Рабочая программа элективного учебного предмета. Основы логики. 11 класс

Пояснительная записка

Программа элективного учебного предмета «Основы логики» разработана на основе авторской программы по курсу «Информатика и ИКТ» профильного уровня Н.Д. Угриновича
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/umk10-11p.php
для среднего (полного) общего образования (профильный уровень) (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний).
Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 10(11) классе осуществляется на базовом уровне в объеме 34 учебных часа (1 час в неделю). На базовом уровне раздел «Основы логики и логические основы компьютера» не изучается. Изучение элективного учебного предмета «Основы логики» позволит учащимся, с одной стороны, углубить, обобщить ранее приобретенные школьниками программные знания по математике и информатике, решать задания ЕГЭ по теме «Основы логики», с другой – покажет широкие возможности применения математической логики в технике, в практической деятельности, научит применять логику и здравый смысл к решению различных, в том числе, и жизненных задач. Данный элективный учебный предмет актуален, т.к. элементы математической логики учащимся необходимо уметь применять и в школьном курсе математики, и в курсе информатики. Умение логически грамотно рассуждать, четко формулировать свои мысли и делать правильные выводы требуется также и в жизни.
В учебном плане СОШ № 27 на изучение элективного учебного предмета «Основы логики» отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, согласно годовому календарному графику на 2015-2016 учебный год.
Изучение элективного учебного предмета направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу математической логики;
овладение умениями определять истинность составного высказывания различными способами, в том числе и с помощью компьютера; решать логические задачи;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИТ;
формирование логической культуры школьника.
Для достижения поставленных целей изучения курса «Основы логики» необходимо решение следующих практических задач:
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;
формирование логического мышления учащихся;
формирование понимания учащихся о взаимосвязи школьных предметов.
Структура курса
Программа содержит пять блоков, связанные единой идеей, в тоже время они построены по модульному принципу. Рабочая программа определяет содержание элективного учебного предмета, дает распределение учебных часов по темам курса и определяет последовательность изучения тем. Программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Теоретическая часть программы - 9 часов
Практическая часть программы – 25 часов
Формы организации урока
Групповая, индивидуальная.
Виды занятий
Лекция, беседа, видеоурок, мультимедиа-урок, контрольная работа, урок самостоятельных работ, урок-исследование, практическая работа.

Формы контроля и возможные варианты его проведения
Формами контроля являются: входной, промежуточный (тематический), итоговый.
Средствами контроля являются: контрольная работа, тестовые задания, практическая работа, зачетная работа.
Учебно-тематический план

п/п
Наименование раздела
Всего часов
Теоретическая часть
Практическая часть/ в том числе контрольных работ

1
Формы познания и мышления
2
1
1

2
Законы алгебры логики (булевой алгебры)
11
3
8

3
Математическая логика в решении задач
7
-
7

4
Логические основы устройства компьютера
5
1
4

5
Информация и информационные процессы
9
4
5


Итого
34
9
25


Содержание элективного учебного предмета «Основы логики»

Раздел 1. Формы познания и мышления
(2 часа)
Логика. Возникновение и развитие логики, роль логики в повышении культуры мышления. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Формы мышления: понятие, высказывание, умозаключение, доказательство.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №1 «Определение формы мышления»
Раздел 2. Законы алгебры логики (булевой алгебры)
(11 часов)
Высказывание. Логическое умножение (конъюнкция). Таблица истинности логической операции конъюнкция. Логические операции дизъюнкция, инверсия. Таблица истинности логической операции дизъюнкция. Таблица истинности логической операции инверсия. Логические выражения. Равносильные логические выражения. Построение таблиц истинности на составные высказывания. Задания из Демо-версий ЕГЭ. Составление таблиц истинности на составные высказывания в электронных таблицах. Логическое равенство (эквивалентность). Логическое следование (импликация). Логические законы и правила преобразования логических выражений: законы де Моргана, двойного отрицания, коммуникативности, ассоциативности, дистрибутивности. Правила преобразования логических выражений.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №2 «Определение истинности составного высказывания»
Практическая работа №3 «Составление таблиц истинности на составные высказывания»
Практическая работа №4 «Составление таблиц истинности на составные высказывания в электронных таблицах»
Практическая работа №5 «Нахождение истинности составного высказывания содержащего операцию логического следования»
Практическая работа №6 «Нахождение истинности составного высказывания содержащего операцию логического равенства»
Практическая работа №7 «Правила преобразования логических выражений»
Практическая работа №8 «Упрощение логических выражений с использованием логических законов»
Раздел 3. Математическая логика в решении задач
(7 часов)
Способы решения логических задач. Решение логических задач с использованием таблиц.
Решение логических задач на перебор возможных вариантов. Решение логических задач с помощью графов. Решение логических задач из Демо-версий ЕГЭ. Арифметические ребусы и игровые логические задачи. Обобщенные способы решения логических задач.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №9 «Решение логических задач с использованием таблиц»
Практическая работа №10 «Решение логических задач на перебор возможных вариантов»
Практическая работа №11 «Решение логических задач с помощью графов»
Практическая работа №12 «Решение логических задач из Демо-версий ЕГЭ»
Практическая работа №13 «Решение арифметических ребусов и игровых логических задач»
Практическая работа №14 «Решение логических задач (обобщенные способы)»

Раздел 4. Логические основы устройства компьютера
(5 часов)
Базовые логические элементы. Конвертор, дизъюнктор, инвертор. Логические схемы. Таблицы истинности для логических схем. Полусумматор. Полный одноразрядный сумматор. Многоразрядный сумматор. Триггер. Схема триггера.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №15 «Составление схем и таблиц истинности для логических схем»
Практическая работа №16 «Схема полного сумматора»
Практическая работа №17 «Составление таблиц истинности для логических формул»
Раздел 5. Информация и информационные процессы
(9 часов)
Понятие «информация». Социально значимые свойства информации. Информация и знания. Уменьшение неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Количество информации. Определение количества информации с использованием содержательного подхода. Алфавитный подход к определению количества информации. Мощность алфавита. Количество информации. Вероятностный подход. Формула Шеннона. Выбор оптимальной стратегии. Информационная модель игры «Угадай число». Количество информации с использованием содержательного, алфавитного и вероятностного подхода.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №18 «Единицы измерения»
Практическая работа №19 «Определение количества информации с использованием содержательного подхода»
Практическая работа №20 «Алфавитный подход к определению количества информации»
Практическая работа №21 «Определение количества информации с использованием вероятностного подхода»

Поурочное планирование курса
№ урока
Тема урока
Дата


1 полугодие



Раздел 1. Формы познания и мышления (2 часа)


1.
Логика. Формы чувственного познания . Формы мышления


2.
Практическая работа №1 «Определение формы мышления»



Раздел 2. Законы алгебры логики (булевой алгебры) (11 часов)


3.
Высказывание. Конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Логические выражения, построение таблиц истинности.


4.
Практическая работа №2 «Определение истинности составного высказывания»


5.
Практическая работа №3 «Составление таблиц истинности на составные высказывания»


6.
Практическая работа №4 «Составление таблиц истинности на составные высказывания в электронных таблицах»


7.
Эквивалентность, импликация


8.
Практическая работа №5 «Нахождение истинности составного высказывания содержащего операцию логического следования»


9.
Практическая работа №6 «Нахождение истинности составного высказывания содержащего операцию логического равенства»


10.
Логические законы. Правила преобразования логических выражений.


11.
Практическая работа №7 «Правила преобразования логических выражений»


12.
Практическая работа №8 «Упрощение логических выражений с использованием логических законов»


13.
Контрольная работа по теме «Законы алгебры логики»



Раздел 3. Математическая логика в решении задач (7 часов)


14.
Практическая работа №9 «Решение логических задач с использованием таблиц»


15.
Практическая работа №10 «Решение логических задач на перебор возможных вариантов»


16.
Практическая работа №11 «Решение логических задач с помощью графов»



2 полугодие


17.
Практическая работа №12 «Решение логических задач из Демо-версий ЕГЭ»


18.
Практическая работа №13 «Решение арифметических ребусов и игровых логических задач»


19.
Практическая работа №14 «Решение логических задач (обобщенные способы)»


20.
Контрольная работа по теме «Математическая логика в решении задач»



Раздел 4. Логические основы устройства компьютера (5 часов)


21.
Базовые логические элементы. Логические схемы. Таблицы истинности для логических схем. Полусумматор, сумматор, триггер.


22.
Практическая работа №15 «Составление схем и таблиц истинности для логических схем»


23.
Практическая работа №16 «Схема полного сумматора»


24.
Практическая работа №17 «Составление таблиц истинности для логических формул»


25.
Контрольная работа по теме «Логические основы устройства компьютера»



Раздел 5. Информация и информационные процессы (9 часов)


26.
Понятие «информация». Социально значимые свойства информации.


27.
Информация и знания. Уменьшение неопределенности знаний.


28.
Практическая работа №18 «Единицы измерения информации»


29.
Определение количества информации с использованием содержательного и алфавитного подхода. Мощность алфавита.


30.
Практическая работа №19 «Определение количества информации с использованием содержательного подхода»


31.
Практическая работа №20 «Алфавитный подход к определению количества информации»


32.
Вероятностный подход. Формула Шеннона. Выбор оптимальной стратегии. Информационная модель игры «Угадай число».


33.
Практическая работа №21 «Определение количества информации с использованием вероятностного подхода»


34.
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы»



В результате обучения по курсу «Основы логики» учащиеся должны:
Знать/понимать
определение понятия, высказывания, умозаключения;
способы решения логических задач: сопоставление данных, с помощью схем и таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов;
понятия логических операций: инверсии, конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности;
назначение таблицы истинности;
законы и правила алгебры логики, понятия логического тождества (тавтологии);
уметь
приводить примеры понятий, высказываний; строить составные высказывания;
решать логические задачи различными способами: сопоставление данных, с помощью схем и таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов, составлением таблиц истинности, составлением и упрощением логических формул по тексту задачи;
применять логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность) для проверки истинности и ложности сложных высказываний;
конструировать истинные и ложные составные высказывания на основе определения сложения и умножения высказываний;
применять таблицы истинности для иллюстрации определений логических операций, для доказательства их свойств.

УМК:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний;
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д М: БИНОМ. Лаборатория знаний;
Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM Угринович Н. Д. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Linux-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM Угринович Н. Д. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Литература для учителя:
Башмаков М.И. Уроки математики. Выпуск 4. Учимся логике. Санкт-Петербург “Информатизация образования”;
Богомолова О.Б. Логические задачи. М. БИНОМ. Лаборатория знаний;
Бойко А.П. Практикум по логике. М. “Издательский центр АЗ”;
Жилин А.С. Логические задачи.
Коробков С.С. Элементы математической логики и теории вероятности. Екатеринбург;
Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Логика в информатике. М. “Информатика и образование”;
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний;
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ;
Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. М: БИНОМ. Лаборатория знаний;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Литература для ученика:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Информационное обеспечение
Мультимедийные ПК IBM PC;
Локальная сеть;
Глобальная сеть;
Мультимедиапроектор;
Принтер;
Сканер;
Операционная система windows/linux;
Полный пакет офисных приложений;
Растровые и векторные графические редакторы;
Антивирусная программа.










Заголовок 115