Программа по внеурочной деятельности Играем на пять с плюсом 4 класс


Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Играем на пять с плюсом» для 4 класса разработана в соответствии с авторской программой «Подвижные игры» под редакцией С.В. Есиповой, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Цели программы направлены на формирование морально-нравственных ценностей, развитие и становление эмоционально-образного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления обучающихся. Программа так же направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Таким образом, можно выделить целый спектр целевых ориентаций:
дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности,социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
Задачи реализации программы:
развитие коммуникативных качеств, навыков сотрудничества;
развитие воображения как основы творческой деятельности;
развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
формирование в процессе игр нестандартного мышления;
развитие координации, ловкости, быстроты, умения работать в команде.
1.Планируемыеаты результы
В результате реализации программы «Играем на пять с плюсом» предполагается достижение определённых результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
понимание особой роли правил в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной игровой деятельности в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, умение видеть значимость своей роли в общем игровом сюжете;
умение обсуждать и анализировать собственную игровую активность и действия одноклассников с позиций задач данной игры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение творческого видения: умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:
В познавательной сфере:
познавать мир через игровую деятельность, представлять место и роль игр в жизни человека и общества;
приобретать практические навыки и умения.
В ценностно-ориентационной сфере:
понимать ценность культуры разных народов мира и место в ней отечественной культуры;
уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в играх; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
В коммуникативной сфере:
ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
организовывать диалоговые формы общения с со сверстниками.
В трудовой сфере:
применять различные материалы и техники в организации игровой деятельности.
2.Содержание программы.
Вводное занятие. Все дети любят играть. Знакомство с понятием «игра», видами игр, историей игр. Как передается игровая культура. Значение правил в процессе игры. Техника безопасности. Игра по выбору. 1 час
Эстафета на полосе препятствий. Для эстафеты устанавливают два ряда препятствий (скамейки, барьеры, обозначенный окоп). Две команды становятся в колонны по одному за общей чертой. По сигналу головные игроки обеих команд выбегают вперёд, преодолевают препятствия и возвращаются обратно, минуя эти препятствия. Прибежавший, дотронувшись до руки очередного игрока, встаёт в конец колонны. Игра заканчивается, когда все члены команды выполнят задание, - головной игрок поднимает руку вверх. Выигрывает команда, игроки которой быстрее заканчивают эстафету. Бег начинается по сигналу руководителя. Преодоление всех препятствий обязательно. За каждое нарушение насчитываются штрафные очки. 1 час
Веселая пантомима. Тема «Явления природы». Участники делятся на 2 равные команды, придумают названия командам и кричалки. Одна группа загадывает явление природы и сообщает его одному игроку другой команды. После чего он изображает это понятие, а члены его команды отгадывают, задавая наводящие вопросы. Изображающему можно отвечать только односложно, "да" или "нет".1 час
Игра «Волшебные буквы». Каждый участник по очереди бежит до конца зала и берет одну карточку с буквой. Из букв команда собирает слово (быстрота, гибкость, ловкость). Побеждает команда, которая первой соберет слово. 1 час
Игра «Твистер». Для игры используется напольное игровое поле. Оно представляет собой цветные круги в четыре ряда. В каждом ряду нанесены шесть кругов, зеленого, желтого, красного и синего цвета. Кроме того ведущий использует поле с вращающейся стрелкой, которое разбито на 4 сектора, каждый из которых соответствует определенной руке или ноге. Каждый такой сектор разделен на 4 небольшие секции из тех же цветов, что и круги на игровом поле. При вращении стрелки и ее остановки получается определенная комбинация конечности и цвета. Ведущий крутит стрелку и говорит короткими командами, куда поставить игрокам руку или ногу. Цель игры состоит в том, чтобы удержаться и заставить противника принимать сложные позиции, что приведет к его падению и проигрышу. 1 час
Игра «Вышибалы». Двое игроков становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются остальные игроки. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача вторых – не дать себя выбить. 1 час
Дидактические игры, игры на внимание и память
Игра «Не скажу!». Учащиеся считают от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые, например, делятся на 2, они говорят "Не скажу!”. В игре происходит целенаправленное формирование механизма произвольного переключения внимания. 1 час
Игра «найди слово». На карточках написаны длинные слова, в которых спрятаны более короткие слова. Например, колодец-кол, вдохновение-вдох, соната-сон, бусы – усы, газета-газ и т.д. Если ребенок находит спрятавшееся слово – он забирает карточку себе. Выигрывает игрок, набравший больше карточек. 1 час
Игра «Фотограф». Для игры строится игровое упражнение «Ромб» – вверху слова из 3 букв, с каждой строчкой добавляется одна буква, а затем все идет на убывание. Внешне столбик слов напоминает ромб, поэтому так и называется. Детям предлагается запомнить слово, сфотографировать его, а потом записать. Слова показываются по одному, начиная сверху. Дети записывают слова, когда дописано последнее слово, проверяется, как сработал «фотоаппарат». 1 час
Таблицы Шульте. В игре используются квадратная таблица на  16 или 25 клеток. В этом квадрате расположены числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Задания по таблице Шульте  могут быть разными: показать и назвать все числа в порядке возрастания (убывания); назвать и показать только четные числа или нечетные. 1 час
Игра на внимание «Посмотри и запомни». Играющие разбиваются на две команды. Игроки каждой команды садятся на скамейку, каждая команда лицом в противоположную сторону. За 1—1,5 мин. ребята должны запомнить в деталях все, что видят перед собой. Затем команды поворачиваются лицом друг к другу, и ребятам предлагается рассказать, что они запомнили. Для этого игроки противоположных команд по очереди задают друг другу вопросы. Например: что лежит на столе? Что стоит около крайнего окна? И др. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. 1 час
Викторина «В подводном царстве». Дети изучают презентацию о подводном мире, затем отвечают на вопросы ведущего и набирают очки за правильные ответы. Выигрывает участник, набравший большее количество очков. 2 часа
Игры на правила дорожного движения
Игра «Назови знак». Перед учениками разложены карточки со знаками, Участники делают ходы по очереди. Каждый участник может взять себе карточку знака, если знает, что он обозначает или пропустить ход. Выигрывает игрок, набравший больше карточек. 1 час
Кроссворд дорожный лабиринт. Задача участников пройти лабиринт – решить кроссворд на тему правил дорожного движения. 1 час
Игра «Скорая помощь». Дети должны внимательно рассмотреть рисунки и ответить на вопрос: «Почему происходят дорожно-транспортные происшествия?». За правильный ответ начисляются очки. 1 час
Итоговая игра по правилам дорожного движения. В игре дети отвечают на вопросы по темам «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения для пешеходов» и «Причины ДТП». 1 час
Игры народов мира
Немецкая игра «Пожарная команда». Дети знакомятся с обычаями Германии, а затем приступают к игре. Играют 10 и более человек. Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, свой предмет. Игра продолжается. Когда каждый участник кладёт 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи. Кто быстрее всех справится, становится победителем. 1 час
Бразильская игра «Больная кошка». Дети знакомятся с обычаями Бразилии, а затем приступают к игре. Играют более пяти человек. Один игрок - это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг. 1 час
Украинская игра «Хромая уточка». Дети знакомятся с обычаями Украины, а затем приступают к игре. Играют 5 и более человек. Обозначают границы площадки. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным. 1 час
Русская народная игра «Ручеёк». Дети знакомятся с русскими народными обычаями. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно. 1 час
Литературные игры
Игра «Ассоциации» на тему сказка С.Аксакова «Аленький цветочек». Дети со сказкой, затем делятся на команды. Каждый игрок команд пишет ассоциации на заданную тему. Выигрывает команда, у которой больше (меньше) совпадений. 1 час
Игра «Слова». Дети делятся на пары. В игре используется игровое поле, представляющее собой квадрат пять на пять, в средней строке которого написано слово из 5 букв. Игроки по очереди делают ходы, дописывая по одной букве, чтобы получались новые слова. По ходу игры идет подсчет баллов – за каждое придуманное слово начисляется столько баллов, сколько букв в слове. Выигрывает участник, набравший большее количество баллов. 1 час
Игра «Объяснялки». Ведущий называет первое слово. Первый объясняющий игрок даёт этому слову определение. Следующий участник дает определение последнему слову предыдущего определения. Игра может продолжаться по кругу. 1 час
Игра «Рифмы». Первый участник пишет строку на листе бумаги и передаёт его второму участнику. Второй участник пишет строку в рифму предыдущей, заворачивает первую строку и передаёт третьему игроку, который делает то же самое. После того, как все участники напишут по строке, лист разворачивается и ведущий читает получившееся коллективное произведение. 1 час
Итоговая викторина «Пойми меня». Дети делятся на две команды, придумывают названия, распределяют роли. Затем соревнуются в конкурсах на объяснение слов и подборе ассоциаций. 2 часа
Итоговая викторина «Звёздный час». Дети распределяют роли для участия в викторине (участники, ведущий, судьи), готовят реквизит. Затем проводятся конкурсы на составление слов и ответы на вопросы, в которых дети зарабатывают звезды. Выигрывает команда, набравшая больше звезд. 2 часа
Театральные игры
Постановка с использованием кукол, изготовленных учениками. Дети знакомятся со сценарием постановки, распределяют и учат роли, готовят декорации и кукол и разыгрывают сценку. 5 часов
3. Тематический план
№ Название раздела Учебные часы
1 Подвижные игры 6
2 Дидактические игры, игры на внимание и память
7
3 Игры на правила дорожного движения
4
4 Игры народов мира
4
5 Литературные игры
8
6 Театральные игры
5
ИТОГО 34

Календарно-тематическое планирование.

п/п Дата Наименование разделов, тем
план фактичПодвижные игры
05.09 Вводное занятие. Все дети любят играть
12.09 Эстафета на полосе препятствий
19.09 Веселая пантомима. Тема «Профессии»
26.09 Игра «Волшебные буквы»
03.10 Игра «Твистер»
10.10 Игра «Вышибалы»
Дидактические игры, игры на внимание и память
7. 17.10 Игра «Не скажу!»
8. 24.10 Игра «Найди слово»
9. 07.11 Игра «Фотограф»
10. 14.11 Таблицы Шульте11. 21.11 Игра на внимание «Посмотри и запомни»
12.
13. 28.11
05.12 Викторина «В подводном царстве»
Игры на правила дорожного движения
14. 12.12 Игра «Назови знак»
15. 19.12 Кроссворд дорожный лабиринт
16. 26.12 Игра «Скорая помощь»
17. 16.01 Итоговая игра по правилам дорожного движения
Игры народов мира
18. 23.01 Немецкая игра «Пожарная команда»
19. 30.01 Бразильская игра «Больная кошка»
20. 06.02 Украинская игра «Хромая уточка»
21. 13.02 Русская народная игра «Ручеёк»
Литературные игры
22. 20.02 Игра «Ассоциации» на тему сказки И.П.Бажова «Медной горы хозяйка»
23. 27.02 Игра «Слова» (на игровом поле)
24. 06.03 Игра «Объяснялки»
25. 13.03 Игра «Рифмы»
26-27. 27.03
03.04 Итоговая викторина «Пойми меня»
28-29. 10.04
17.04 Итоговая викторина «Звёздный час»
Театральные игры
30-34 24.04
08.05
15.05
22.05
25.05 Постановка с использованием кукол, изготовленных учениками