Краткосрочное планирование урока по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных (5 класс)


Учебный предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Урок № 1
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных.
Цель обучения (когнитивная) Расширение знаний о морфологических признаках имени прилагательного
Цель личностного развития: Способствовать развитию умений учащихся обобщать, сравнивать и делать выводы
Ожидаемый результат:
Ученик:
А - Учащиеся знают морфологические признаки имени прилагательного, разряды имен прилагательных;
В – учащиеся умеют определять разряды имен прилагательных и морфологические признаки прилагательного;
С - учащиеся умеют применить знания о разрядах имен прилагательных в новых условиях.
Оборудование: Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. шк.2-ое издание, Сабитова З.К. Павленко В.К.-Алматы: Атамұра,2010
Электронный учебник «Русский язык, 5- 6 класс. Морфология. Орфография» Под ред.О.И.Руденко-МоргунХод урока:
Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценивание Модуль
Мотивационный этап. 10 мин 1.Создание благоприятного психологического климата. Игра на сплочение
«Круг радости» Называем прилагательные друг другу.
- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с «Круга радости»?
2.Рассадка в группы. На столе 5 разных словосочетаний.
- Ребята, выберите одно любое словосочетание.
5 групп –
Весенняя капель
Зеленый листик
Соловьиное пение
Серебряный туман
Серебряное кольцо
Вспомнить правила работы в группе.
Распределение ролей в группе (в оценочном листе роли указаны).
На протяжении урока свою работу вы будете оценивать по критериям, указанным в оценочных листах (см.ниже) при помощи цветных звездочек. Звездочки зеленые - все получилось
Желтые - что-то не получилось
Красные - не получилось
Секретари заполните оценочные листы.
- В конце урока подведём итог.
- Ребята, назовите еще раз ваши словосочетания.
- Как вы думаете, что общего в словосочетаниях и в чем отличие?
- Вы правы, общее – это часть речи. Какая?
В группах определите тему и цели нашего урока.
Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных»
- Что в теме для вас является новым? Вернемся к цели урока. Учащиеся образуют круг, рукопожатия, пожелание всего хорошего на сегодняшний день.
Высказывают мысль о важности хорошего настроения на уроке.
Рассаживаются в группы по словосочетаниям.
Вспоминают правила работы в группе.
Закрепляют роли в группе. (Капитан, спикер, таймменеджер, секретарь, консультант)
Выход на тему урока, ребята определяют цели урока.
- Разряды имени прилагательного.
Изучить разряды прилагательных.
Ребята предлагают свои варианты ответа.
Формативное (похвала) Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Новые подходы в преподавании (создание коллаборативной среды с помощью игры «Круг радости»)
Новые подходы в преподавании (обучение тому, как учиться)
Управление и лидерство в обучении.
II. Операционный этап. 25 Интерактивная доска. Работа с электронным учебником.
- Ребята, посмотрите сюжет и ответьте на вопросы.
1.Что за часть речи имя прилагательное? Можно ли согласиться с Митрофаном?
2.Чем прилагательное отличается от существительного и к чему оно «прилагается»?
Итак, мы вспомнили морфологические признаки прилагательного.
Новый морфологический признак прилагательного – это разряды.
Изучите теоретический материал каждый самостоятельно.
- Ребята, а сейчас я вас приглашаю к исследованию. Задание: Каждая группа, используя материал на листах, готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); один пример прилагательного должен быть.
Группы работают по плану на слайде.
Определение темы и цели групповых исследований
- Итак, тема исследования:
1группа – качественные прилагательные;2группа – относительные прилагательные;3группа – притяжательные прилагательные.
4 группа – прилагательные в переносном значении (относительные переходят в качественные)
5 группа - прилагательные в переносном значении (притяжательные переходят в качественные)
Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы
Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.
Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов
– Найдите сходства и отличия в разрядах прилагательных.– Обязательны ли все признаки для качественных прилагательных?
5. Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных
– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.
1) Если сочетается со словом очень, имеет краткую форму, степени сравнения, значит, качественное.
2) Если отвечает на вопрос чей?, значит, притяжательное.
3) Если ни то, ни другое не подходит, значит, относительное.
6. Прием Контейнер
( Детские игрушки, мышиная норка, гордый человек, красный шарф, клубничное варенье, мамин платок, сильный ветер)
Высказывание идей.
Предполагаемый ответ:
- Конечно, нет. Дверь – это существительное, а прилагательное – другая часть речи.
- Существительное называет предмет, а прилагательное его признак.
- Сущ. отвечает на вопросы Кто? Что?, а прилагательное на вопрос какой?
- Прилагательное «прилагается» к существительному, согласуется с сущ.
Самостоятельно изучают предложенный теоретический материал.
Учащиеся формулируют свои ответы, заполняют таблицу. Высказывают идеи.
Каждая группа предлагает свой алгоритм определения разряда. Выходим вместе на общий алгоритм.
Устно у доски, распределяют прилагательные по разрядам, используя алгоритм для доказательства своих мыслей.
Оценочный лист группы (формативное оценивание)
Звездочки раскрасили
Формативное оценивание. Звездочки раскрасили
Формативное оценивание. Звездочки раскрасили
Использование ИКТ.
Обучение критическому мышлению.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

Новые подходы в преподавании (обучение тому, как учиться)
Саморегуляция.
Новые подходы в преподавании (обучение тому, как учиться)
Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Обучение талантливых и одаренных учеников.
Обучение талантливых и одаренных учеников.
Обучение критическому мышлению.
III. Рефлексия.
Вернулись в конце урока к началу: принцип деления на группы (отвечаем на вопрос)
- Что общего в словосочетаниях и в чем отличие?
Письменно определить самостоятельно разряды данных прилагательных.
Взаимооценивание по критериям.
Работа по оценочным листам (оценивание)
Прием «Пушистики»
В конце урока вопросы учащимся:
-Какие задания тебе понравились и почему?
-Что было трудным для тебя?
Дом.зад.
На выбор:
Упр. 869. Определить разряды имен прилагательных в последнем предложении.
Написать мини сочинение на тему «Весна идёт!» (8-10 предложений). Выписать из своего текста по одному примеру на каждый разряд. Обобщают, делают вывод.
Самостоятельно письменно определяют разряды имен прилагательных. Взаимопроверка. Формативное оценивание. Звездочки раскрасили
Саморегуляция.
Оценивание для обучения.
Обучение талантливых и одаренных учеников.