Урок русского языка в 6 классе по теме Имя числительное

Урок русского языка в 6-ом классе
Автор: Закирова Гульнара Аухатовна- учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
МБОУ «Надеждинская основная общеобразовательная школа»
Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

ТЕМА : Имя числительное как часть речи
Цели:
- ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),
- отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
- уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные.
Ход урока:
1. Слайд-1. - Здравствуйте ребята, меня зовут Гульнара Аухатовна, урок русского языка у вас сегодня проведу я.
Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Да, здравствуйте! Мы сказали всего одно слово, и ничего больше, а радости стало на капельку больше. Счастья прибавилось на две капельки. И веселее стало на душе. Как вы думаете, Почему? Да потому, что этим обычным словом «здравствуйте» мы пожелали друг другу и всем , здесь присутствующим, здоровья, здравия и хорошего настроения. Ну что готовы? Ну, тогда начнем наш урок.
2. Я вас разделила на две команды, поэтому помогайте друг- другу и активно работайте.
3. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать большой раздел русского языка «Морфология», продолжаем знакомиться с частями речи.
С какой частью речи мы будем знакомиться сегодня? – попробуйте догадаться сами.
- Обратимся к эпиграфу. Подумайте, как он может быть связан с темой урока:
Слайд-2.
Вышел старик-годовик, махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц,
У каждой птицы по четыре крыла,
В каждом крыле по семь перьев,
Каждое перо с одной стороны чёрное,
А с другой – белое.

Знаете отгадку? А какие слова помогли найти отгадку?
( отвечают:
старик-годовик – это год,
двенадцать птиц – это 12 месяцев,
четыре крыла – это 4 недели,
семь перьев – это 7 дней в неделе,
чёрное крыло – ночь,
белое крыло – день)
- Двенадцать, четыре, семь – это слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано со словом «число».
- Так какая тема нашего урока, да, конечно, «Имя числительное» Слайд-3
Конечно, с цифрами и числами вы, ребята, давно уже знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. Мы можем найти человека, если знаем адрес (номер дома и номер квартиры), в большом городе на остановке мы будем ждать автобус именно того номера, который нам нужен.
- А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры
(не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия)
- Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать.
Счёт возник в глубокой древности, и люди считали по пальцам рук. Было время, когда счёт достигал только четырёх – по числу протянутых четырёх пальцев рук. Потом возник счёт пятёрками. С развитием жизни счёт совершенствовался, и возник, наконец, современный счёт – десятками
Слайд-4
- Какова же наша цель? Что вы хотите узнать по теме?
( - познакомиться с частью речи,
- узнать, что обозначает имя числительное,
- на какой вопрос отвечает и т.д.)
Итак, имя числительное это часть речи. А вот на какие вопросы отвечает имя числительное? Как вы думаете?

4. Слайд-5
Обратите внимание на таблицу "Вопросник" и ответьте на вопросы обоих столбиков
" 1. Сколько тебе лет? 1. В каком году ты родился?
2. Сколько лет ты учишься в этой школе? 2. Какой год ты посещаешь школу?
3. Сколько предметов вы изучаете? 3. На каком этаже ты живёшь?
4. Сколько этажей имеет здание твоей школы? 4. В каком году прошла Универсиада?
5. Сколько человек учится в твоем классе? 5. В каком году ты закончил школу?
6. Из скольких человек состоит ваша семья? 6. В каком году ты поступил в третий класс?
Отвечают команды по очереди на данные вопросы.
- Делаем вывод: на какие вопросы отвечает имя числительное? Сколько? Какой?
Обратимся к учебнику, нашему правилу, правильно ли мы с вами определили вопрос имени числительного. (Читаем правило)
5. Слайд-6. Для того, чтобы лучше запомнить правило, я вам хочу предложить такой метод работы, который называется «Кластер». (раздаю листки с таблицей для заполнения по пунктам определения)
- что обозначает числительное (порядок при счете-какой?)
- количество предметов -сколько?
- отвлеченное число- сколько?
Делаем вывод: имена числительные бывают количественными и порядковыми; имена числительные изменяются по падежам.
А что мы будем делать с пустыми местами? А вы их будете заполнять на следующих уроках, изучая новые темы относящиеся к имени числительному. С каждым уроком ваша таблица будет пополняться новыми пунктами, а вы новыми знаниями.
6. Слайд-7. посмотрите на презентацию. Вы согласны со мной, все слова имена числительные? (ученики отвечают)
(Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро. И оба (обе).
7. А теперь смотрим следующий слайд. Слайд-8. Вам нужно распределить по частям речи слова.
8. Задание командам. 1- написать пословицы и поговорки, где применяются имена числительные. ( семь раз отмерь- один раз отрежь. Семь бед- один ответ. Один в поле не воин.)
2- написать названия произведений из курса литературы, так же , где применяются имена числительные ( «Три мушкетера», «Три толстяка», «Три орешка для золушки», «Три танкиста и собака») Молодцы, вы справили с этим заданием.
Слайд-9. (с пословицами и поговорками, с названиями произведений)
9. А теперь смотрим на презентацию. Слайд-10. Ваша задача, добавить числительные во фразеологизмы.
Заблудиться в соснах. 6. лишний.
Согнуться в погибели. 7. сапога пара.
Знать как свои пальцев. 8. За вёрст киселя хлебать.
Лить слёзы в ручья. 9. На все стороны.
пядей во лбу. 10. пятниц на неделе.

Молодцы, вы справились.
10. Ребята, подумайте и скажите, на каких предметах, изучаемые в школе, вы еще встречаете имена числительные.
Математика- как наука о числах
Русский язык- изучаем имена числительные
Физкультура- счет по порядку
История- применяются даты в тех или иных событиях.
Литература- даты и названия произведений с применением цифр.
Да, молодцы. Действительно, в каждом предмете, изучаемом вами так или иначе применяются цифры, числа.
Слайд- 11. А вы знаете, что среди этих чисел есть таинственное число . это число семь.
- Семь – таинственное число, особое, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь чудес на свете Чем же это объяснить?
-Послушайте сообщение из истории числительных
(ученик читает информацию о числе СЕМЬ ). Древний мир управлялся семью вторичными причинами. Это архангелы: Михаил ангел истины; Гавриил правитель чудес; Рафаил правитель наук, который несет свидетельство правды; Анаил правит королевствами и королями, провозглашая единство власти; Самуил провозглашает единство справедливости; Саки ил является королем священников и жертвоприношений; Касиил ангел одиночества и слез.
Ученик 1 (сообщение) Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число «семь» считалось священным, оно было весьма распространено.
Спасибо большое.
11. . Слайд-12. Работа с текстом.
Доброе дерево
Кого берёзой удивишь? Выгляни из окна в городе ли, в деревне, всюду берёзу увидишь – белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей.
Ещё берёза к людям добра. В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.
Какое родное, тёплое, верное дерево!
Ю. Крутогоров

- Есть ли в тексте имена числительные? Назовите их.
- С какой целью автор использует их в тексте?
- о чем этот текст?


- А теперь, ребята, подведем итог нашего урока, сформулируем сами правило. Какая часть речи называется именем числительным? Для этого можем применить наши «кластеры». (ребята отвечают)
А на дом вам написать сочинение- миниатюру на тему «Мой класс» с применением числительных.

13. Слайд-13. - А завершить наш урок мне хочется на лирической ноте. (Звучит песня группы Любе «Отчего же, в России ,березы шумят?»
- Посмотрите, ребята, на берёзы (фотография на экране), красивы он, правда? А я вам прочту стихотворение В. Бокова



Не руби берёзы!
Не руби берёзы белой, Не губи, не тронь берёзы,
Не губи души лесной, Обойдись с ней по-людски,
Не губи и зла не делай, А иначе брызнут слёзы,
А особенно весной. Сам засохнешь от тоски.
Пусть берёза, как невеста,
Бережёт свою красу,
Ей не в печке жаркой место,
Место ей всегда в лесу!
- Любуйтесь нашей русской берёзой, белоствольной, белоногой, красавицей-невестой!

Большое спасибо всем за урок.
Использованная литература:
Исторические сведения о числах
Пословицы и поговорки о числах
Применение фразеологизмов
Картины великих художников о березах
Музыкальное сопровождение. Песни о березах.
Лирика великих поэтов. Стихи о березе и о природе.

15