Конспект внеклассного мероприятия по географии: «Сказ про то, как Иванушка царство спасал»

Внеклассное открытое мероприятие по географии:




«Сказ про то, как Иванушка царство спасал»




























МОУ БСОШ № 5
Вечканова Надежда Васильевна
Учитель географии.






Внеклассное открытое мероприятие по географии:

« Сказ про то, как Иванушка царство спасал».
Цель:
Развитие познавательного интереса к природе, привлечение внимания учащихся к актуальным проблемам своего района.
Задачи:
Развитие экологического мышления, расширение природоведческого кругозора
Формирование у уч-ся целостного представления о взаимодействии природы, человека и общества
Формировать умения и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды;
Воспитание экологической культуры уч-ся;
Развитие коммуникативных навыков, приобретение умения работать в команде

Оборудование:
Музыкальное сопровождение:
Детская песня «Виноватая тучка», «Песня дракончика», «Шелковая кисточка».
Костюмы сказочных героев,


Ход мероприятия:

Ведущий: В одном царстве, в известном государстве, а именно в том, где мы сейчас живем... Это покамест не сказка, а присказка. Слайд № 4
Итак, жил-был царь Горох. И была у него дочь единственная, ненаглядная царевна по имени Несмеяна. Ее потому Несмеяной прозвали, что никогда и никому не улыбалась она.
Но не такой родилась царевна-Хандревна. Когда в люльке качалась улыбалась. Когда в детский сад ходила веселилась, хотя в детский сад она ходила неохотно по царскому принуждению. И в начальной школе была ничего себе. А потом в рост пошла, как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянется. Это начался у нее переходный возраст. Тут ее точно подменили. .То грустит, то плачет. То плачет, то хнычет. От науки, говорят, веселье великое, а эта грамоте научилась, а веселья нет как нет. Прибавлять-отнимать, умножать-делить умеет, но радости не испытывает.
ЦАРЬ (обращаясь к Несмеяне): Отчего не весела, голову повесила? Почему кручинишься? Морщишься-топорщишься?
НЕСМЕЯНА: Что-то не все ладно, мой папенька царь Горох, в нашем царстве-государстве. Птичек, рыбок, бабочек и зверей все меньше становится. Кто-то их губит. Тоска у меня на сердце из-за этого. Хотела бы я, чтобы нашли того разбойника и наказали.
ВЕДУЩИЙ: Вышел царь Горох на крыльцо дворца подумать над словами Несмеяны, а тут дождик пошел. В летнюю пору приятно под дождичком побегать, да и промокнешь не беда, тут же и высохнешь.
Стоит царь Горох, прохлаждается. Дождик кончился, и, пока царь думал, рубаха его царская высохла. Да что же это такое глазам не верится рубаха-то была новенькая, вся расшита золотыми цветами да птицами, а тут стала старой и как решето: вся в мелких дырочках. Вот так дождик! Без волос останешься. Хорошо, что хоть корона была на голове. Права царевна, что-то не так в Гороховом царстве, кто-то хулиганит. Наверное, Чудо-Юдо заморское или дракон многоголовый напускает на них злые чары. И бросил царь Горох клич по всему государству. Слайд № 5
ЦАРЬ: Тому, кто отмоет Чудо-Юдо заморское, погубит его за то, что оно безобразничает в моем государстве, убивает птичек, зверюшек уничтожает леса и загрязняет воду, отдам царевну в жены. Слайд № 6

Ведущий: Отправились на поиски бояре да дворяне, графы да князья, царевичи, королевичи заморские, искали, искали, да не нашли никого. Дошел царский клич до дальней деревушки, до крестьянского сына Иванушки. Иванушка-дурачок в любой авантюре готов участвовать. Захотел Иванушка испытать свое счастье, вдруг ему повезет и женится он на царской дочке. Пошел во дворец в столицу. Путь неблизок, много чего интересного встретилось по дороге. Видит он, кто-то летит: птичка не птичка, муха не муха, а невиданное чудо красивое. Хотел поймать, а «чудо» и говорит: «Пожалей меня, Иванушка, не лови, крылышки повредишь, уж я больше летать не смогу, а нас и так мало осталось, нас даже в Красную книгу занесли, да и пригожусь я тебе».
«Да кто же ты такая? спрашивает Иванушка-дурачок, ничего я о тебе не знаю».
Выходит девочка в костюме бабочки и рассказывает ребятам о себе.

БАБОЧКА: Мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно мы хороши весной. Мы прекрасно опыляем цветы. Но, к сожалению, наша красота нас же и губит. Увидев бабочку, люди стараются ее поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка , когда трепещет поломанными крылышками. Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка-Аполлон в минуту опасности падает" на спину и «шипит» скребет лапками. Это "пугает птицу. А вот от человека защиты нет. Слайд №7
ИВАНУШКА (идет дальше. Что-то прошуршало в траве): Ой, шар какой колючий. Сейчас поймаю, домой возьму. Слайд № 8
ШАР (мальчик в костюме ежика) не трогай меня, Иванушка. Я в Красную книгу записан и тебе, может, пригожусь.
ИВАНУШКА: Хорошо. Скажи мне, кто ты, зверь невиданный?
ЕЖИК: Я - ежик. Люди, как правило, относятся к нам вроде бы хорошо, даже часто стараются приручить, поселить в своем доме, считая, что мы ловим мышей. Но этим и губят нас, так как ежу плохо в доме, даже если его поят молоком, заботятся о нем. Паркет, линолеум не заменят травы, земли', кустов. Да и человеку, у которого живет еж, тоже плохо, потому что ежи - ночные животные. Мы не даем спать людям всю ночь бегаем по комнатам. Да нас и опасно держать в квартире. На нашей коже живут клещи, которые разносят тяжелые заболевания. Пусть ежи живут там, где им положено. А насчет того, что мы мышеловы, это неправда, ведь мы не кошки. Случайно, правда, мы можем поймать мышку, но это бывает редко.
ИВАНУШКА: Да, вот какие дела. В Красную книгу их занесли. И как их туда занесло? Наверное, это не очень приятно, раз они такие невеселые.
Ой, что это?
На сцене появляется участница в костюме жабы и прыгает рядом с Иванушкой.
Ведущий: Из-под ног Иванушки выскочило серое животное на четырех лапках с выпученными глаза в бородавках. От испуга хотел Иванушка задавить его, да вдруг остановился.
ИВАНУШКА: А ты не из Красной книги?
ЖАБА: Да. Не губи меня, я тебе пригожусь. Слайд № 9
Я жаба. Во все времена нас люди боялись и. к сожалению, уничтожали. Да,. у нас есть ядовитые железы; выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда о том, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Что же касается яда, то он для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он не может. Мы вообще никогда ни на кого не нападаем. Зато приносим человеку большую пользу, съедая многих вредных насекомых. Огородники даже специально приносили к себе на огород жаб, а в Англии, Франции нас продавали на рынке. Я думаю, что друзей, выбирают не по красоте.
ВЕДУЩИЙ: «Да, вот какие злые люди, губят таких прекрасных животных», подумал Иванушка, да тут же и устыдился: сам-то что хотел сделать недавно? Но ему простительно, ведь он был дурачком, а теперь стал умнее никого, кроме злодея Чудо-Юдо, не будет убивать. Наконец, вдали он увидел красивый город, а пока шел к нему, все думал о том, что же это за Красная книга, может, и его, Иванушку, следует занести в нее, так как дурачков тоже мало осталось на свете. А вы, ребята, знаете, что такое Красная книга? Слайд № 10
Ребята отвечают.
Наконец Иванушка дошел и до дворца царя Гороха. А дворец весь серебром и золотом сверкает. Богатый. В окне царевна Несмеяна сидит и смотрит на пригожего молодца, и молодец смотрит на нее и рот открыл от изумления до чего же хороша девица. Почувствовал он неведомое до того волнение в груди .Шагнул неловко в сторону, оступился и шлеп в лужу. Вы, наверное, думаете, что Несмеяна засмеялась. Это ВЫ- если кто-нибудь рядом в лужу шлепнулся, сразу хи-хи, ха-ха. Слайд № 11
Несмеяна такой примитивной натурой не была.
Иванушка, конечно, быстрехонько поднялся, а оторвать взгляд от царевны не может. Тут кто-то его за рукав дернул. Поворачивается, а это сам царь Горох.
ЦАРЬ: Здравствуй, добрый молодец. Что это ты на царевну заглядываешься, а о деле и речи не ведешь? Выполнишь мое царское задание, выдам за тебя Несмеяну. Так вот, Иванушка, нежданно-негаданно получено известие с границы. Появилось в приграничной провинции некое Чудо-Юдо. Вот т,ебе повинность расправиться со страшилищем. А там и свадьбу сыграем.
Ведущий: Отправился Иванушка в дорогу искать, кто же это губит все живое. Шел он, шел, сколько шел неведомо. Пришел в дремучий лес, устал, лег под дубом да и заснул богатырским сном. Слайд № 12
А пока он спит, вы, ребята, выполните такое задание:

Перед вами десять животных. Четыре из них занесены в Красную книгу. Назовате этих животных (барсук, белка, волк, бобер, еж, заяц, кабан, крот, крыса, лиса. Ответ: барсук, белка, еж, крот). Слайд № 13, Слайд № 14
ВЕДУЩИЙ: Просыпается Иванушка, а кругом ад кромешный. Ревет, бушует огонь, падают столетние деревья, обезумев от страха, мечутся в дыму звери и птицы. Слайд № 15
ИВАНУШКА: Это проделки Чуда-Юда. Сгубить меня решил, огнем спалить, рубаха на мне чуть не сгорела, неужели так и погибну в расцвете лет и с Чудом-Юдом не встречусь?
На сцену выбегает Бабочка, крылышками машет.
БАБОЧКА (Иванушке): Полечу за помощью.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Видит Иванушка, идут люди, вооруженные топорами и лопатами, летит ковер-самолет с пожарниками-десантниками. Сверху льют из огромных баков воду, огнетушительную пену. Затем десантники принимаются закладывать в землю взрывчатку. «Ну, думает Иван, разнесут сейчас Чудо-Юдо на мелкие части». И вот загремели взрывы, и через лес пролегли широкие канавы.
ИВАНУШКА: Для чего вы это сделали?
Ведущий: десантникики уже уселись на ковер-самолет и улетели. Зачем же взрывать землю, когда и так все горело? Ответа на этот вопрос не знает Иванушка. Ребята, помогите ему, скажите, для чего при пожаре взрывают в лесу землю и прокладывают длинные канавы?
Ребята отвечают, что взрывы противопожарные, огонь дойдет до земли и остановится, а канавы, нужны для того, чтобы разбить горящую территорию на мелкие, части.
ВЕДУЩИЙ: Пожар кончился. Осталась после него мертвая гарь. Когда-то, но не скоро, вновь здесь зазеленеют леса, запоют птицы. Тут вернулась бабочка, подает Иванушке семена деревьев и просит его посеять эти семена, чтобы снова вырос дремучий лес. Иванушка выполнил ее просьбу, а самому покоя не дает вопрос «Кто напустил на лес огонь?» Слайд № 16
Ребята, а вы как думаете, кто
·виноват в том, что сгорел лес?
Ребята отвечают: «Люди. Непотушенные окурки, спички, костры оставляют после себя».
Пошел Иванушка дальше, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Путь у него длинный, пока он идет, мы посмотрим, кто из вас знает природу и читает книги о ней.
ИГРА: (ее проводит ведущий): Слайд № 17, Слайд № 18
ВЕДУЩИЙ: А Иванушка идет дальше и думает о том, где же это треклятое чудовище окопалось. Куда идти? Вышел он к речке. Как хорошо после пожара выкупаться в речке, воды напиться! Вдруг из воды выглядывает Щука с выпученными глазами и обращается к Иванушке. Слайд № 19
Щуку можно нарисовать на картоне и вырезать. А ее голос кто-то будет озвучивать.
ЩУКА: Не купайся, Иванушка, не пей этой воды .у погибнешь. Видишь, какая я стала худая, больная. Рыбок на обед не могу поймать, да и ловить тут уже некого. Раньше я могла выполнять разные желании людей. Только скажи «по-щучьему веленью...», а теперь не знаю, доживу ли до завтра. Слайд № 20
ВЕДУЩИЙ: Пошел он тогда вдоль реки и вошел в другой лес красивый, чистый, прямо загляденье. Идет по нему Иванушка, сердце радуется. Но чувствует, что чего-то не хватает в этом лесу. Думал, думал и догадался: не слышно ни одного звука, ни птичьего пения, ни звериного шороха. В чем дело? Слайд № 21
Выходит навстречу Иванушке Ежик.
ЕЖИК: Будь осторожен, Иванушка. Ни до чего не дотрагивайся. В этом лесу все ядовитое. Слайд № 22
ИВАНУШКА: Не Чудо-Юдо ли здесь безобразничает?
ЕЖ: Нет. Напали на этот лес полчища гусениц. Гложут листву так, что хруст по всему лесу стоит. Стали люди деревья лечить, от гусениц спасать разными ядовитыми порошками да туманами. Всех гусениц перетравили, а заодно и всех других, в том числе и полезных насекомых. Птицы стали их клевать тоже отравились, птиц ели звери и их не стало.
ИВАНУШКА: Охо-хо. Оказывается не один я дурачок на белом свете, есть и подурнее меня. С ядами' химикатами надо ведь очень осторожными быть.
Ребята, а вы знаете, как надо лес спасать?
Ребята отвечают, что надо было на помощь лесу позвать птиц, муравьев и других полезных насекомых, жаб и других животных.
Ведущий: Иванушка пошел дальше. А мы с вами пока поиграем с вами Слайд № 23
ВЕДУЩИЙ: А Иванушка тем временем вышел на берег синего моря. Видит, сидит на берегу Старик и забрасывает невод. В первый раз вытащил он невод с тиной морскою, ржавыми банками, битыми бутылками. Во второй раз выловил рваный башмак и шину от машины. Слайд № 24
В третий раз попалась ему Золотая рыбка. Заговорила она голосом человечьим, стала молить старика, чтобы не отпускал он ее в море, а лучше кинул в аквариум с чистою водою. Обещала отслужить ,ему за это. чем только он пожелает. Не хочет она быть рыбкой «нефтяною», а хочет остаться золотою. Слайд № 25
Удивились старик и Иванушка.
СТАРИК: Что случилось, рыбка? Почему не хочешь в море синее?
Макет Золотой рыбки делается так же, как и Щуки, а кто-то из участников озвучивает.
РЫБКА: Авария с танкером-нефтевозом произошла. Вся нефть из него вылилась в море и тонким маслянистым слоем покрыла большие пространства. Как ты думаешь, добрый молодец, что будет с нами, жителями морскими?
Ведущий: Ничего не смог ответить. ей наш Иванушка. А вы, ребята, сможете?
Ребята отвечают: «Если нефтяная пленка покрывает поверхность воды, то птицы, садящиеся на воду, гибнут из-за того, что у них склеиваются перья; водоросли, мелкие рачки умирают из-за нехватки кислорода, а большим рыбам и морским животным, кроме того, нечем питаться. Людям в такой воде нельзя купаться и ловить рыбу. Море становится мертвым.
СТАРИК: Есть у людей морские дворники специальные суда, чтобы очищать моря. Да помогут ли они?
ИВАНУШКА: Помоги мне, Золотая рыбка, Чудо-Юдо обезвредить. Ты про него слыхала?
РЫБКА: Да. Знаю, оно людям разные пакости делает, хочет их со свету сжить. Знаю, что живет где-то далеко за морем. Если хочешь, могу тебя к нему переправить и меч-кладенец подарить.
ВЕДУЩИЙ: Позвала рыбка птиц невиданных, подняли они Иванушку и понесли к месту, где злодейское Чудо-Юдо живет. А пока Иванушка летит, ответьте мне, ребята, на вопросы: 1. Что это за пресмыкающееся, у которого тело длиной от 3 см до 3 метров, покрыто чешуйками? Многие из этих пресмыкающихся, будучи схваченными за хвост, легко с ним расстаются. (Ящерица.) 2. У этого пресмыкающегося туловище заключено в панцирь. Голова, хвост и лапы втягиваются внутрь панциря. Кто это? (Черепаха.) 3. Бесхвостое земноводное с длинными задними лапами, приспособленными для прыганья. (Лягушка.) 4. Ядовитая змея, живущая в наших лесах (Гадюка.) Слайд № 26
Ведущий: Приземлился Иванушка на полянке в лесу. А лес, как парк, чистый, красивый, кругом звери разные, птицы заливаются. На озере лебеди плавают. Красота! Пошел он по лесу в поисках Чуда-Юда, меч наготове держит. Видит, еще одна поляна, а на ней разбросаны головы и кости человеческие. Думает: раз кости, то и Чудо-Юдо неподалеку. Затаился в кустах. Долго ждал, до обеда. В обед при- , летел шестиголовый дракон. Подвязал под каждой головой салфетку с вензелем «Ч» и «Ю», взял нож и вилку, обедать стал. Слайд № 27
Для костюма дракона необходимо сшить большую юбку, в которую влезли бы шесть ребят.
То костью человеческой похрустит, то головой. Выскочил из засады Иванушка, меч поднял. А Чудо-Юдо спокойно его спрашивает.
ЧУДО-ЮДО: Ты кто такой? Чего мечом размахиваешь? Слайд № 28
ИВАНУШКА: Я, Иванушка-дурачок, пришел тебя убить и государство наше спасти.
ЧУДО-ЮДО: Постой. Спрячь свой меч. Может, и драться не придется. Худой мир лучше всякой ссоры. Скажи, почему ты меня злодеем называешь, обижаешь такими словами?
ИВАНУШКА (убрал меч): Как почему? Ты людей ешь. Напустил на царя Гороха дождь ядовитый, всю одежду царскую испортил, речку загрязнил щука там погибает...
ЧУДО-ЮДО: Это недоразумение.
ИВАНУШКА: А как же кости да головы?
ЧУДО-ЮДО (смеется): А ты присмотрись внимательно. Это, по-твоему, косточка?
ВЕДУЩИЙ: Глядит Иванушкаи правда: в лапах у грозного дракона не кость, а... морковка. И головы не головы, а свекла да капуста. Что за насаждение,
ЧУДО-ЮДО: Мясоедом был мой папаша, а я в отличие от него вегетарианец. Вот видишь репа, редька, клюква в сахаре. Это мой обед, и чувствую себя. превосходно. Думаю до трехсот лет прожить (вегетарианцы, говорят, долгожители). Да ты попробуй. Угощаю!
Ведущий: Положил Иванушка меч на землю. Похрустел морковкой, капустой, клюквой в сахаре полакомился. Вкусно. Видать без нитратов. Вот так «внешний враг»! Оглянулся Иванушка, а кругом цветы разные красные, голубые, белые. Решил он нарвать их для Несмеяны.
ЧУДО-ЮДО: Нельзя, Иванушка, эти цветы рвать. Они все в Красной книге. Да тебя, пожалуй, и в лес нельзя пускать; ты не знаешь цветов и нарвешь, каких нельзя. Я вот тебе' экзамен устрою, буду цветы показывать, а ты их называй.
Нужно показывать ребятам рисунки или фотографии цветов из Красной книги: ирис, ландыш, колокольчик, купальница, мать-и-мачеха. Ребята должны их назвать.
ЧУДО-ЮДО: Вот теперь можно и в лес. Слайд № 29

ИВАНУШКА: Скажи-ка, дракоша, а почему исчезли цветы? Они же не птицы, чтобы что-то ядовитое «склевать».
ЧУДО-ЮДО: Какой же ты недогадливый. Вот скажи, какие ты
Хотел цветы подарить Несмеянушке: маленькие, серенькие или большие, яркие?
ИВАНУШКА: Конечно, большие!
ЧУДО-ЮДО: Вот так и все люди. Выбирают красивые, нарядные цветы да еще рвут помногу, охапками. Вот их и стало меньше, а некоторые и совсем исчезли.

ИВАНУШКА: Дракоша, а почему в других местах мало птиц и зверей, а в твоем лесу так хорошо?
ЧУДО-ЮДО: Потому что я живу к заповеднике и слежу здесь за порядком. У меня такая должность охранять природу. Слайд № 30

ВЕДУЩИЙ: Ребята, а что такое заповедник?
Ответы ребят.
ИВАНУШКА: Что же делать, милый дракоша, как найти мне настоящего злодея?

ЧУДО-ЮДО: Иванушка, чудак ты человек, вот что я тебе скажу. Подумай над тем, что «видел, может, и найдешь виновников всего происходящего. Хочу показать тебе злодея, который испортил одежду царя Гороха и воду- в речке. Отправляйся в тридесятое царство, увидишь там дракона почище меня.
А на память я подарю тебе цветочек Аленький, принесет он счастье тебе и Несмеянушке. Слайд № 31
ИВАНУШКА: Спасибо, а как мне добраться до этого дракона?
Появляется Жаба.
ЖАБА: Садись, Иванушка, я тебя живо перенесу к дракону. Слайд № 32
Ведущий: Уселся он на Жабу, только раз мигнуть успел, как уже приехали. Глядит Иванушка стоит он перед огромным драконом в железных латах. Несколько голов у него на длинных шеях под самые облака поднимаются, и пышут-те головы огнем. Поднял Иванушка меч-кладенец, а тут Жаба говорит таковы слова.
ЖАБА: Стой, Иванушка, не сможешь ты одолеть этого дракона. Зовут его Завод. Сделали этого дракона люди. И вот дымит он ядами оттого, что в топках горит уголь или нефть. В угле, ; нефти обязательно есть сера, которая с дымом попадает в тучи, и3 них получается едкая серная кислота вот тебе и ядовитый дождик. Слайд № 33, Слайд № 34
Ведущий: И понял тут Иванушка (видимо, окончательно поумнел), кто виноват в бедах людских и природных. Ведь это же... Кто, ребята?
Дети отвечают: «Сами люди».
ИВАНУШКА; Эк, прсжче чем строить, надо семь раз подумать.
ВЕДУЩИЙ: Вернулся умный Иванушка к царю Гороху, рассказал о своем путешествии без утайки. Стыдно стало царю за то, что в его царстве царстве творится. Слайд № 35
А. цотом была свадьба. Свадебный марш изо всех репродукторов гремел. Радовался народ. Частушки пел. Польки отплясывал, а молодежь заморский танец дрыг-данс. Несмеяна смеялась. А Иванушка решил заняться изучением экологии. Слайд № 36, Слайд № 37
Ведущий: Что такое экология? (Ответы.) Правильно, наука об изучении и сохранении природы.

А когда царь Горох состарился и трон Ивану-экологу уступил, правил мудро и справедливо, так как в сказках бывает. А дети Ивана -царя да царевны Несмеяны любили слушать экологические сказки?»
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Постановка этой сказки потребует предварительной подготовки. Декорации можно .нарисовать. Не обязательно шить настоящие костюмы, достаточно сделать либо шапочки, либо небольшие рисунки и прикрепить их с помощью резинки к одежде. Таких действующих лиц, как Золотая рыбка и Щука, можно нарисовать на картоне и раскрасить. А держать их будут другие герои сказки. В качестве музыкального оформления подойдут как народные мелодии, так и отрывки из классических музыкальных произведений.
























15