Рабочая программа элективного учебного предмета Основы культуры речи для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»
ДЛЯ 11 КЛАССА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)

Программа составлена на основе программы элективного курса «Основы культуры речи» Н.А.Жук, Е.В.Белоус, М.: Айрис Пресс, 2007 и примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).


учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Мельникова Ольга Васильевна


Раздел 1. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса «Основы культуры речи» учащиеся должны:
знать:
предмет и задачи культуры речи.
нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, лексические, пунктуационные, словообразовательные, грамматические (морфологические, синтаксические нормы), стилистические, лексические и фразеологические.
знать о фонетических, морфологических, синтаксических средствах выразительности русской речи.
Применяя полученные знания, учащиеся должны
уметь:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задания.
владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи особенностей профессий и профессиональной деятельности с изучением учебного предмета, основой которых является знания по данному учебному предмету».
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Культура речи как специальная языковедческая дисциплина (2ч.)
Предмет и задачи культуры речи. Язык и речь. Культура языка и культура речи. Две ступени освоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство. Коммуникативное качество основное теоретическое понятие учения о культуре речи.
Из истории возникновения и развития культуры речи. Культура речи и языковая политика. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Учение о коммуникативных качествах речи.
Раздел 2. Две ступени освоения литературного языка:
речь правильная и речевое мастерство (32ч.)
Орфоэпические нормы. Роль орфоэпии в устном общении между людьми. Произношение гласных и согласных в словах в соответствии с орфоэпическими нормами и их допустимыми вариантами. Правильное произношение безударных гласных и согласных звуков. Произношение иностранных слов. Особенности произношения мужских и женских имен и отчеств. Стили произношения в зависимости от темпа речи: полный и неполный. Классификация стилей произношения по принципу дифференциальной экспрессивно-оценочной функции произношения: нейтральный, высокий (книжный, академический), разговорный.
Акцентологические нормы
Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Допустимые варианты произношения и ударения. Исторические изменения в произношении и ударении. Об ударениях в именах существительных (подвижное и неподвижное ударение), разновидности подвижного ударения в именах существительных. Ударение в именах прилагательных.
Орфографические и пунктуационные нормы
Роль орфографии в письменном общении между людьми. Возможности орфографии для более точной передачи смысла речи.
Разделы русской орфографии.
Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного или раздельного написания.
Смысловой анализ при выборе строчной или прописной буквы. Роль пунктуации в письменном общении. Смысловая роль знаков препинания. Употребление знаков препинания в конце предложения. Употребление знаков препинания в простом предложении. Знаки препинания между частями сложного предложения. Способы оформления прямой речи. Цитирование.
Словообразовательные нормы
Правильное употребление однокоренных слов с разными приставками и суффиксами.
Правильный выбор слов разных словообразовательных типов.
Учет стилистической окраски и эмоционально-оценочного значения различных морфем при выборе слов
Грамматические нормы: морфологические и синтаксические нормы
Определение грамматических норм.
Морфологические нормы.
Колебания в грамматическом роде имен существительных; род неизменяемых имен существительных, род сложносокращенных слов. Особенности в склонении некоторых существительных. Вариантность падежных окончаний имен существительных. Единственное и множественное число существительных.
Синонимия полных и кратных форм имен прилагательных. Синонимия прилагательных и форм косвенных падежей существительных. Ошибки в образовании и употреблении форм имен прилагательных.
Употребление имен числительных. Вариантность в сочетаниях числительных с существительными.
Употребление местоимений, ошибки в употреблении местоимений.
Особенности употребления глаголов.
Синтаксические нормы. Предложение. Порядок слов в предложении. Варианты координации главных членов предложения. Варианты согласования определений и приложений с определяемыми словами. Варианты форм, связанные с управлением. Зачем нужны обособленные обороты. Простое и сложное предложение. Недостатки в конструкциях с отглагольными существительными. Правила употребления сложных предложений.
Стилистические нормы
Употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и с целью и условиями общения. Прикрепленность языковых единиц к определенной стилевой системе.
Лексические и фразеологические нормы
Основная функция лексических единиц. Предметное значение слова. Функционально-стилистическая принадлежность слов. Эмоциональная окраска слова, его экспрессивные возможности.
Употребление слов в соответствии с их точным значением и стилистической окраской. Лексическая сочетаемость слов.
Изменчивость фразеологических норм. Вариантность фразеологических норм.
Разделение фразеологических оборотов по степени семантической слитности: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения.
Приемы использования фразеологизмов.
Информативная насыщенность речи. Содержание речи. Условия содержательности речи.
Многословие, или речевая избыточность. Речевая недостаточность. Плеоназм. Тавтология. Лексический повтор.
Сжатость речи. Синтаксис устной формы речи. Синтаксис письменной формы речи.
Точность речи. Понятие точности речи. Точность словоупотребления.
Синонимия и паронимия. Прием парономазии. Полисемия, омонимия и точность речи. Терминология и точность речи.
Лексико-семантическая интерференция. Собственно лексическая интерференция и семантическая интерференция.
Сочетаемость слов и точность речи. Лексическая сочетаемость слов. Грамматическая сочетаемость. Стилистическая сочетаемость.
Причины нарушения точности речи («нанизывание» надежей, нарушение порядка слов в предложении, нагромождение предложения придаточными, причастными оборотами и другими обособленными конструкциями).
Чистота речи. Понятие чистоты речи.
Использование в речи диалектной, профессиональной и терминологической лексики.
Иноязычные слова и выражения в речи. Речевые штампы и канцеляризмы.
Слова-паразиты, авторские неологизмы и чистота речи.
Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами нравственности. Жаргон (сленг). Стилистическое использование жаргонной лексики.
Богатство речи
Понятие богатства речи. Фонетические средства и речевое богатство. Лексико-фразеологическое и семантическое богатство речи. Игра слов (каламбуры). Парадокс. Синонимические богатства русского языка. Антонимы. Оксюморон. Словообразование как источник речевого богатства. Грамматические ресурсы речевого богатства. Речевое богатство и функциональные стили.
Выразительность речи
Выразительность и ее основные условия. Фонетические средства выразительности (ритм, рифма, аллитерация, ассонанс).
Благозвучие речи. Звукопись в художественной речи. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи. Выразительные возможности грамматики. Основные источники речевой выразительности в области морфологии. Выразительные возможности синтаксиса, использование стилистических фигур: анафоры, эпифоры, антитезы, градации, инверсии, параллелизма, эллипсиса, умолчания, риторического вопроса, бессоюзия и др. Паралингвистические средства выразительности. Функциональные стили в их отношении к выразительности речи.
Образность речи
Понятие образности речи. Стилистика образной речи. Тропы. Эпитеты постоянные и индивидуально-авторские. Образные сравнения.
Метафорические образы. Мертвые метафоры. Развернутая метафора. Реализация метафоры. Метонимия. Синекдоха. Антономазия (переименование). Олицетворение. Персонификация. Гипербола и литота в образной речи. Иносказание. Ирония. Перифраз.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
11 класс, углубленный уровень
кол-во часов на год - 34, кол-во часов на неделю - 1
№ п/п
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Дата фактическая
Примечание

1
2

3
4
5

Раздел 1. Культура речи как специальная языковедческая дисциплина
2




Предмет и задачи культуры речи.
1




Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.
1



Раздел 2. Две ступени освоения литературного языка
речь правильная и речевое мастерство
32




Орфоэпические нормы.
Произношение гласных звуков.
1




Орфоэпические нормы.
Произношение согласных звуков
1




Акцентологические нормы
1




Акцентологические нормы
1




Акцентологические нормы
1




Практическая работа: решение тестовых заданий
1




Орфографические нормы. Правописание суффиксов различных частей речи.
1




Орфографические нормы. Правописание корней, приставок.
1




Орфографические нормы. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
1




Орфографические нормы. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
1




Практическая работа: решение тестовых заданий
1




Пунктуационные нормы. Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом осложненном предложении.
1




Пунктуационные нормы. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
1




Пунктуационные нормы. Знаки препинания в сложном предложении.
1




Практическая работа: решение тестовых заданий
1




Р. Р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
1




Контрольная работа в форме ЕГЭ
1




Словообразовательные нормы. Основные способы словообразования в русском языке.
1




Словообразовательные нормы. Основные способы словообразования в русском языке.
1




Контрольная работа в форме ЕГЭ





Грамматические нормы: морфологические. Части речи и формы слова. Лексическое значение слова.
1




Грамматические нормы: синтаксические нормы.
Построение предложения с деепричастием, нормы согласования, нормы управления, нормы построения предложений.
1




Синтаксические нормы. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
1




Р.Р.Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
1




Контрольная работа в форме ЕГЭ
1




Лексические и фразеологические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
1




Лексические и фразеологические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
1




Итоговая контрольная работа





Информационная насыщенность, точность, логичность и чистота речи.
1




Богатство речи.
1




Выразительность речи.
1




Образность речи.
1













13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 115