Урок-зачет по теме «Имя числительное» (дидактическая игра – заочная экскурсия по городу Йошкар-Ола)


Урок-зачет по теме «Имя числительное»
(дидактическая игра – заочная экскурсия по городу Йошкар-Ола)
Цель: учащиеся должны знать числительное как часть речи, уметь находить изученную часть речи, обосновать правильность выбора орфограммы при написании числительного, использовать числительное в речи.
Тип урока: урок-зачет.
Оборудование: карта-схема город, герб Йошкар-Олы, фотографии.
Приемы работы: устный опрос, работа со схемами, словарный диктант, работа с текстами.
Ход урока.
- Сегодня мы, ребята, совершим заочную экскурсию по городу Йошкар-Ола, экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое для этого – схема города, виды Йошкар-Олы. Мы поговорим о географическом положении, о его прошлом, пройдем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который, мы ответим на вопрос: - Что такое экскурсия?
Экскурсия – 1) посещение (обычно коллективное достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо)
2) организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. Итак, экскурсия – поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
- Так, на каком автобусе мы поедем? Назовите признаки автобуса. (дети по цепочке называют признаки автобуса, например: большой, новый, теплый…)
- мы подъезжаем к городу.
1 экскурсовод: Наш город основан в 16 веке в 1584 году как военная крепость. Городу 432года. Первоначально он назывался Царевококшайск. По данным переписи, проходившей в январе 1897 года, в Царевококшайске проживало 1654 человека, имелось 5 церквей, 22 кабака и 1 больница. Поэтому старое название нашего города было символом глухого захолустья. В январе 1919 года город переименован в Краснококшайск. А с 1928 года он называется Йошкар-Ола ( в переводе с марийского означает «Красный город»)
- Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем все о числительном как о части речи.
- Что такое числительное?
- Какие бывают числительные по значению и составу?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Начнем оформление наших путевых листов. Сделаем первую запись.
- Сколько лет Йошкар-Оле? (432)
- Сколько церквей в Царевококшайске? (5)
- В каком веке основан город? (в 16-ом)
- Запишите эти числительные в те столбики, которым они соответствуют.
Едем дальше.
2 экскурсовод: Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл, находится в 862 км. от столицы Российской Федерации – города Москвы, на реке Малая Кокшага, притоке Волги примерно в 50 км. от ее устья. Город занимает территорию площадью 56 кв.км. расположен около 48 меридиана восточной долготы и 57 градуса северной широты.
- Какие числительные встречаются в этом тексте? (862, 56, 48-ой, 57-ой)
- Давайте вспомним, как склоняются порядковые числительные?
-Просклоняем порядковые числительное 57-ой градус?
- Взглянув на карту республики, видишь, что ее столица находится в центре марийского края и с разных концов к ней тянутся дороги. Но в наш главный город можно приплыть на теплоходе по Волге. Пристань, расположенная в поселке Кокшайск, так и называется «Йошкар-Ола»
- А где берет свое начало Волга? С этим вопросом мы обратимся к экскурсоводу.
3 экскурсовод: Волга берет сое начало на Валдайской возвышенности (на высоте 228 м.) Устье лежит на 28м. ниже уровня океана. Волга принимает около 200 притоков. Речная система бассейнов Волги включает 151 тыс. водотоков общей протяженностью более 500 тыс.км.
- Сделайте запись в путевом листе, внеся в него числительные из текста (228 метров, 151 тысяча, 500 тысяч)
- В каких числительных пишется «ь» в середине? Приведите примеры из текста. (500)
- Послушайте внимательно текст и скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте.
- Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км. в час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км/ч. На трассе «Икарус» идет со скоростью до 70 км/ч и даже 80 км/ч.
- Скажите, так какой же вопрос «спрятан» в тексте, который я только что произнесла? ( о склонении числительном от 50-80).
- Просклоняем числительное 50 (устно)
И.п. пятьдесят
Р.П. пятидесяти
Д.п пятидесяти
В.п. пятьдесят
Т.п. пятьюдесятью
П.п. о пятидесяти
- Давайте посмотрим на карту-схему города. Большие площади, большие набережные, четкая композиция улиц и проспектов придают ему великолепный вид. Город делится на несколько районов. На начало 2004 года
Насчитывалось более 300 улиц, переулков, проспектов, бульваров. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные6 222-го артполка, улица 40 лет Октября, улица 70-летие Вооруженных сил, улица 8 Марта и др.
- В чем особенность склонения количественных числительных?
- Письменно просклоняйте словосочетание 300 улиц.
И.п. триста улиц В.п. триста улиц
Р.п. трехсот улиц Т.п. тремястами улицами
Д.п. тремстам улицам П.п. о трехстах улицах
4 экскурсовод: По сословной принадлежности в населении города в конце 18 века на первом месте находились мещане – 39,8%, на втором крестьяне – 28,9%. Укреплялся и социальный слой купечества. Особенно знаменит в 18 веке был потомственный купеческий род Пчелиных. Иван Пчелин занимался местной торговлей и винокурением.
- Запишите в путевой лист все числительные из этого текста.
- В чем особенность склонения дробных числительных? (склоняются обе части: 1ч. – как целое числительное
2ч. – как прилагательное во мн.ч.)
- Запишите дробные числительное в Р.п. (39,8)
- Наша экскурсия продолжается.
5 экскурсовод: население Йошкар-Олы, по официальным данным переписей, составляло: 1897г. – 1,7 тыс. человек, 1926 г. – 4,3 тыс. человек, 1939 г. – 27,2 тыс. человек, 1959 г. – 88,7 тыс. человек. Непосредственно в горде Йошкар-Ола в 2002 году, по официальной переписи, проживало 256,7 тыс. человек.
- Определите стиль только что прослушанного текста. (научный)
- Докажите. (научность, точность, логичность изложения, обобщенность, объективность)
- Интересна и история транспорта города.
6 экскурсовод: Основным видом был извозчик. Летом 1931 года появился первый автобус. Только в 1937 году автобус направили по маршруту «Вокзал – Аптека». Но начало 2004 года автобусные линии составляют около 140 км., троллейбусные – 242 км.
- Сейчас я вам зачитаю отрывок из газеты. Ваша задача найти в тексте числительное, о котором мы сегодня еще не говорили.
« В начале десятого числа утра стали съезжаться приглашенные лица. У трамвайной линии двумя шпалерами выстроились вагоновожатые в новоой обмундировке: пятеро с одной стороны, пятеро с другой стороны. В течение дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением».
- Какое это числительное? (пятеро)
- Запишите в путевой лист в нужную графу.
- К какой группе числительных относятся слова ОБА, ОБЕ.
Задание: Вместо ? вставьте в нужной форме собирательные числительные «оба», или «обе».
С ? друзьями, с ? подругами, к ? братьям, с ? сестрами, ? щенков, ? мышей.
- Наше путешествие подошло к концу и заканчивается в современном городе. Последняя запись в путевом листе – словарный диктант.
Пассажиры, трамвай, километр, одиннадцать, бассейн, бетон, миллион, миллиард.
- Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.
Закончилась наша познавательная экскурсия по городу, в ходе которой вы много узнали не только о нашем городе, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи – имени числительном.
Д.З. Прослушайте телепередачу и запишите «числит.+сущ.», которые использует диктор.