Конспект урока по теме «Имя числительное (зачёт)»


МБОУ Прудковская СШ
Конспект урока по теме
«Имя числительное (зачёт)»
Разработала Сотченкова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Прудковской СШ
План- конспект урока
Зачёт по теме «Имя числительное»
Сотченкова Ирина Владимировна
МБОУ Прудковская СШ Починковского района Смоленской области
Учитель
Русский язык и литература
6 класс
Урок № 89 «Зачёт по теме «Имя числительное»
Русский язык 6 кл. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, «Дрофа», 2015
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков
Цель урока: систематизировать и обобщить изученный материал по теме, научить работать с большой долей самостоятельности, развивать способности быстро и верно определять морфологические признаки числительного, грамотно использовать числительные в устной и письменной речи, развивать креативные способности учащихся, воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
Предметные - знают теоретический материал и осуществляют правильный выбор написания изученных орфограмм.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя. Сценарий урока.
1. Организационный момент.
Приветственные слова учителя на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» («От улыбки…») Давайте улыбнемся соседу по парте и другим одноклассникам.

2. Мотивация.
Вы знаете, я часто вспоминаю свои детские годы, когда с ровесниками играла в «прятки», «салки». А вам нравятся эти игры? А как вы определяете ведущего?
Раз, два, три, четыре, пять! Мы собрались поиграть! К нам сорока прилетела, И тебе водить велела!
- Слова какой части речи помогают выделить ведущего? (числительные)
- Что такое считалка?
- Можно ли в речи обходиться без числительных? Почему?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Над чем будем работать? (Запись в тетрадь)
3. Актуализация знаний.
18, 56, 2014, 448, 92.
- Записать числа словами, с одним из числительных, употребив его в любом падеже, составить предложение.
- Два ученика работают с интерактивной доской. Вставляют пропущенные буквы в словах с чередующимися гласными в корне. Проверка.
4. Работа по теме урока.
- Скажите, пожалуйста. Что такое экскурсия?
Ответы детей. Целесообразно завершить чтением словарной статьи из толкового словаря.
Экскурсия.1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо. 2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.
- Итак, экскурсия- это поездка (от лат. Excursio ), посещение чего-либо с образовательной или ознакомительной целью. И сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по городу Смоленску. Экскурсию образовательную. В классе есть всё необходимое для этого: схема города, виды Смоленска, путевые листы (таблицы), которые будем заполнять во время экскурсии. Мы поговорим о географическом положении Смоленска, климатических условиях, его прошлом, пройдём по современным улицам. И вы ещё раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Ученик читает текст, спроецированный на доску.
Город Смоленск расположен в 378 км (по автодороге — 410 км) к юго-западу от Москвы в верхнем течении Днепра, являясь самым удалённым от Москвы административным центром области, непосредственно граничащей со столичным регионом. Он имеет выгодное географическое положение на путях из Москвы в Белоруссию, Прибалтику, страны Центральной и Западной Европы. Город простирается с запада на восток на 25 км и с севера на юг на 15 км. Его территория составляет 166,35 км². Население — 330 049[3] чел. (2015). По данным переписи 2010 года — 54-е место в России.
- Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним всё, что мы знаем о числительных.
- Что такое числительное?
- Какие бывают числительные по строению и составу?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Начнём оформление наших путевых листов. Образец записи на доске. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первые записи. Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ.+числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
- Как склоняются порядковые числительные? (Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.)
- Как склоняются составные количественные числительные? (Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.)
Чтение учеником текста.
В летописях Смоленск впервые упоминается с 862 года в «Повести временных лет» и в «Устюжском своде» с 863 года, который и является официальным началом отсчета истории города, хотя слова древнего летописца «град велик и полон людьми» говорят о более древнем его происхождении. Удобно разместившись на семи зеленых холмах на двух берегах реки Днепр, город был изначально крупным центром «на пути из варяг в греки», обладать которым хотели и Киевское княжество, и Литовское, а затем и Московское, и Речь Посполитая, и у каждого в свое время получалось завладеть Смоленском, хоть и ненадолго.
С начала 17 века Смоленск стал играть роль города-защитника Москвы от западных захватчиков. В 1602 году зодчий Федор Конь закончил строительство Смоленской крепости, которая в течение четырехсот лет служила надежной защитой западных рубежей. Великие армии поляков в 1609-1611 годах, французов в 1812 году, а затем и немцев в 1941 году, хоть и покоряли Смоленск, но на стенах древнего города они оставляли часть своей мощи, что мешало им одержать окончательную победу над Россией.
- Сделайте следующую запись в путевые листы, внеся в него словосочетания «сущ.+числ.» из текста.
В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры.
Показ презентации памятников города Смоленска.
- Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 километров в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 километров. На трассе автобус идёт со скоростью до 70 и даже до 80 километров. Скажите, пожалуйста, какой вопрос спрятан в тексте, который я только что прочитала. (О склонении числительных от 50 до 80.) В чём особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни? Третья запись в путевом листе: склонение числительного 50.
- Сформулируйте правило написания ь в середине и в конце имён числительных. Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3-го склонения.
Чтение текста учеником.
Климат в Смоленске умеренно-континентальный, смягчённый влиянием Атлантического океана. Для Смоленска характерно прохладное и преимущественно дождливое лето, и довольно затяжная умеренно-холодная зима. Средняя годовая температура плюс 5,4º. В самом холодном месяце, феврале, средняя температура — минус 6,4º, а в самом тёплом июле — плюс 17,8. Годовое количество осадков в среднем составляет 738 миллиметр. В течение года 164 дня преобладает пасмурная погода, 60 дней с туманами, 25 дней с грозами. Наиболее влажным является летний период. Годовая величина относительной влажности воздуха — 80 %.
- Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.
- Как склоняются дробные числительные?
- О каких числительных мы с вами сегодня не говорили? (О собирательных) С помощью чего они образуются?
- Запишите 3 примера в таблицу.
- Что вы можете сказать о числительном оба (обе)?
- Запишите предложение: В 1985 году Смоленску присвоено звание «Город- герой». Произведите морфологический разбор числительного.
- А заканчивается наше путешествие в современном городе. Сейчас вы должны вспомнить, как отличить имя числительное от других частей речи, имеющих количественное числительное.
Чтобы выполнить это задание и внести последнюю запись в путевой лист, мы должны внимательно прочитать следующие предложения и распределить имеющиеся примеры таким образом:
Существительные:
Прилагательные:
Глаголы:
Числительные:
1 .В сентябре 2013 года Смоленск отпраздновал 1150-летний юбилей.
2. На смену пятиэтажным домам прошлых лет пришли девятиэтажные, двенадцатиэтажные, появились новые торговые центры, кинотеатры, выставочные залы.
3.Удвоилась сеть городского транспорта.
4. Билет в трамвае стоит 10 рублей. Раньше за пятак можно было проехать через весь город.
5. Подведение итогов. Наше путешествие подошло к концу. Путевые листы вы сейчас сдадите на проверку диспетчеру экскурсионного бюро. А пока сдаёте, послушайте замечательную песню о нашем любимом городе.( «Всё холмы…» муз. Писаренко, стихи Клочкова)
Рефлексия.
6. Домашнее задание. На выбор:
1. Сочинение- миниатюра «Огни родного города»
2. Проект «Мой любимый город» или « Такая «сухая» часть речи».