Урок – зачёт по теме «Имя числительное» (6 класc)


ТЕМА УРОКА: Урок – зачёт по теме «Имя числительное» (6 класc)
Данный урок русского языка в 6 классе является завершающим в разделе «Имя числительное».
Цель урока: обобщение, закрепление и приведение в систему знаний, умений, навыков по теме «Имя числительное».
Задачи: повторить изученное об имени числительном (морфологические признаки имени числительного, склонение числительных, употребление в речи, отличие числительных от других частей речи, имеющих числовое значение); подготовить к контрольной работе по теме «Имя числительное».
На доске заголовок “ Город Числительное” и названия остановок:
1. Теоретическая
2. Практическая
3. Народная
6. Творческая
А также ключевые понятия, которые необходимо повторить:  
Имя числительное как часть речи.
Целые, дробные, собирательные числительные.
Порядковые числительные.
Склонение числительных.
Употребление числительных в речи.
Дети поделены на пять групп. У каждой группы есть капитан.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по городу Числительному. Вспомним всё, что мы знаем о числительном (смотрим на доску). А ещё мы должны проверить умение применять на практике свои знания о склонении числительных, умение соблюдать нормы произношения.
Путешествуя по городу, мы будем делать остановки, заполнять маршрутный лист (эта работа коллективная, в конце урока вам нужно будет оценить работу каждого участника группы, заполнить оценочный лист).
Итак, путешествуют у нас сегодня 5 команд.
У каждой команды свой капитан. Представление капитанов.
2. Станция «Теоретическая».
Капитанам команд предлагается ответить на вопросы, содержащиеся в карточках (могут помогать другие участники команд):
1) Что такое имя числительное? Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры.
2) Какие числительные называются простыми, какие — составными? Что такое сложные числительные? Приведите примеры.
3) На какие два разряда делятся все числительные? Приведите примеры. Как изменяются числительные? Какими членами предложения могут быть?
4) Назовите группы количественных числительных. Приведите примеры.
5) Что обозначают порядковые числительные? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры. Как изменяются порядковые числительные? Приведите примеры.
Заполнение оценочных листов.
Станция «Практическая». У всех детей на столах лежат карточки с текстом-хроникой, содержащим информацию о событиях Великой Отечественной войны.
Задания:
прочитать выразительно отрывок из военной хроники, чётко проговаривая числительные (за правильное прочтение – 3 балла);
выписать в маршрутный лист все числительные, указать их разряд, падеж (максимальное количество баллов – 3);
выполнить упражнения физкультминутки и записать в маршрутный лист все числительные, встретившиеся в стихотворении.
Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. На четыре - руки шире,Пять - руками помахать, Шесть — на место сесть опять.
Заполнение оценочных листов.
Станция «Народная». Записать за 3 минуты пословицы и фразеологизмы с числительными (максимальное количество баллов – 3).
Заполнение оценочных листов.
Станция «Творческая».
Напишите сочинение-миниатюру «На уроке физкультуры», употребив в нём 6 числительных: 31, 18, 11, 40, 52, 90 (все числительные записываются словами). Максимальное количество баллов – 3.
Заполнение оценочных листов (распределите места между членами команд по степени участия работы в группе).
Индивидуальная работа.
Выполните работу (6 вариантов) в виде тестов из 12 заданий.
Рефлексия.
На обратной стороне оценочного листа нарисуйте смайлик, которому, на ваш взгляд, соответствует сегодняшний урок.
Домашнее задание. Подготовьтесь к контрольной работе, повторите порядок морфологического разбора имени числительного.
Приложение
Станция «Теоретическая»
Вопросы
Что такое имя числительное? Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры.
Какие числительные называются простыми, какие — составными? Приведите примеры. Что такое сложные числительные? Приведите примеры.
На какие две группы делятся все числительные? Приведите примеры. Как изменяются числительные? Какими членами предложения могут быть?
Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры. Как изменяются составные количественные числительные?
Что обозначают порядковые числительные и на какие вопросы отвечают? Приведите примеры. Как изменяются порядковые числительные? Приведите примеры.
Станция «Практическая»
Тексты для чтения и анализа
1 группа
Курляндская операция. 18 марта после артиллерийской подготовки войска 2-го Прибалтийского фронта нанесли удар в направлении через Фрауэнбург на Либаву и прорвали линию обороны немецких войск. День и ночь продолжались напряжённые бои. 23 марта 10-я гвардейская армия прекратила попытки прорыва обороны противника южнее Фрауэнбурга.
2 группа
Восточно-Померанская операция. С целью ликвидации базировавшейся на данцигско-гдынском плацдарме авиации противника 18 марта авиационными соединениями 8-го истребительного корпуса 4-й воздушной армии был произведен налет на аэродромы противника. В результате этой операции войска противника лишились авиационной поддержки. 47-я армия сломила сопротивление противника севернее города Клебов.
3 группа
Восточно-Померанская операция. 18 марта 1-я армия Войска Польского 1-го Белорусского фронта полностью освободила город Кольберг от противника и заняла оборону на побережье Балтийского моря. В районе Альтдамма в 9 часов утра после полуторачасовой артиллерийской подготовки войска 1-го Белорусского фронта возобновили наступление. 
4 группа
Верхне-Силезская наступательная операция — фронтовая наступательная операция  Красной Армии против немецких войск во время Великой Отечественной войны. Проводилась с 15 марта по 31 марта 1945 года частью сил 1-го Украинского фронта с целью ликвидации угрозы флангового удара и овладения Силезским промышленным районом. 18 марта войска 1-го Украинского фронта окружили группировку противника в районе юго-западнее Оппельна.
5 группа
Совинформбюро.  В течение 18 марта юго-западнее КЕНИГСБЕРГА наши войска вели бои по уничтожению Восточно-Прусской группы немцев и, сжимая кольцо окружения, заняли более 40 населённых пунктов…
Войска 1-го БЕЛОРУССКОГО фронта, сломив сопротивление окружённого гарнизона немцев, овладели городом и портом на Балтийском море КОЛЬБЕРГ, к 19 марта  в ходе кровопролитных боев они продвинулись на 15 километров.
Тесты
Имя числительное. Вариант 1
1. Укажите имя числительное.
1)двойка 3) пятистворчатый 2) единожды 4) двадцатый2. Укажите порядковое числительное.
1)сорок семь 3) две пятых
2) одиннадцатым 4) шестью3. Укажите простое числительное.
1) шестьсот пять 3) пятьдесят шестой
2) пятнадцать 4) миллион двенадцать
4. Укажите строку, во всех словах которой пишется Ь
1) вое...мой, камен...щик, сел...дь2) пят...сот, сед...мой, девят...сот
3) сем...надцать, восем...сот, шест...десят4) пол...за, коч...ка, сем...надцать5. Укажите слово с орфографической ошибкой.
1) седьмой 3) девятьсот
2) семдесят 4) пятнадцатый6. В каком словосочетании дано собирательное числительное?
1) три пятых класса
2) шестьдесят восемь километров
3) пятеро друзей
4) двадцать третий день
7. Укажите словосочетание, в котором есть ошибка в употреблении числительного.
1) семерыми зайцами 3) обоими ученицами
2) тремя костюмами 4) двумя лыжниками
8. Укажите ошибку в образовании слова.
1) с восьмьюдесятью туристами 3) к полутораста метрам
2) полуторастами страницами 4) о полутора десятках яиц
9. Укажите дробное числительное.
1) обеими руками 3) две четвертых пути
2} в тридцать седьмом году 4) семнадцать рублей
10. В каком слове пишется два мягких знака?
1) обвен...чат...ся 3) шест...надцат...
2) под...ехат... 4) пят... юдесят... ю
11. Укажите слово, в котором нет двойных согласных.
1) ми...иард 3) килогра...
2) санти...етр 4) ми...ионер
12. Укажите предложение, в котором числительные являются грамматической основой.
1) Дважды два — четыре.
2) Он был сорок первым учеником в первом классе.
3) Два необходимо умножить на четыре.
4) Четыре пятых разделите на одну восьмую.
Имя числительное. Вариант 2
1. Укажите слово, которое не является числительным.
1) удвоить
2) сто
3) тринадцатый
4) двумя
2. Укажите порядковое числительное.
1) двадцатилетний 3) одна вторая
2)шестеро 4) семнадцатый
3. Укажите простое числительное.
1) шестьсот пять 3) пятьдесят шестой
2) пятнадцать 4) миллион двенадцать
4. Укажите строку, во всех словах которой пишется Ь
1) вое...мой, камен...щик, сел...дь2) пят...сот, сед...мой, девят...сот
3) сем...надцать, восем...сот, шест...десят4) пол...за, коч...ка, сем...надцать5. Укажите слово с орфографической ошибкой.
1) седьмой 3) девятьсот
2) семдесят 4) пятнадцатый6. В каком словосочетании дано собирательное числительное?
1) три пятых класса
2) шестьдесят восемь километров
3) пятеро друзей
4) двадцать третий день
7. Укажите ошибку в употреблении собирательного числительного.
1) семеро котят 3) пятеро девочек
2) трое брюк 4) шестеро учеников
8. Укажите ошибку в образовании слова.
1) с восьмьюдесятью туристами 3) к полутораста метрам
2) полуторастами страницами 4) о полутора десятках яиц
9. Укажите дробное числительное.
1) обеими руками 3) две четвертых пути
2} в тридцать седьмом году 4) семнадцать рублей
10. В каком слове пишется два мягких знака?
1) обвен...чат...ся 3) шест...надцат...
2) под...ехат... 4) пят... юдесят... ю
11. Укажите слово, в котором нет двойных согласных.
1) ми...иард 3) килогра...
2) санти...етр 4) ми...ионер
12. Укажите предложение, в котором числительные являются грамматической основой.
1) Дважды два — четыре.
2) Он был сорок первым учеником в первом классе.
3) Два необходимо умножить на четыре.
4) Четыре пятых разделите на одну восьмую.
Имя числительное. Вариант 3
1. Укажите порядковое числительное.
1)сорок семь 3) две пятых
2) одиннадцатым 4) шестью2. Укажите имя числительное.
1)двойка 3) пятистворчатый 2) единожды 4) двадцатый3. Укажите простое числительное.
1) шестьсот пять 3) пятьдесят шестой
2) пятнадцать 4) миллион двенадцать
4. Укажите слово с орфографической ошибкой.
1) седьмой 3) девятьсот
2) семдесят 4) пятнадцатый5. Укажите строку, во всех словах которой пишется Ь
1) вое...мой, камен...щик, сел...дь2) пят...сот, сед...мой, девят...сот
3) сем...надцать, восем...сот, шест...десят4) пол...за, коч...ка, сем...надцать6. В каком словосочетании дано собирательное числительное?
1) три пятых класса
2) шестьдесят восемь километров
3) пятеро друзей
4) двадцать третий день
7. Укажите словосочетание, в котором есть ошибка в употреблении числительного.
1) семерыми зайцами 3) обоими ученицами
2) тремя костюмами 4) двумя лыжниками
8. Укажите ошибку в образовании слова.
1) с восьмьюдесятью туристами 3) к полутораста метрам
2) полуторастами страницами 4) о полутора десятках яиц
9. Укажите дробное числительное.
1) обеими руками 3) две четвертых пути
2} в тридцать седьмом году 4) семнадцать рублей
10. В каком слове пишется два мягких знака?
1) обвен...чат...ся 3) шест...надцат...
2) под...ехат... 4) пят... юдесят... ю
11. Укажите слово, в котором нет двойных согласных.
1) ми...иард 3) килогра...
2) санти...етр 4) ми...ионер
12. Укажите предложение, в котором числительные являются грамматической основой.
1) Дважды два — четыре.
2) Он был сорок первым учеником в первом классе.
3) Два необходимо умножить на четыре.
4) Четыре пятых разделите на одну восьмую.
Имя числительное. Вариант 4
1. Укажите имя числительное.
1) утроить 3) оба
2) пятёрка 4) семидесятилетняя
2. Укажите порядковое числительное.
1) двадцатилетний 3) одна вторая
2)шестеро 4) семнадцатый
3. Укажите составное числительное.
1) восемьдесят 3) сорок пятый
2) четырнадцать 4) шестьсот
4. Укажите строку, во всех словах которой пишется Ь
1) пят...сот, сем…десят, сем...надцать2) восем…десят, пят...надцать, девят…сот
3) восем...надцать, шест...сот, сед...мой
4) вое...мой, девят…юстами, пят…десят5. Укажите слово с орфографической ошибкой.
1) восемнадцать 3) шестьдесят2) девятсот 4) восьмьюстами6. В каком словосочетании дано собирательное числительное?
1) обеими ногами 3) три десятых бочки
2) тридцать четвёртый размер 4) сто один солдат
7. Укажите ошибку в употреблении собирательного числительного.
1) двое медвежат 3) четверо учениц
2) семеро козлят 4) оба глаза
8. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка при склонении числительного.
1) к семидесяти годам 3) обеими головами
2) четырестами килограммами 4) семьюдесятью деревьями
9. Укажите ошибку в образовании слова.
1) к полутораста страницам 3) о: полуторах сантиметрах
2) .полтора листа 4) в полутораста домах
10. Укажите дробное числительное.
1) семеро верблюжат 3) пять десятых колодца
2) шестьдесят первый дом 4) девяносто восемь
11. Укажите слово, в котором нет двойных согласных.
1) ми...иардер 3) ми...ион
2) ки...ометр 4) оди...адцать12. Укажите предложение, в котором числительные являются грамматической основой.
1) Пятью пять — двадцать пять.
2) В шестом классе Андрей учился в пятьсот пятьдесят первой школе.
3) Две пятых умножьте на одну четвёртую.
4) Шесть седьмых разделите на восемь десятых.
Имя числительное. Вариант 5
1. Укажите слово, которое является числительным.
1) двухэтажный 3) обоями2) стометровый 4) обоими2. Укажите составное числительное.
1) восемьдесят 3) сорок пятый
2) четырнадцать 4) шестьсот
3. Укажите порядковое числительное.
1) двадцатилетний 3) одна вторая
2)шестеро 4) семнадцатый
4. Укажите строку, во всех словах которой пишется Ь
1) пят...сот, сем…десят, сем...надцать2) восем…десят, пят...надцать, девят…сот
3) восем...надцать, шест...сот, сед...мой
4) вое...мой, девят…юстами, пят…десят5. Укажите слово с орфографической ошибкой.
1) восемнадцать 3) шестьдесят2) девятсот 4) восьмьюстами6. В каком словосочетании дано собирательное числительное?
1) обеими ногами 3) три десятых бочки
2) тридцать четвёртый размер 4) сто один солдат
7. Укажите ошибку в употреблении собирательного числительного.
1) двое медвежат 3) четверо учениц
2) семеро козлят 4) оба глаза
8. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка при склонении числительного.
1) к семидесяти годам 3) обеими головами
2) четырестами килограммами 4) семьюдесятью деревьями
9. Укажите ошибку в образовании слова.
1) к полутораста страницам 3) о: полуторах сантиметрах
2) .полтора листа 4) в полутораста домах
10. Укажите дробное числительное.
1) семеро верблюжат 3) пять десятых колодца
2) шестьдесят первый дом 4) девяносто восемь
11. Укажите слово, в котором нет двойных согласных.
1) ми...иардер 3) ми...ион
2) ки...ометр 4) оди...адцать12. Укажите предложение, в котором числительные являются грамматической основой.
1) Пятью пять — двадцать пять.
2) В шестом классе Андрей учился в пятьсот пятьдесят первой школе.
3) Две пятых умножьте на одну четвёртую.
4) Шесть седьмых разделите на восемь десятых.