка. Свойство обобщенности даже включать в перцептивный образ характеристики предметов, непосредственно не воспринимаемые в данный момент. Так, если нам в сумерках показать василек, то мы воспринимаем его как синий цветок, хотя ощущений синего цвета у нас могло и не возникнуть. Обобщенность – это свойство, позволяющее отнести воспринимаемый объект к определенной группе уже известных предметов или явлений.
Осмысленность и обобщенность восприятия превращают этот процесс в динамический поиск наилучшего толкования, наилучшего объяснения поступающих чувственных данных.[1]
Необозримое число одновременно действующих раздражителей человек воспринять не в состоянии. Он реагирует на воздействия, наиболее значимые для него в данный момент. Эти наиболее важные стимулы в процессе восприятия опредмечиваются и наиболее ясно осознаются. Эта способность к выделению значимых объектов из всего непосредственно окружающего мира называется избирательностью восприятия. Избирательность – это свойство, способствующее выделению из среды актуально значимых объектов и акцентированию на них текущей перцепции.
С этим свойством связан так называемый ориентировочный рефлекс, свойственный и человеку и животным. Он заключается в преимущественном и непроизвольном реагировании на необычное, резкое, отличное от окружения. Например, неожиданный звук, вспышка, какое-то мелькание. Все это связано со значительным изменением обстановки, чреватым для жизни или здоровья негативными последствиями.
У животных избирательность хорошо прослеживается в таких фактах. Восприятие хищником запаха жертвы и игнорирование одновременно действующих ароматов леса, цветов. Или реагирование птенцов на звуковой сигнал родителей и полное безразличие к другим звукам, даже весьма похожим или очень громким, которые должны были бы, казалось, вызвать хотя бы реакцию страха.[3]
Все эти свойства восприятия связаны с активностью психики. Но избирательность, пожалуй, более других демонстрирует эту связь. Избирательность зависит от потребностей человека и его психологической установки и интересов. Так, один человек идет в театр на какого-либо актера. Тогда спектакль в целом будет служить ему как бы только фоном. Другой театрал не имеет такой установки на актерское творчество, и ему главным объектом восприятия может служить фабула спектакля, а игра исполнителей – только средством изложения сюжета.
Так, наш слух сформировался в значительной мере благодаря развитию речи и музыки, обеспечившим особую акустическую среду, не свойственную дикой природе. Ухо животного не обладает фонематическим слухом. Оно практически глухо к мелодии.
Осязательные образы – также специфически человеческое приобретение. По-видимому, их содержательная сложность, информированность не идет ни в какое сравнение с аналогичными образами животных, обладающих специальным осязательным органом – вибриссами. Этим мы обязаны развитию руки как основного орудия труда. Тонкость, изощренность осязательного восприятия особенно поразительны у скульпторов, чья профессиональная деятельность базируется на взаимодействии осязания и зрения. Еще рельефнее эти эффекты проявляются у слепых людей, а тем более у слепоглухонемых, у которых осязание является ведущим способом взаимодействия с миром.
Человеческое зрение в большой мере определилось геометрической обстановкой, каковую представляют города и поселения, дома, внутренние помещения жилищ, мебель, орудия труда, оружие. Немалую роль в «очеловечевании» зрительного восприятия сыграло изобразительное искусство, сопровождающее человека в течение многих веков. Здесь и восприятие перспективы, и понимание красоты формы и цвета, и восприятие ритма орнаментов, и вообще восприятие гармонии.
Историчность восприятия предопределена тем, что восприятие предмета фактически является включением воспринимаемого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий. А эти системы, запечатлевшиеся в речи, есть результат общественно-исторического развития.
Воспринимают предметы не глаз, не ухо, не язык сами по себе. Мир воспринимает человек. Конкретный живой человек с присущими ему интересами, устремлениями, чувствами, характером, темпераментом, объемом знаний и опыта. Все это, естественно, сказывается как на процессе восприятия, так и на его образах – перцептах. Эта зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности называется апперцепцией.[4]
Из слагаемых апперцепций особо важны факторы прошлого опыта, цели деятельности, психологической установки субъекта и его эмоционального состояния. Хорошей иллюстрацией влияния опыта на восприятие служат эксперименты с искажающими очками. Линзы этих очков дают перевернутое изображение предметов. Так вот, предметы, перевернутое положение которых фактически невозможно, через короткое время представляются все-таки в нормальном положении.

1.2. Особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия детей с умственной отсталостью.
Очень большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим и непосредственным образом вязаны с развитием речи. Если дифференцировочные условные рефлексы в области слухового анализатора формируются медленно, это приводит к задержке формирования речи. Это, в свою очередь, обусловливает задержку умственного развития. Можно считать бесспорным, что у всех детей с неполноценной нервной системой способность различать звуки речи возникает с затруднением и опозданием. Среди детей, перенесших поражение мозга, есть и такие, у которых слуховой анализатор пострадал особенно сильно. Такие дети в некотором отношении могут производить впечатление умственно отсталых. В этих случаях необходимо исследовать состояние слуховых восприятий с помощью соответствующих методик. Такое исследование даст возможность отделить умственную отсталость от вторичных задержек умственного развития, обусловленных дефектом слуховых восприятий.
Состояние слухового восприятия оказывает существенное влияние не только на развитие речи. В повседневной жизни и в труде человек постоянно и незаметно для себя пользуется данными слуховых восприятий. Так, например, по звуку он находит предмет, который уронил, узнает о действиях других людей или животных, определяет исправность машины, на которой работает, и т. д.[7]
Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке.
В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие умственно отсталых учеников. Это обусловлено тем, что зрение более, чем какой-либо другой анализатор, позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информационной задачи. Выявлена связь скорости реакций с уровнем избирательного внимания. Результаты анализа полученных данных быть использованы для характеристики уровня умственно вития ребенка и для выбора путей коррекционной педагогической работы с ним (Л. И. Перселени).
За годы пребывания в школе процесс зрительного умственно отсталых учащихся заметно ускоряется., которым предъявлялись изображения предметов 22 миллисекунд, правильно называют 27% массовой школы в этом случае дают 100%-ныйре-зультат), но при экспозиции, длящейся 42 миллисекунды, узнают 100 % показываемых изображений. Эти данные свидетельствуют о развитии скорости зрительного восприятия олигофренов данные первоклассников), но также и о том, что у третьеклассников оно все еще остается в значительной мере замедленным. Установлено, что у умственно отсталых учеников заметно ускоряется восприятие преимущественно простых по строению изображений предметов и в гораздо меньшей мере — сложных. Следовательно, более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм.[9]
Бегло обозревая окружающую обстановку, умственно отсталые учащиеся младших классов дифференцированно воспринимают меньше объектов, чем нормально развивающиеся. Это мешает им быстро знакомиться с находящимися в поле зрения предметами, узнавать их и выделять из их числа наиболее значимые для пристального рассмотрения.
Школьникам с недостатками умственного развития свойственна также узость зрительного восприятия. Ученики, особенно обучающиеся в младших классах, могут отчетливо воспринимать одновременно не 8— 12 небольших предметов, как это наблюдается в норме, а 4—6, т.е. гораздо меньшее количество (И. М.Соловьев). Узость зрительного восприятия уменьшает возможности умственно отсталых учащихся обозревать окружающее их пространство. Ею же можно в определенной мере объяснить трудности, возникающие у некоторой части учеников при обучении чтению.
Особенностью зрительного восприятия умственно отсталых учащихся является также его недостаточная дифференцированность: они не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки, присущие окружающим объектам, объект воспринимают глобально, без выделения характерных для него частей, пропорций и своеобразия строения.
Первоклассники с недостатками умственного развития легко и правильно различают цвета белый и черный, насыщенные красный, синий. Однако не дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят их сходства с насыщенными, не воспринимают оттенков. Учащиеся в большом числе случаев не различают цвета соседние по спектру: синий и фиолетовый, оранжевый и красный. К III классу цветоразличение у детей-олигофренов становятся более точным. Его ярко выраженная недостаточность сохраняется лишь у отдельных учеников (Ж. И. Шиф).[15]
Основной причиной нарушения цветоразличения умственно отсталых школьников является отклонение в познавательной деятельности, хотя известную роль играет понижение цветовой чувствительности (Т. Н. Головина). В ряде случаев установленное экспериментальным путем повышение цветовых порогов у учащихся с недостатками умственного развития среднего школьного возраста объясняется не особенностями восприятия, а тем, что в активном словаре детей отсутствуют названия многих цветовых оттенков. Возможно, что ученики замечают тот или иной цвет, но называют лишь тогда, когда он становится достаточно насыщенным.
В тех случаях, когда школьники пытаются назвать различаемый ими слабонасыщенный оттенок, они используют своеобразные определения. Так, например, ненасыщенный синий цвет оказывается у них «сине-зеленоватым» или «зеленовато-желтым». В других случаях дети используют выражения «не такой», «они разные». Младшие умственно отсталые ученики путают названия, например, фиолетовый цвет называют оранжевым, оранжевый — сиреневым и т.п.[7]
Неточное распознавание учащимися цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает их возможности познания окружающего мира. При обозрении пространства они воспринимают объекты, лишенными тонких цветовых различий.
Острота зрения умственно отсталых учеников, как правило, снижена. Они с большим трудом, чем нормально развивающиеся школьники, выделяют предметы, имеющие небольшие размеры, находящиеся на не резко отличном по цвету фоне. Низкая острота зрения не дает возможности раздельно видеть близко расположенные друг от друга предметы. Учащиеся младших классов их часто воспринимают как один большой объект. Из-за снижения остроты зрения окружающий мир представляется детям как бы слитым, единым, лишенным четких форм, отдаленные предметы выпадают из поля их зрения.[4]
Указанная особенность зрительного восприятия не позволяет ученикам младших классов увидеть в рассматриваемом предмете составляющие его части и таким образом лишает образ присущей ему специфичности. Так, самостоятельно выполняя на уроках ручного труда простейшие поделки на основе имеющегося перед глазами образца, школьники обычно слабо справляются с работой. Их изделия лишь в общих чертах напоминают образец. Тем не менее, они бывают вполне довольны результатом своего труда, откровенно хвалят свои достижения и претендуют только на меньшие или отличные оценки. Такое поведение учащихся обычно квалифицируется как завышенная самооценка, к которой склонны дети-олигофрены, однако, возможно, что школьники просто не замечают различий, которые существуют между собственной поделкой и образцом.
Малодифференцированное отражение предметного мира в сознании умственно отсталых младших школьников проявляется в своеобразии узнавания объектов и явлений, т. е. в опознании предметов, уже известных по прошлому опыту. Для школьников-олигофренов свойственно обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое внешнее сходство. Так, первоклассники не видят различий между белкой и кошкой или между компасом и часами. Они значительно чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, объединяют в одну группу одинаковые с их точки зрения, геометрические фигуры, например квадраты и прямоугольники, не замечая различий между ними.[20]
Ощущение - это психический процесс непосредственного отображения отдельных качеств окружающего мира, которые действуют на органы ощущений. Восприятие - это психический процесс непосредственного целостного отображения предметов и явлений окружающего мира, которые действуют на органы ощущений.
Полноценность ощущений и восприятия зависит от деятельности всех звеньев анализатора - рецепторной, что переводит физическую энергию раздражений в энергию нервных импульсов, проводящей и центральной, которая осуществляет проработку информации. Рецепторы у детей-олигофренов могут быть невредимыми, однако через диффузное повреждение коры головного мозга нарушенной оказывается центральная часть всех анализаторов.[25]
Поэтому все виды ощущений и восприятия при олигофрении характеризуются замедленностью, диффузностью, недиференцированностью вследствие снижения подвижности и иррадиации нервных процессов.
У детей-олигофренов оказываются смещенными пороги чувствительности. Нижний порог, который определяет минимальную интенсивность раздражителя, на которую реагирует рецептор, у них завышенным. Это значит, что раздражители малой интенсивности не вызывают у них реакции. Верхний порог, который определяет максимальную интенсивность раздражителя, который еще воспринимается как специфический и не вызывает болевых ощущений, у детей с недоразвитым интеллектом оказывается сниженным.[24]
Следовательно, диапазон, в котором дети-олигофрены адекватно реагируют на зрительные, слуховые, тактильные и другие стимулы, оказывается суженным.
Хоть первичного повреждения органов ощущений при олигофрении чаще всего нет, восприятие у этих детей характеризуется бедностью и неточностью. Все свойства восприятия выявляются недоразвитыми. К.И. Вересотская экспериментально показала его замедленность и слабую активность, Е.С. Бейн - недоразвитие константы, М. М. Нудельман и И.М. Соловьев - суженный объем.[26]
Для правильного узнавания предметов дети с умственной отсталостью требуют вдвое больше времени, чем их нормальные однолетки. Выразительно наблюдается замедленность проработки сенсорной информации при осложнении перцептивного задания. Восприятию умственно отсталых детей свойственны хаотичность, бессистемность. Это значит, что изучение предмета происходит неорганизовано, из-за чего не все его признаки отображаются. В процессе восприятия ребенок не отделяет существенные признаки от второстепенных, не устанавливает связей между ними.
Есть объекты, исследование которых требует последовательного изучения каждой их части, поскольку они состоят из нескольких равноценных элементов. Ознакомление с другими объектами требует выделения и тщательного обследования лишь существенных признаков. Организация восприятия у детей-олигофренов не зависит от структуры предмета, как это бывает характерно для здоровых детей.[13]
Целостность и константность восприятия, свойственные детям с нормальным психофизическим развитием, дают им возможность узнать предмет независимо от его расположения, а также за его отдельной частью, объединять элементы в структуру, при усложненных условиях восприятия выдвигать гипотезы и уточнять их. При умственной отсталости дети неправильно узнают предмет за его частью, дополнительная информация не изменяет их установок, не способствует исправлению ошибок.
Увеличение расстояния к предмету, расположение его в необычных условиях также отражается на правильности восприятия. Например, изображение тарелки, перевернутой вверх дном, дети-олигофрены узнают как шляпа, автомобиль, изображенный на расстоянии, воспринимается ими как игрушечный и тому подобное. Объекты, которые состоят из отдельных элементов, также не отображаются этими детьми. Они видят только элементы, а не целое. Если им показать рисунок предмета, контур которого изображен с помощью кругов, они могут сказать, что видят много кружочков.[17]
Восприятие умственно отсталых учеников является недостаточно осознанным. Причиной этого могут быть бедность словарного запаса. Ведь если ребенок не знает, как называется то или другое явление, то она и не выделяет его в сознании.
Подчинение восприятия мышлению способствует развитию его эталонности. У нормальных детей это происходит в дошкольном возрасте, когда по определенным признакам ребенок сразу относит предмет или явление, которое воспринимает, к определенной категории и приписывает им соответствующие свойства. Эталонное обобщено восприятие при умственной отсталости заменяется общим, неспецифическим, при котором не учитываются определенные существенные свойства, из-за чего разные предметы опознаются как тождественные. Например, впервые увидев корову, ребенок называет ее большой собакой.
Сужение объема восприятие, характерное для детей-олигофренов, которые отображают одномоментно вдвое меньше объектов, чем здоровые дети, приводят к тому, что они не могут воспринять ситуацию целостно и изучают ее последовательно. Последовательное восприятие элементов ситуации вместо целостного усложняет понимание связей и отношений, препятствует осмыслению, а также лежит в основе трудностей усвоения процесса чтения.
С возрастом, благодаря учебе во вспомогательной школе восприятие умственно отсталых детей совершенствуется в направлении увеличения его скорости, расширения объема, развития осознанности, упорядоченности, системности.[7]
1.3.Особенности восприятия иллюстративной наглядности умственно отсталыми школьниками.
Медленность восприятия предметов и её значение для обозрения.
В одних случаях мы быстро окидываем взглядом окружающие предметы, в других - неторопливо оглядываем их, в-третьих - внимательно рассматриваем. Первоначальный обзор перерастает в подробный осмотр и даже в изучении окружающего.
Исследованиями К. И. Вересотской (1940) показано, что восприятие изображенного предмета осуществляется трехлетними нормальными детьми во много раз медленнее, чем взрослыми. На протяжении дошкольного возраста скорость восприятия интенсивного возрастает и в 1 классе массовой школы приближается к скорости восприятия взрослых.
Исследования показали, что у учеников 1 класса вспомогательной школы процессы процесс восприятия протекает значительно медленнее, чем у нормальных школьников.[22]
Большая длительность восприятия предмета умственно-отсталыми школьниками происходит за счёт медленности процессов анализа и синтеза в центральной нервной системе, точнее в коре головного мозга. Понижение подвижности корковых процессов, которое проявляется в медленности восприятия умственно отсталых школьников 1 класса, должно быть признано патологическим. При передвижении человека его взору раскрывается всегда множество разнообразных, быстро сменяющихся предметов окружающего мира. Ученик 1 класса вспомогательной школы вследствие медленности своего восприятия не обладает такими возможностями. Обозревая обстановку, умственно отсталый ребёнок дифференцированно воспринимает скользящим взором меньше объектов в окружающем, что до некоторой степени мешает быстрому его ознакомлению с предметами и выделению существенных из них для более тщательного рассмотрения.
Узость восприятия.
Известно, что человек, смотря неподвижным взором на один предмет, одновременно видит многие. Однако, видимые одновременно объекты воспринимаются нами далеко не одинаково: объект, на который направлен наш взор, воспринимается ясно, четко, а находящийся в стороне предмет - смутно и неясно. Это объясняется состоянием участка коры головного мозга, на который падает раздражение, идущее от предмета: раздражение, падающее на участок, обладающий оптимальной возбудимостью, вызывает ясное восприятие предмета: раздражение, упавшее на заторможенные области, не вызовет отчётливого восприятия, при этом, очаг оптимального возбуждения может быть довольно широким.[15]Экспериментальные исследования и специально организованные наблюдения показывают, что по сравнению с нормальными детьми, умственно отсталые воспринимают отчётливо в каждый данный момент значительно меньшее количество объектов. Эта характерная черта восприятия коренится в особенностях нервных процессов головного мозга, обнаруженных при исследовании высшей нервной деятельности детей - олигофренов. Умственно отсталые первоклассники обладают иными возможностями обозрения действительности, чем нормальные: медленность восприятия снижает ясность восприятия предметов скользящим взором, узость восприятия при остановке взора мешает одновременному восприятию значительной группы объектов. Обе эти черты отрицательно сказываются на анализирующем рассмотрении обозреваемого участка действительности, так как препятствуют полноте выделения находящихся в нем объектов. Недифференцированность ощущений и её значение при обозрении действительности.
Зрительное восприятие школьников - олигофренов значительно отличается от восприятия нормальных детей. Это объясняется следующим. Всякий анализатор, в том числе и зрительный, анатомически состоит из 3-х основных частей: органа чувств, центростремительных нервов и соответствующих отделов ЦНС. Анализ начинается уже в органе чувств, в данном случае - в глазу, поэтому определённые повреждения глаза отрицательно сказывается на осуществляемом ими анализе. Анализ продолжается в низших отделах ЦНС, а тончайший анализ происходит в высшем её отделе - в соответствующих участках коры больших полушарий. Поражение коры больших полушарий, охватывающее центральный конец зрительного анализатора, своим следствием имеет снижение тонкости анализатора. Острота зрения, а также цветоразличение у них значительно ниже, чем у нормальных детей.[7]
Так как у умственно-отсталых школьников возникают менее разнообразные ощущения, то при обозрении окружающего, эти дети не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету от тех, которые перед ними или которые около них находятся. Низкая острота зрения, в свою очередь, является помехой для выделения малых по величине объектов. По той же причине два или несколько соседних предметов не воспринимаются раздельно.
Все эти особенности учеников вспомогательной школы служат помехой для богато и тонко дифференцированно восприятия или предметного окружения.
 Слабость анализа, проявляющаяся в малой дифференцированности цветоощущения и низкой остроте зрения, отрицательно сказывается на качестве восприятия выделенных предметов. При удалённости, неблагоприятном освещении контуры воспринимаемых объектов оказываются размытыми, тонкие изгибы не усматриваются, форма предмета видится упрощенной. Восприятие предмета тем совершеннее, чем более чётко различимы его внутренние части, мелкие детали. Оно тем выше качественно, чем тоньше различаются и усматриваются оттенки в его окраске, а также отличия светотени, играющие столь важную роль в восприятии объёмности предмета.[8]
Выводы по главе 1. В первой главе нами были рассмотрены аспекты развития восприятия умственно отсталых детей в процессе работы с книгой и иллюстрированным материалом. Также понятие «восприятие» рассмотрено с позиции нескольких авторов как учебной, так и специальной психологической литературы.