Мультитренинг Мама для мамонтенка

Мульти-тренинг «Моя семья»
(с просмотром мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка»)
Цель: способствовать формированию представлений о семье как об одной из наиболее значимых ценностей человеческой жизни.
Задачи:
диагностика внутрисемейных отношений;
формирование у детей позитивного отношения к себе как части семьи;
развитие эмпатии к детям, которые остались без попечения родителей.
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Длительность: 40-45 мин.
Материал: мультимедийная установка, ноутбук, запись с мультипликационным фильмом «Мама для мамонтенка» (реж. O. Чуркин, к/с «Экран», 1981 г.), сердечки для раскрашивания.
Музыкальное сопровождение: классическая музыка.
Ход НОД
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Упражнение «Передай улыбку другу».
Слово педагога-психолога: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова собрались все вместе. Я предлагаю поприветствовать друг друга особенным способом - мы соединим свои ладошки с ладошками соседа и «передадим» улыбки друг другу. Я дарю свою улыбку Насте, которая сидит справа от меня, Настя в ответ молча улыбается мне, затем поворачивается к Мише (который сидит справа от нее) и дарит ему свою улыбку, Миша тоже улыбается Насте и поворачивается к Максиму, и так по кругу, пока улыбка опять не вернется ко мне».
П. ОСНОВНОЙ ЭТАП
1.Беседа «Дорогой мой человек»
Слово педагога-психолога: «Ребята, скажите, пожалуйста, кто для вас является самым дорогим и любимым человеком?.. (Мама, папа, брат, сестренка, родители.) Безусловно, для нас самые близкие люди - это наши родные. А как одним словом можно назвать маму, папу, сестренку, братишку?.. (Семья.) Совершенно верно! Сегодня я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется «Мама для мамонтенка».
2.Просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка». Длительность мультфильма - 8 мин. После просмотра проходит обсуждение:
Понравился ли вам мультфильм?
Как вы думаете, о чем он?
Для чего нужна мама? (Диагностика детских представлений и суждений).
«Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит»
Скажите, в жизни так бывает, чтобы дети теряли свою маму (родителей)?
Слово педагога-психолога: «К сожалению, дети могу потерять своих родителей и порой навсегда! Как вы думаете, когда это происходит?.. (Дети делятся предположениями: когда родители умирают или оставляют детей там, где их родили.) Действительно, так в жизни бывает! А дети, которые остались без родителей и близких родственников, попадают в детские дома. Знаете, что такое детский дом? Там живут одинокие дети все вместе - и кушают вместе, и спать ложатся вместе, и учатся вместе, и так, пока не вырастут и не станут взрослыми. А присматривают за ними воспитатели. Ребята, как вы думаете, тяжело или легко жить без родителей? Вам повезло - у вас есть папы и мамы, поэтому нужно уважать и ценить своих родителей. Стараться их не обижать, чтобы они были здоровыми и жили очень-очень долго. Я надеюсь, что вы заботитесь о своих мамах и папах, не капризничаете и всегда им помогаете!».
III. РАЗМИНКА
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.
Большими пальцами - Кто приехал? Мы, мы, мы 4-мя пальцами, кроме больших.
Большими пальцами –Мама, мама, это ты? Да. Да. Да указательными пальцами.
Большими пальцами –Папа, папа, это ты? Да. Да. Да. Средними пальцами.
Большими пальцами –братец, братец, это ты? Да. Да. Да. Безымянными пальцами.
Большими пальцами – Ах, сестренка, это ты? Да. Да. Да. Мизинцами.
Все мы вместе, да, да, да! Всеми пальцами.
Упражнение «Дружная семья»
Инструкция педагога-психолога: «А теперь предлагаю поиграть в игру, которая называется «Дружная семья». У всех есть свои обязанности, наши папы и мамы не исключения. Перечислите, пожалуйста, обязанности мамы. Что она должна выполнять как мама... (Мыть полы, посуду, ремонтировать одежду, ухаживать за комнатными растениями, воспитывать и следить за своими детьми, готовить обед и т. д.) Молодцы! Про мамины обязанности вы знаете. А теперь расскажите мне, пожалуйста, про обязанности папы. Что он должен делать?.. (Ремонтировать машину и квартиру, сломанные игрушки своих детей, ходить на рыбалку, зарабатывать деньги, выносить мусор и т. д.) Замечательно! Сейчас девочки превратятся в мам, а мальчики в пап. Каждый подумает и выберет себе одну из обязанностей и без слов покажет нам ее, а мы должны догадаться, какую обязанность нам показывают».
Примечание. По желанию выходит один из ребят и выполняет задание. Кто первый из детей угадает, тот следующий будет показывать обязанность взрослого, и т. д., пока каждый из детей не выполнит упражнение.
Перечислите теперь какие обязанности есть у вас в семье: Например: (слушаться родителей):
 уборка игрушек; уборка за собой посуды со стола в раковину; убирать за собой вещи и обувь на место; убирать книги и журналы на полку;

· протирать пыль;

· подавать чистое белье маме, когда она развешивает его сушиться;

· самостоятельно наливать себе воду или сок;

· помогать складывать чистое белье;

· помогать прибирать квартиру;

· помогать выносить мусор.
Обязанности ребенка по уходу за собой:

· умываться и чистить зубы после пробуждения и перед сном;

· мыть и вытирать руки, приходя домой с улицы;

· причесываться;

· самому раздеться, с небольшой помощью одеться; «самостоятельно завязывать шнурки.
Игра «Верно-неверно».
Инструкция педагога-психолога: Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны топайте ногами.

-Семья –это все мои друзья и знакомые.
-Семья – это я.
-Мои родители могут быть младше меня.
-Бабушка – это мама моей мамы.
-Дедушка – это папа моего папы.
-Бабушка и дедушка – это мои родители.
-Я - дочь мамы и папы.
-Всем людям нужна семья.
-Семья – это люди, которые любят друг друга.
Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья. В хорошей дружной семье, свои обязанности, все помогают и самое главное любят друг друга.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Рисунок «Волшебное сердечко».
Инструкция педагога-психолога: «Вот и отдохнули, даже немного повеселились, а теперь я вас попрошу присесть за столы, где вас ждут альбомы и карандаши. Задание простое - надо раскрасить сердечки в любимый мамин цвет, а потом я предлагаю вам подарить эти сердечки своим мамам, сделав им тем самым приятное».
Примечание. Фоном включается спокойная классическая музыка, педагог-психолог наблюдает за процессом, делает для себя пометки. После того как рисунки готовы, каждый ребенок по очереди показывает его всем.
V. РЕФЛЕКСИЯ
Слово педагога-психолога: Пришло время подвести итоги нашей встречи!
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что больше всего вам запомнилось? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, впечатлениями.
В конце занятия педагог-психолог предлагает детям спеть песню о маме.
15