Реферат Индивидуальное и дифференцированное сопровождение умственно-отсталых детей


Муниципальное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Уренская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Уренского муниципального района Нижегородской области






Реферат на тему:
«Индивидуальные и дифференцированные подходы сопровождения детей с умственной отсталостью»


Подготовила
Учитель истории
Титова Г.П








Урень 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение --------------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1 Характеристика учащихся по возможностям обучения.----------------------4-6
1.1Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении------------7-8.
1.2Психолого-педагогическая характеристика класса.-------------------------9-10
Глава 2 .Психологические особенности умственно отсталых школьников.------11-13
2.1 Особенности внимания-------------------------------------------------------------13-15
2.2 Особенности мышления------------------------------------------------------------15
2.3 Особенности речи--------------------------------------------------------------------15-17
2.4 Особенности памяти ----------------------------------------------------------------18-20
2.5 Эмоциональная сфера.-------------------------------------------------------------20-23.
Используемая литература.-------------------------------------------------------------------24-25
Приложение.26-62




















Ухудшение экологии, алкоголизация не только мужского, но и женского населения, недостатки системы патронажа беременных и родовспоможения сопровождаются увеличением числа рождений детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Наибольшее количество среди них составляют дети с задержкой психического и речевого развития.
Я уже семнадцать лет работаю в коррекционной школе с умственно отсталыми детьми и для меня очень важен и актуален подход к выбору оптимальной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития учеников и коррегирования недостатков.
Коррекция-это исправление каких-либо недостатков личности ребенка. В своей работе я использую методы психолого-педагогической коррекции, то есть те приемы и способы воздействия на ученика , которые обеспечивают развитие высших психических функций ( памяти, внимания, мышления ).
В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии.
Для своей работы я поставила такие цель и задачи:
Цель: Способствовать развитию умственных способностей школьников.
Задачи:
Выявить индивидуальные особенности учащихся.
Подобрать индивидуальные методы и приемы для обучающихся.
Разработать дидактический материал для индивидуальной работы.
Вначале работы с классом я совместно с психологом провожу диагностику обучающихся для того , чтобы выяснить психологические особенности каждого ребенка и составить программу индивидуальной работы с ним.
Ниже я привожу диагностику, которая позволяет мне узнать все особенности и недостатки психического развития обучающихся.




Характеристика учащихся по возможностям обучения
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся в соответствии с указанными выше параметрами делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Так, на уроках истории и обществознания ученики, включенные в I группу» достаточно легко усваивают материал. Они хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план и пересказать текст по плану. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так й организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей стёпенью обобщенности.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает, нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов на уроках истории. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно.
При изложении выученного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имевшихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного. Кроме того, страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способностью учащихся к анализу
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучёния для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ, Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
Отмечу, что отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики вспомогательной школы, выделенные мной в четыре группы, нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение учащихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью я использую методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
Эти нарушения усугубляют трудности обучения, увеличивают неравномерность продвижения детей. На успешность обучения влияют нарушения фонетико-фонематаческого восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, двигательной сферы, работоспособности.








Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Я как учитель коррекционной школы для изучения учащихся имею возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополняю их своими педагогическими наблюдениями. В результате этого создаю педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимание и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, намечаю ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатываю для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях индивидуальной дополнительной работы.
Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.
Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно отсталых школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся.
Учет типических особенностей умственно отсталых школьников происходит в процессе дифференцированного подхода.
Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошо-средне-и-слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного материала.































КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7»А» КЛАССА УСКОШ-И (сентябрь 2005 года)
В сентябре 2005 года для обучающихся проведено комплексное обследование с целью
- выявить имеющиеся отклонения познавательной деятельности обучающихся, обеспечение индивидуальной работы по коррекции выявленных недостатков.
- разработки рекомендаций и коррекционных программ.
Для обучающихся подготовлены разноуровневые задания на зрительной и слуховой основе. В ходе обследования диагностировались следующие параметры познавательной деятельности:
1. Уровень развития внимания( определение недостающих предметов , сравнение и поиск сходства и отличия)
2. Уровень развития мышления
3. Уровень развития памяти
4. Уровень развития речи
За выполнение заданий предусматривалась следующая система оценок:
5 баллов - самостоятельное выполнение – высокий уровень развития
4 балла – небольшая помощь, отдельные ошибки, замедленный темп - средний уровень развития
3 -2 балла – ошибки систематического характера, выполнение отдельных элементов – низкий уровень развития.
Диагностические данные отобраны с помощью таблиц.
Обследовано 8 человек -100%
По итогам обследования я выяснила, что практически у всех обучающихся очень слабо развита речь( высокий уровень -0%)
Внимание (высокий уровень -12,5%)
Память (высокий уровень -25%)
Мышление ( высокий уровень -25%)
Рекомендации: обеспечить систематическую работу по индивидуальной коррекции с учетом психологических особенностей обучающихся.

Диагностика психических процессов в 7 классе МОУ УСКОШ- И VIII вида в сентябре 2005 года

Фамилия Имя ребенка
Память
Внимание
Мышление
Речь
Над чем работать



Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.


1
Веселова Л .
3

3

3

3

Память, внимание, мышление речь

2
Бусова П.
5

4

5

4

Внимание, речь.

3
Кондрашов Я.
5

5

5

4

Речь

4
Рязанова и.
4

3

4

4

Память, внимание, мышление, речь

5
Прынов А.
3

2

2

2

Память, Внимание, мышление, речь

6
Перминова Т.
3

3

3

2

Память, Внимание, мышление, речь

7
Чезганов С.
4

4

4

4

Память, Внимание, мышление, речь

8
Соловьев М.
3

2

2

2

Память, Внимание, мышление, речь



Высокий уровень
25%

12,5%

25%

0%


Средний уровень
25%

25%

25%

50%


Низкий уровень
50%

62,5%

50%

50%




















































Психологические особенности умственно отсталых школьников
Вспомогательная школа ставит три основных задачи дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей. Для успешной работы с умственно отсталыми детьми учителю важны знание того предмета, который он преподает, владение методикой обучения, умение установить и поддержать контакт со школьниками, владение сведениями о детях определенной возрастной группы. вместе с тем этого недостаточно. Я, как учитель вспомогательной школы имею дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных' способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане Я хочу остановиться на тех общих особенностях психики, которые свойственны всем умственно отсталым детям, существенно отличая их от нормы.
Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка-олигофрена отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития, подчеркиваемое Л. С. Выготским, дает основание полагать, что концепция развития нормального ребенка, в общем может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка.
Развитие олигофренов определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия.
Социальные факторы это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно, школа. Отечественная психология утверждает положения о ведущей роли в развитии всех детей, в том числе и умственно отсталых, сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми, находящимися рядом с ним, обучения в широком понимании этого термина. Особенно большое значение имеет правильно организованное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка, опирающееся на зону его ближайшего развития. Именно оно стимулирует продвижение детей в общем развитии.
Специальная психология говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сфере.
Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание. Пребывание в обычной, массовой школе часто не приносит ему пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым последствиям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности. Специальное обучение, направленное на развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, что хотя ребенок-олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем доказано, что мышление олигофрена несомненно развивается. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.
Другое, тоже очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль и в усвоении знаний, умений и навыков, и в установлении контактов в окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее. Действительно, мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой части единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Л С. Выготского, основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Рассматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л. С. Выготский сформулировал понятие социальная ситуация развития и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают.
Перейдем к рассмотрению тех особенностей психики, которые характерны для всех олигофернов, хотя проявляются у них в различной мере. Напомним, что отклонения обнаруживаются во всех проявлениях умственно отсталых детей, но особенно резко дефектность проявляется в познавательной деятельности учащихся, в их мышлении.
Особенности внимания
Внимание – это качество всей психической деятельности. Состояние внимания влияет на качество протекания любого психического процесса. Недостатки внимания у умственно отсталых связаны с особенностями высшей нервной деятельности: малой подвижностью нервных процессов, частыми состояниями охранительного торможения, слабостью ориентированного рефлекса. Нарушения процессов возбуждения и активного внутреннего торможения приводят к снижению работоспособности, быстрому утомлению и, как следствие, раннему спаду внимания.
Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к использованию цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, выделяют следующие его разновидности
процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания. Волевое внимание можно определить, как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере
волевой характер выжидательного внимания особенно проявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность
особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и не произвольного внимания.

Свойства внимания.
устойчивость внимания – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету. Если внимание не устойчиво, то качество работы резко снижается.
концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание направленное на какое либо один объект или вид деятельности и не распространяется на другие.
объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.
распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно.
переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с постановкой новой задачи.

Способность ребенка быть внимательным является важнейшим качеством психической деятельности. К сожалению умственно отсталые школьники не обладают достаточным вниманием ,поэтому я практически на каждом уроке предлагаю групповые и индивидуальные задания на развитие внимания , меняю виды работы , чтобы переключать внимание ребят .( см Приложение ) .

Особенности мышления.
Мышление обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы.
По мере обучения во вспомогательной школе недостатки мышления учеников корригируются, однако не преодолеваются и вновь обнаруживаются при усложнении предъявляемых задач.
Характеризуя мышление умственно отсталых учащихся, следует специально подчеркнуть стереотипность, тугоподвижность этого процесса. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к неправильному выполнению задания.
Я на каждом уроке даю ребятам задания на развитие мышления. Например, в 7 классе при изучении темы «Исторические памятники « я даю учащимся список предметов , найденных при раскопках , а учащиеся должны их распределить в три столбика : вещественные . устные , письменные.. На развитие мышления у меня разработаны задания по каждой теме. ( см Приложение )

Особенности речи
Орудием человеческого мышления, средством общения _ и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умствённо отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни из них относительно быстро поддаются коррекции, другие сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем, чем в норме, понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. Недоразвитие речи можно наблюдать на различных уровнях речевого высказывания. Оно обнаруживается в затруднениях, имеющих место при овладении произношением. Это дает основания говорить о более позднем и дефектном, по сравнению с нормой, становлении у детей-олигофренов фонематического слуха, столь важного для обучения грамоте, о затруднениях, возникающих при необходимости точно координировать движения речевых органов. Отклонения от нормы имеют место и при усвоении словарного состава родного языка. Словарь учащихся старших классов беден, значения слов недостаточно дифференцированы. Школьники располагают небольшим количеством слов специфического и обобщенного значения, особенно тех, которые передают свойства и качества объектов. Употребляемые детьми- олигофренами предложения часто бывают построены примитивно, не всегда правильно. В них имеются различные отклонения от норм родного языка нарушения согласования, управления, пропуски членов предложения, в ряде случаев и главных. Сложные, особенно сложноподчиненные предложения начинают употребляться поздно, что свидетельствует о затруднениях в плане понимания и отражения различных взаимозависимостей между объектами и явлениями окружающей действительности, позволяет говорить о недоразвитии мышления учащихся.
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики вспомогательных школ редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях молчат, в других отвечают невпопад. Развернутые ответы, состоящие из одного двух распространенных предложений, от них можно услышать не часто.
Многие из них не знают, как следует начать разговор, как спросить человека, особенно незнакомого, о чем-либо, как отвечать на его вопросы, Конечно, причиной тому служит не только недостаточная сформированность речи, но и особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
Ответы учащихся могут быть излишне сжатыми или чрезмерно пространными. В последнем случае они обычно по своему содержанию далеки от вопроса, изобилуют повторениями, несут в себе неадекватную информацию.
Если в формировании диалогической речи у олигофренов старших классов наблюдаются определенные успехи, то владение монологической речью оказывается для них чрезмерно сложным. В известной мере это связано с трудностями планирования высказывания, с неумением следовать заранее определенной схеме, с непониманием того, что слушающий должен воссоздать картину происходившего, опираясь на то, что он слышит от говорящего..
Ученики вплоть до старших классов испытывают затруднения в тех случаях, когда возникает необходимость рассказать о ходе уже выполненной работы. Они пропускают многое действия, говорят о них в самом общем виде. Но особенно сложным оказывается для олигофренов самостоятельное планирование предстоящей деятельности. Отсутствие наглядно-действенных опор необходимость исходить только из имеющихся представлений делают ответы учащихся бедными, непоследовательными, фрагментарными.
На уроках истории и обществознания я постоянно работаю над развитием связной речи. Требую полных ответов на заданные вопросы , подробного пересказа прочитанного текста .Очень часто применяю пересказ по плану, по опорным словам ( см Приложение ). На протяжении всего урока слежу за правильностью речи учащихся, исправляю речевые ошибки. Уроки обществознания часто проходят в форме диалога: учитель - учащиеся, учащиеся - учащиеся (обыгрывание различных жизненных ситуаций.


Особенности памяти
Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учениками вспомогательной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Причем, чем более абстрактным является этот материал, тем меньшее его количество запоминают дети. Так, ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок, изображающие отдельные объекты, и ряды, составленные из реальных предметов. Эта закономерность с различной степенью выраженности прослеживается на всех годах обучения.
Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, учащиеся часто повторяются, привносят отсутствовавшие элементы.
Запоминание текстов даже несложных, страдает у школьников несовершенством, поскольку даже в средних и старших классах они недостаточно умеют пользоваться мнемическими приемами разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п. В результате ученики сохраняют в своей памяти лишь часть материала. При пересказе изменяют структуру воспринятого, не следуют смысловому порядку, привносят на основе случайных ассоциаций добавочные элементы, отсутствовавшие в тексте и т. п.
Весьма характерным для умственно отсталых школьников является то, что, казалось бы, усвоенный ими материал претерпевает быстрые и существенные изменения, которые представляют собой уподобление вновь воспринятого хорошо известному, привычному или взаимоуподобление нового и старого. Это явление отчетливо прослеживается при анализе тех изменений, которые возникают в зрительных представлениях учащихся. Причем, если в норме ученики обращают внимание на своеобразие объектов и таким образом стараются сохранить в памяти их образ, то олигофрены быстро теряют черты своеобразия, присущие запоминавшемуся предмету. Аналогичное явление наблюдается и при работе со словесным материалом. Ученики легко уподобляют друг яругу правила, имеющие сходство формулировок, прочитанные тексты и т.п.
Учащиеся старших классов легче запоминают материал в тех случаях, когда они самостоятельно читают его вслух. Вероятно, одновременно осуществляемое зрительное и слуховое восприятие создает благоприятные условия для закрепления материала в памяти. Ученик видит расположение текста на страницах книги, выделенные абзацы, в ряде случаев выделенные шрифтом слова и смысловые единицы, нахождение в нем опорных слов. К тому же самостоятельное прочитывание один из первых шагов к самостоятельной работе школьников над текстом, над его пониманием и запоминанием.
Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Причем далеко не всегда это самое существенное из того, что они воспринимают, а подчас это всего лишь отдельные детали. Требование запомнить материал слабо изменяет мнемическую деятельность школьников. Они не владеют умением организовать запоминание, активно применяя необходимые для этого приемы.
Весьма характерным для учеников вспомогательной школы является их неумение пользоваться, казалось бы, хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи. Они далеко не всегда соотносят условия задания с теми сведениями, которыми располагают, и не выделяют необходимые для решения задачи звенья, Вместе с тем воспроизведение всегда предполагает наличие определенных волевых усилий, которые необходимы для актуализации знаний, но именно волевая сфера оказывается у олигофренов весьма ущербной, что затрудняет выполнение соответствующих заданий.
Существенным для характеристики памяти умственно отсталых учеников, а также для обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим успехом запомнить материал который им понятен. Именно понимаемое содержаниё усваивается олигофренами быстрее, точнее и прочнее по сравнению с тем, что лишь заучивается путем многократных повторений. Это обусловливает необходимость постоянной заботы о том, чтобы школьники понимали запоминаемый материал, а также ставит вопрос о важности вариативных, многообразных приемов, которые следует применять для повторения пройденного и тем самым противодействовать механическому зазубриванию.
В своей работе я использую разнообразные задания на развитие памяти, которые позволяют учащимся запомнить изучаемый материал, не зазубривая его (см Приложение ).


Эмоциональная сфера
Эмоции отражают смысл явлений и ситуаций и проявляются в форме непосредственных переживаний, удовольствия, радости, гнева, страха и др. От эмоций во многом зависит наше отношение к другим людям, а также оценка собственных действий, степень активности мышления, особенности моторики, движений. эмоции могут в одних случаях побуждать человека к действиям, а в других мешают достижению целей. Формирование эмоций одно из важнейших условий - становления личности человека. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, вся жизнь, которая окружает ребенка и постоянно воздействует на него, и особенно школьное обучение. Эмоции непосредственно взаимосвязаны с интеллектом. Л. С. Выготский подчеркивал мысль о том, что мышление и аффект представляют собой различные стороны единого человеческого сознания, что ход развития ребенка основан на изменениях, происходящих в соотношении его интеллекта и эффекта.
Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Свойственные умственно отсталым детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т. п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмысливанию им своих действий и поступков, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.
Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам. Так, для одних учеников характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети оказываются как бы безразличными к воздействующим на них раздражителям. У других школьников реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев неадекватные. У третьих не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки. Однако всем умственно отсталым учащимся, принадлежащим любой клинической группе, свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.
Сложные эмоции социально-нравственного характера оттенки чувств остаются недоступными многим выпускникам вспомогательной школы для понимания и обозначения.
Изучение эмоциональной сферы умственно отсталых подростков с трудностями поведения показало, что основной причиной таких состояний является болезненное переживание чувства собственной неполноценности, нередко осложняемое инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами. Ученики слабо контролируют свои эмоциональные проявления и часто даже не пытаются этого делать.
Известно, что большая часть выпускников вспомогательной школы социально адаптируется. Они прилежно работают, живут в семьях, заботятся о своих близких, по мере сил помогают им, переживают собственные успехи и неудачи, оказываются способными к сопереживанием. Подростки, пусть не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей,! в той или иной степени регулируют свои внутренние переживания, устанавливают определенные отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе. А это значит, что в эмоциональном развитии умственно отсталых детей за время школьного обучения происходят большие положительные сдвиги.
В сложной структуре формирующейся личности ребенка существенное место занимает мотивационно-потребностная сфера. Под понятием мотивы обычно имеется в виду все то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности.
.
У учащихся старших классов вспомогательной школы мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью. Сознание общественной значимости выполняемой работы исключительно важный мотив, побуждающий умственно отсталых школьников к активной деятельности.
Становление личности умственно отсталого ребенка непосредственно связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности. Система межличностных отношений учащихся вспомогательной школы включает в себя отношения учащихся друг к другу, которые специально организуются педагогами в условиях класса, группы. Первоклассники обычно не различают этих отношений, а также не понимают того положения, которое они занимают в коллективе класса. Большое значение в формировании положительного или отрицательного отношения детей друг к другу в этот период играют оценки, даваемые педагогом тому или другому ученику, а также ситуационные факторы и отдельные личностные черты, присущие тому или другому ребенку.
У учеников средних и старших классов структуры деловых и личностных отношений отчетливо разделены и не всегда совпадают. Высокое положение школьника в коллективе определяется его активностью, самостоятельностью, физической силой, трудовыми умениями и навыками. Критерии морального порядка обычно играют большую роль, чем успехи учащегося по общеобразовательным предметам.
К старшим годам обучения в самосознании школьников происходят существенные положительные сдвиги. Они более правильно оценивают себя, свои поступки, черты характера, достижения в учебе, для подтверждения правильности своих суждений приводят конкретные, нередко адекватные примеры, обнаруживая при этом определенную самокритичность. В оценке своего интеллекта учащиеся менее самостоятельны. Обычно они отождествляют его со школьными успехами.
Уровень притязания большинства выпускников приобретает реалистичность. Резко возрастает значимость для них трудовой деятельности, достижений в овладении элементами той или другой специальности. Они хотят работать, жить достойно, принося пользу обществу. Большое значение здесь играют уроки обществознания. Именно на этих уроках ребята узнают об обществе, знакомятся с правами и обязанностями граждан. На этих уроках мы рассматриваем различные модели семей (полные и неполные, благополучные и неблагополучные), типы семейных отношений, обыгрываем различные проблемные ситуации, сообща находим наиболее правильный выход из них. Все это помогает учащимся более адаптировано чувствовать себя в современном обществе, ощущать себя полноценным гражданином.



























ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход ./ М. К. Акимова, В. Т. Козлова- М.,1992/.
Аксенова, А. К, Формирование навыка беглого чтения умственно отсталых учащихся. / А. К. Аксенова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2004 .-№ 1.-с.30-33.
Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. /В. М. Астапов-М.1994/
Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении./А.А. Бударный\\ Советская педагогика.-1965.-№7.
Власова, Т.А., Певзнер , М .С. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер-М. Просвещение.. 1973.
Воронкова, В.В.воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /В.В.Воронкова - М. Школа-Пресс.,1994
Гончарова, Т. И. Уроки истории- уроки жизни. /Т.И. Гончарова
Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. /В.П. Кащенко- М. Просвещение.,1994
Кумарина ,Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. /Г.Ф. Кумарина- М. Академия. , 2001
Локалова , Н.Н.Как помочь слабоуспевающему школьнику. /Н.Н. Локалова-М. Ось-89., 2001
Матюшкина, А.М. Развитие творческой активности школьников./ А.М. Матюшкина- М.Педагогика.,1991
Намазбаева, Ж.И. некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. /Ж.И. Намазбаева – Алма-Ата, 1985
Никитина. Л.В. , Бгажнокова,И.М. К проблеме обучения истории детей с недостатками интеллекта./ Л.В. Никитина, И.М.Ьгажнокова// дефектология.-1997.-№5.-с.33-36
Пермякова, В.А. Индивидуальные типические особенности обучаемости младших школьников в норме и при отклонении в развитии./ В.А. Пермякова\\ Учебное пособие.-иркутск.-1989
Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.\ В.Г.Петрова-М.Педагогика .,1997
Пузанов,Б.П. , Бородина,О.И, Сековец,Л.С. , Редькина, Н.М. Особенности методики обучения истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида./ Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№1.-с.41-46
Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности /Л.Ф.Тихомирова-Ярославль. Академия развития.,1997
Шевченко,С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития /С.Г.шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№1.-с.3-10



























1.Диагностика психических процессов обучающихся за 3 года обучения.

2.Урок истории в 7 классе. Тема: «Жизнь и быт людей в Киевской Руси»
3.Классный час на тему : «Россия-Родина моя»
4.Задания на коррегирование мышления, памяти, речи, внимания:
-назови одним словом
-кроссворд
-игра «Дата»
-тесты
-выдели лишнее слово
-схемы
-анаграммы
-опорные слова (для пересказа )
.Компьютерные презентации на тему: «Объединение Руси. XII- XV века.»
-« Петр I и его деятельность» , « Россия-Родина моя»








Диагностика психических процессов в 7 классе МОУ УСКОШ- И VIII вида в 2005- 2006 уч году

Фамилия Имя ребенка
Память
Внимание
Мышление
Речь
Над чем работать



Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.


1
Веселова Л.
3
4
3
3
3
3
3
3
Память, внимание, мышление речь

2
Бусова П.
5
5
4
5
5
5
4
4
Внимание, речь.

3
Кондрашов Я.
5
5
5
5
5
5
4
5
Речь

4
Рязанова И
4
4
3
4
4
4
4
4
Память, внимание, мышление, речь

5
Прынов А
3
3
2
2
2
2
2
2
Память, Внимание, мышление, речь

6
Перминова Т
3
3
3
3
3
3
2
2
Память, Внимание, мышление, речь

7
Чезганов С
4
4
4
4
4
4
4
4
Память, Внимание, мышление, речь

8
Соловьев М.
3
3
2
3
2
3
2
2
Память, Внимание, мышление, речь



Высокий уровень
25%
25%
12,5%
25%
25%
25%
0%
12,5%

Средний уровень
25%
37,5%
25%
25%
25%
25%
50%
37,5%

Низкий уровень
50%
37,5%
62,5%
50%
50%
50%
50%
50%




2005-2006
























Диагностика психических процессов в 8 классе МОУ УСКОШ- И VIII вида в2006-2007 уч году .

Фамилия Имя ребенка
Память
Внимание
Мышление
Речь
Над чем работать



Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.


1
Веселова Л.
4
4
3
3
3
4
3
3
Память, внимание, мышление речь

2
Бусова П
5
5
5
5
5
5
4
5
речь.

3
Кондрашов Я
5
5
5
5
4
5
4
5
Мышл , речь

4
Рязанова И
4
4
4
4
4
4
4
4
Память, внимание, мышление, речь

5
Прынов А.
3
3
2
3
2
2
2
2
Память, Внимание, мышление, речь

6
Перминова Т.
3
3
3
3
3
3
2
3
Память, Внимание, мышление, речь

7
Чезганов С.
4
4
4
4
4
4
4
5
Память, Внимание, мышление, речь

8
Соловьев М.
3
3
3
3
3
3
2
2
Память, Внимание, мышление, речь



Высокий уровень
25%
25%
12,5%
25%
12,5%
25%
0%
37,5%

Средний уровень
37,5%
37,5%
37,5%%
37,5%
37,5%
25%
50%
12,5%

Низкий уровень
37.5%
37,5%
50%%
37,5%
50%
50%
50%
50%




2006-2007























Диагностика психических процессов в 9 классе МОУ УСКОШ- И VIII вида в 2007-2008 уч году

Фамилия Имя ребенка
Память
Внимание
Мышление
Речь
Над чем работать



Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.


1
Веселова Л.
4
4
4
4
3
4
3
4
Память, внимание, мышление речь

2
Бусова П
5
5
5
5
5
5
5
5


3
Кондрашов Я.
5
5
4
5
5
5
5
5
внимание

4
Рязанова И.
4
5
5
5
4
4
4
4
Память, в, мышление, речь

5
Прынов А.
3
3
2
3
2
3
2
2
Память, Внимание, мышление, речь

6
Перминова Т.
3
3
3
4
3
3
3
3
Память, Внимание, мышление, речь

7
Чезганов С.
4
5
4
5
4
4
5
5
Память, Внимание, мышление

8
Соловьев М.
3
3
3
4
3
3
2
2
Память, Внимание, мышление, речь



Высокий уровень
25%
50%
25%
50%
25%
25%
37,5%
37,5%

Средний уровень
37,5%
12,5%
37,5%
37,5%
25%
37,5%
12,5%
25%

Низкий уровень
37,5%
37,5%
37,5%
12,%
50%
37,5%
50%
37,5%





2007-2008













РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ , ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Я в течении 3 лет работала над данной темой , ежегодно в сентябре и мае составляла диагностики , для того , чтобы отслеживать результаты работы.
По результатам диагностик можно сделать вывод, что положительная динамика есть у всех учеников.
Обозначим психические процессы условными обозначениями , чтобы показать положительную динамику.
П-память В-внимание М-мышление Р-речь

Веселова Л-П В М Р
Бусова П -В Р
Кондрашов Я -Р
Рязанова И- П В
Прынов А –В М
Перминова Т- В Р
Чезганов С- П В Р
Соловьев М-В М
На прежнем уровне динамика осталась:
Прынов А-П Р
Перминова Т –П М
Чезганов С –М
Соловьев М –П Р
Отрицательной динамики не наблюдается.
Можно наблюдать положительную динамику всего класса за 3 года.
П В М Р
Май 2006 25% 25% 25% 12,5%
Май 2007 25% 25% 25% 37,5%
Май 2008 50% 50% 25% 37,5% Но до конца проблема не решена , поэтому я и в дальнейшем буду продолжать над ней работать.
Жизнь и быт людей Киевской Руси
(урок истории в 7 классе)
Цель
Дать общее представление о жизни людей, их быте и традициях в Киевской Руси.
Задачи
Образовательные: показать тяжелую жизнь простых людей; рассказать о жизни и вотчине; способствовать пониманию учащимися исторических событий.
Коррекционно-развивающиеся: развивать умения продолжать самостоятельно работать с учеником: анализировать текст и иллюстрации ,коррегировать память .речь ,мышление ,внимание.
Воспитательные: объяснить, почему земледельцы из поколения в поколение сохраняли глубокую любовь к земле, вызывать чувство восхищения трудолюбием народа, беззаветного служения Отечеству; могучей духовной силой народа.
Основные знания
Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором производится все необходимое для жизни.
Основные термины и понятия
Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды.
Оборудование и материалы
Таблица-план, предметы старины (пряха, туески, скатерти с вышивкой и т д ),магнитофон с аудиокассетой , картина с изображением вотчины ,карточки для индивид. Работы . наглядный материал.
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Оргмомент



Повторение пройденного материала
-сейчас выполняем работу на карточках.
1 .Русь приняла христианство в..году. Крещение Руси было при князе ..Крещение происходило на реке
2 . тест.
1) Русь приняла христианство
А)1045г
Б)988г
В)956г
2)Крещение Руси было при князе
А)Владимире
Б)Олеге
В)Святославе
3)Победил Соловья-разбойника
А)Алеша Попович
Б) Добрыня Никитич
В)Илья Муромец
3. Соберите из отдельных слов определения.
Былина-песня-рассказ о событии, которое было на самом деле.
Сказка- это выдумка, фантазия. .
Игра: оденьте князя или боярина
4.Вопросы на снежинках.
1)Особое место внутри храма, где находятся главные иконы(алтарь)
2)Настенная живопись, выполненная по сырой штукатурке.(фрески)
3)Живописное изображение Иисуса Христа и святых.(икона)
4)Человек, который пишет иконы.(иконописец)
5)Изображение из небольших кусочков цветного стекла.(мозаика)
6)Символ христианства. (крест)
Вспоминают тему и содержание предыдущего урока
Выполняют индивидуальные задания на карточках и у доски..


Актуализация знаний, объявление новой темы
Вводное слово учителя. Сообщение темы урока: «Жизнь и быт людей в Киевской Руси»
Записывают тему урока в тетрадь

Изучение новой темы
-Чтение докладов
Физкультпауза
Жили славяне:
В лесу_ древляне(руки вверх)
В болотах- дреговичи (руки вниз)
В поле- поляне(руки в стороны)
Севернее- северяне(руки вперед)
Все это наши предки – восточные славяне(руки скрестить на груди).
На доске записывается план изучения нового материала.
жизнь в вотчине.
свободные люди.
занятия и жизнь простых людей.
домашняя утварь.
пища крестьян.
одежда.

Словарная работа: вотчина, усадьба.
- как была устроена жизнь в вотчинах?
Работа с текстом учебника «Вотчина»

Вопросы для беседы.
- Что находилось в усадьбе?
- Где хранились запасы?
- Чем занимались ремесленники?
- Какое хозяйство называлось натуральным?
Словарная работа: натуральное хозяйство.
- Зачем на территории вотчины строили храм и дозорную башню?
Работа с текстом учебника «Свободные люди».

Вопросы к беседе.
Чем занимались крестьяне?
Что носили крестьяне?
Словарная работа: венец.
Кого называли смердами?
Словарная работа: смерды.
Рассказ учителя по третьему, четвертому, пятому, шестому пункту плана.

Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод по теме


Звучит тихая музыка.






Приходит пряха.







План переписывают в тетрадь.






Один ученик читает вслух, остальные следят.



Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. По ходу чтения участвуют в беседе.


Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике.





Один ученик читает указанный абзац, остальные следят. Участвуют в беседе.


Находят объяснение слов в учебнике.

Слушают учителя. По каждому пункту плана записывают в тетрадь опорные слова.
Например, домашняя утварь: стол, скамья, бочка и др.
Слушают вывод


Первичное закрепление нового материала
Расскажите по опорным словам, что запомнили
-Карточка Исправь ошибки.
У князя была земля, которая называлась ФАЗЕНДА.В центре ее строили избу КНЯЗЯ. Вокруг делали ОКОП, заполняли его МОЛОКОМ.
-Задание .Давайте обставим княжеский терем и крестьянскую избу.
Столы с угощениями
Лавки покрытые коврами
Земляной пол
Терем с широкими лестницами
Крыша покрытая соломой
Серебряные подсвечники
Лучины
Деревянные лавки
Задание. Давайте нарядим русскую красавицу в праздничный костюм.
Рубаха
Сарафан
Кокошник
Колты
Ожерелье
Фронтальная работа.

- Кто относился к простым людям?
- Что такое натуральное хозяйство?
- Какая домашняя утварь использовалась в хозяйстве?
- Что было характерным в одежде людей в Киевской Руси?
Участвуют во фронтальной работе.
Дают ответ

Подведение итогов
Комментирует, объявляет оценки за работу
Слушают комментарии учителя

Домашнее задание
Сообщение домашнего задания
Прочитать текст учебника; выборочно для некоторых учащихся подготовить сообщение по пунктам плана
Записывают домашнее задание

Индивидуальное задание
Сообщение индивидуального задания.
Прочитать указанные учителем абзацы, дать ответ на первый, второй вопросы; нарисовать русскую красавицу в праздничном костюме
Составить кроссворд.



































Психолого – педагогическая характеристика класса..
В данном классе обучается 8 человек. Из них 5 мальчиков и 3 девочки.
По возможностям и усвоению учебного материала по истории и обществознанию , учащихся можно разделить на 3 уровня.
К первому уровню относятся: Бусова Полина , Кондрашов Яков , Чезганов Сергей.
Ребята этого уровня программный материал усваивают успешно, справляются с заданиями самостоятельно, иногда при незначительной помощи. Пересказывают подробно ,не путают последовательность событий , на заданные вопросы отвечают подробно. Самостоятельно выполняют творческие задания, по некоторым темам готовят доклады и выступления. Работают быстро и выполняют большой объем работы.
Ко второму уровню можно отнести Веселову Людмилу и Рязанову Ирину. Эти ребята усваивают программный материал успешно, но при пересказе упускают некоторые важные события, запоминают не все исторические даты. При выполнении письменных заданий нуждаются в помощи учителя. Работают чуть замедленно, немного не успевают за другими.
К третьему уровню относятся Перминова Татьяна, Прынов Алексей и Соловьев Максим.
Перминова Таня работает очень медленно , быстро утомляется. Пересказывать может только по наводящим вопросам. На заданные вопросы отвечает сухо и кратко. Письменные задания выполняет с ошибками
Прынов Алеша и Соловьев Максим из-за многочисленных пропусков знаний по истории практически не имеют. Из-за незнания ранее изученного материала не могут усвоить изучаемый. Им постоянно требуется помощь учителя или товарища. Работают очень медленно, быстро утомляются, за урок успевают немного. Творческие задания не выполняют.
В целом данный класс сильный , процент качества усвоения материала в нем наиболее высокий по сравнению с другими классами.


Самоанализ урока.
Урок проходит в разделе изучения темы «Киевская Русь». Он непосредственно продолжает тему предыдущего урока и является предпосылкой для изучения следующей темы : « Княжеское и боярское подворье».Тип этого урока –комбинированный. При подготовке этого урока я учитывала индивидуальные особенности обучающихся и подбирала задания с учетом этих особенностей. Мною были поставлены следующие задачи:
Образовательные: показать тяжелую жизнь простых людей; рассказать о жизни и вотчине; способствовать пониманию учащимися исторических событий.
Коррекционно-развивающиеся: развивать умения продолжать самостоятельно работать с учеником: анализировать текст и иллюстрации ,коррегировать память .речь ,мышление ,внимание.
Воспитательные: объяснить, почему земледельцы из поколения в поколение сохраняли глубокую любовь к земле, вызывать чувство восхищения трудолюбием народа, беззаветного служения Отечеству; могучей духовной силой народа.
Для этого урока были созданы морально-психологические условия: Я была одета в национальный русский костюм , двое докладчиков и девушка-прядильщица также были одеты в национальные русские костюмы. Была организована выставка предметов старины :коромысло , половик , подзор ,шаль , туесок и т. д.Во время докладов звучала спокойная музыка. Я соблюдала охранительный режим , использовала физкульт паузу.
Во время проведения урока я решала все поставленные цели и задачи.








МОУ Уренская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида.



Разработка классного часа на тему:

«Россия-Родина моя»


Подготовила и провела
Учитель: Титова Г.П.




Урень 2008-2009 уч год.


Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи:
1.Показать православие ,как стержень истории и культуры русского народа.
2.Коррегировать речь ,мышление, внимание.
3.Воспитывать чувство гордости за свой народ , преодолевший нелегкие испытания на протяжении всей своей истории. Развивать лучшие черты русского характера и духовности: патриотизм ,совестливость ,милосердие.
Оборудование и материалы: компьютерная презентация ,Изображения герба , флага ,гимн ,песня « Гляжу в озера синие» (сл.И Шаферана .муз .Л. Афанасьева), песня «Родники» в исполнении ученика Кузнецова А ,карточки с заданиями , доклады ,подготовленные учениками.













Ход занятия
I Звучит гимн РФ.
II Объявление темы классного часа..
-Завтра праздник-День Конституции , поэтому мы сегодня поговорим о России..
-Что такое Конституция?
-Что прописано в конституции РФ?
Общественное и государственное устройство , изб. система, принципы орг и дея-ти органов власти и управления, осн-ые права и обяз-ти граждан. Имеет высшую юридическую силу.
-Какие государственные символы Р Ф вы знаете?
Сейчас ребята прочитают вам доклады ,которые они для вас подготовили о символах РФ
III –Велика и сильна наша Родина. А помните ли вы какая была наша страна много лет назад.
Я предлагаю вам окунуться в прошлое нашей славной страны.(комп.презент.)
1.Я ль твоей силы не знаю ,
Я ли тобой не горжусь?
Сердцу навеки родная
Гордая Родина –Русь!
2-5.До 10 века Русь являлась языческим государством.
-Что такое язычество?
-Назовите богов ,в которых верили наши предки?
-Назовите духов ,в которых верили славяне?
-Как задабривали в древности богов и духов?
Земля русская всегда славилась богатырями.
-Назовите известных вам богатырей.
6-25.С 988 года Русь становится христианским государством. При князе Владимире- Красное Солнышко произошло крещение Руси. С принятием христианства стало строится множество храмов ,монастырей. При них стали открываться школы , в которых детей обучали грамоте. Развивалась живопись и архитектура.
Но жизнь наших предков никогда не была спокойной. Постоянно на Русь нападали различные враги (половцы , печенеги .монголо-татары ,шведские и немецкие рыцари ).Всем хотелось завоевать землю Русскую с ее плодородными землями , полноводными реками . глубокими и чистыми озерами , богатыми густыми лесами.
Но русский народ всегда славился мужеством , отвагой ,любовью к своей Отчизне и поднимался на борьбу со своими врагами.
Особенно хочется отметить великого князя Александра Невского.
- Какими подвигами прославился этот человек?
-от каких врагов защищал он землю русскую?
И сейчас мы ходим в храмы просить помощи в исцелении от болезней , просить о защите воинов , помощи в пути.
26-35. А сейчас посмотрите на красоты нашей прекрасной , любимой России. (показ слайдов сопровождается песней «Гляжу в озера синие» в исполнении Л.Зыкиной.
IV А сейчас вы разделитесь на две команды.
Задания.
-Составить пословицы о Родине и объяснить их.
* за родной край и жизнь отдай.
*родная земля и в горсти мила.
*на чужой сторонушке рад своей воронушке.
*родина-мать ,умей за нее постоять.
-кроссворд:
1.отличительный знак гос-ва(герб)
2.торжественная гос-ая песня(гимн )
3.всадник на гербе- это Георгий (Победоносец)
4.город , на гербе которого изображен Георгий Победоносец (Москва).
5.сколько цветов на флаге РФ? (три)
6.дух ,который живет в доме ,следит за порядком (домовой)
7.дух-девушка , живет в воде ,имеет вместо ног рыбий хвост , заманивает мужчин своими песнями.(русалка)
8.фамилия президента РФ.(Медведев).

-я буду называть качества личности , а вы должны из них выбрать те , которые необходимы для того , чтобы наше общество всегда жило в мире и без конфликтов.
Гуманность
Скромность
Эгоизм
Честность
Жестокость
Хитрость
Милосердие
Лживость
Искренность
Сострадание.
Молодцы ,ребята. Знаете ,как развивалось наше государство , героев земли русской . о вере христианской.

Песня «Родники» исп.А Кузнецов.

1.Родники , вы мои родники
К вам вернусь ,где б меня не носило
И святою водою напьюсь
В роднике , прямо в сердце России.
Вас топтали копыта коней
Сталь гремела и жизни косила .
Но .с веками сильней и сильней
От земли набирали вы силу
Пр
Родники ,вы мои родники
К вам вернусь ,где б меня не носило
И святою водою напьюсь
В роднике , прямо в сердце России.
Родники ,вы мои родники
Свет небесный серебряно-синий
Если будут звенеть родники
Будет биться и сердце России.
2.Как напьемся святою водой ,
Той ,что прадеды пили и деды
И вернемся мы с чистой душой
Растворив в родниках свои беды
Пусть проносятся годы . века
И сражения мир потрясают
Не иссякнет Россия пока
Родники наши души питают
Припев:


Уч-ся стоя слушают.

Фронтальный опрос уч-ся.








Доклады:
Красильников
Пименов
Старков.


Компьютерная презентация ,учитель комментирует каждый слайд.
Уч-ся отвечают.



































Ученики делятся на 2 команды :Язычники и Христиане.




















У ребят сигнальные карточки.



Самоанализ .
Этот классный час я проводила в предверии праздника « День Конституции».Так как о символах государственной власти ребята знают уже достаточно .то я попросила троих обучающихся подготовить небольшие доклады ( по 2- 2.5 минуты ).При подготовке и чтении докладов у ребят коррегировались и мышление и аналитико-синтетическая деятельность и особенно речь. Затем я подготовила компьютерную презентацию на основе изученного и знакомого для детей материала для того ,чтоб еще раз вспомнить с чего начиналась земля русская и как она развивалась.
После просмотра и обсуждения слайдов была проведена рефлексия в соревновательной форме ( 2 команды).
В конце классного часа ученик исполнил песню О. Газманова «Родники» , текст которой также прославляет нашу Родину.































































































































1


2



3













































4



















































5














Народ – предок русских
Занятие – добыча мяса и шкур диких животных
Разведение домашнего скота
Сбор мёда диких пчёл
Главное занятие славян – обработка земли












Игра «Дата»
Ученику дается карточка с датой. Он должен подробно рассказать, что произошло в это время.
1709 г. -XVIII в

1547г. –XVI в





1825г. – XIX в

1380г.- XIV в





1147г. - XII в

1480г. –XV в





1812г. –XIX в

1242г – XIII в





Тест
1Как звали первого русского князя.?
а) Рюрик
б)Илья
в)Владимир
2Князь, который погиб от коня своего?
а)Святополк
б)Олег
в)Рюрик
3Князь, который умер от того, что его привязали к деревьям и его разорвало пополам?
а)Святослав
б)Олег
в)Игорь
4Княгиня.жена князя Игоря
а)Ольга Мудрая
б)Василиса Прекрасная
в)Варвара- краса
Тест
1 Жилище монголо-татар
а) хата
б) юрта
в)чум
2Монголо-татары вели образ жизни:
а) оседлый
б) кочевой
3 Предводитель монголо-татар
а) царь
б) шах
в) хан
Тест
1В каком веке жил Иисус Христос?
а) в 1 веке
б) в 4 веке
в) во 2 веке
2Что в переводе с греческого означает «Иисус Христос»?
а) особенный
б) помазанный
в) счастливый
3 Как называется книга, где собраны рассказы об Иисусе Христе?
а) домострой
б) евангелие
в) русские сказки








ВЫДЕЛИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
БЫЛИНА, КРЕЩЕНИЕ, КНЯЗЬ, ХРАМ, ИКОНА. КОМПЬЮТЕР
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ГЛИНЯНЫЙ СОСУД
СТЕКЛЯННАЯ БУСИНКА
КОСТЬ ЖИВОТНОГО
НАДПИСЬ НА БЕРЕСТЕ
ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ
.МАСЛЕНИЦА, НОЧЬ ИВАНА КУПАЛЫ,ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.КОЛЯДКИ.



Правители Новгорода





Посадник тысяцкий князя приглашали
как военного
Архиепископ руководителя









Соотнеси стрелками

Управление населением города,
Посадник судом

Архиепископ надзор над летописаниями

Тысяцкий глава городского ополчения

Князь управление казной, внешними
связями

ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИМ
ПОНЯТИЯМ

ВОТЧИНА
УСАДЬБА
НАТУРАЛЬНОЕ
ХОЗЯИСТВО
ХОЛОП
ЗАКУП
СМЕРД



ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ПИСЬМ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСИ





ВЕЩЕСТВ
ПОСУДА
ОДЕЖДА
УКРАШЕНИЯ
УГЛИ КОСТРОВ

УСТНЫЕ
СКАЗАНИЯ
БЫЛИНЫ













ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ
ГУСЛИ
БЫЛИНЫ
ПРЕДАНИЯ
ЛЕГЕНДЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ
ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

РАСШИФРУЙТЕ АНАГРАММЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ СТЕПНЫЕ ПЛЕМЕНА
КЧЕОНВИКИ-КОЧЕВНИКИ
ПЛООЦЫВ- ПОЛОВЦЫ
ЕПЕЧЕНИГ- ПЕЧЕНЕГИ
ХЫЗААР- ХАЗАРЫ

СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Д .ЕГ. .И .Ч .
КРИ . .Ч .
П .Л .Н .
Д .Е . .Я .Е
В .Т .Ч .



НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1ЧТО ТАКОЕ РОД ?
-КОЛЛЕКТИВ РОДСТВЕННИКОВ, ВЫШЕДШИХ ИЗ ОДНОЙ СЕИЬИ
-НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
-НЕСКОЛЬКО ПЛЕМЕН

2 ЧТО ТАКОЕ ПЛЕМЯ?
-НЕСКОЛЬКО РОДСТВЕННИКОВ, ЖИВУЩИХ ВМЕСТЕ
-НЕСКОЛЬКО РОДОВ, ЖИВУЩИХ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ, ГОВОРЯЩИХ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ
- КНЯЖЕСКОЕ ВОЙСКО

ЧТО ТАКОЕ ВЕЧЕ?
-ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ
-КНЯЖЕСКОЕ ВОЙСКО
-НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ


РАССКАЖИ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ
КНЯЗЬ
ВОТЧИНА
УСАДЬБА
ЗАПАСЫ
РЕМЕСЛЕННИКИ
НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯИСТВО
ХРАМ
ДОЗОРНАЯ БАШНЯ
ХОЛОПЫ
ЗАКУПЫ
СМЕРДЫ
СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ


СООТНЕСИ СТРЕЛКАМИ

ПАМЯТНИКИ ПРЕДМЕТЫ

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ РУКОПИСНАЯ КНИГА
ГАЗЕТА
ЗАКОН
ДОКУМЕНТ

ПИСЬМЕННЫЕ ПЕСНИ
ЗАГАДКИ
ЛЕГЕНДЫ
ПОСЛОВИЦЫ

УСТНЫЕ ОДЕЖДА
ПОСУДА
ОСТАТКИ ЖИЛИЩА
СООТНЕСИ СТРЕЛКАМИ

ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ МАТЬ РОДИМАЯ

РОДИНА ЛЮБИМАЯ А КРАСНА БЛИНАМИ

НЕ КРАСНА ИЗБА ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ
УГЛАМИ ПЕСНИ



















13PAGE 15


13PAGE 14215



Как назывались наши предки?

Весенний праздник, посвященный проводам зимы

Как славяне называли месяц май?

Как славяне называли месяц апрель?

Дух –
властелин леса

Бог грозы

Как славяне называли месяц январь?

Дух, который живет в доме и охраняет его

Праздник в ночь с 23 на 24 июня



Назови одним словом
Times New RomanTimes New RomanTimes New Roman Заголовок 315