Использование интерактивной доски на уроках физики

Использование интерактивной доски на уроках физики
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно -математического цикла т.к. именно они формируют единую картину мира.
Современные школьники имеют совершенно иной взгляд на жизнь. Поколение выросшее на мобильных телефонах компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамического образовательного процесса.
Неотъемлемой частью любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это поле для обмена информацией между учителем и учеником.
Обычная школьная доска многие годы была едва ли не главной составляющей учебного процесса: на ней писали, вывешивали наглядные материалы к урокам. Вот, пожалуй, и все, на что это оборудование было способно.
Традиционная школьная меловая доска – важнейшее и незаменимое оборудование на уроке – уже не справляется с новыми функциями, класс приходится дополнительно оборудовать проекционными экранами для слайдов и видеоинформации.
Современная школьная доска должна быть интерактивной – к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается с все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения. 
   А теперь для многих школ становится реальностью доска, напрямую подключаемая к компьютеру, электронная школьная доска с интерактивными возможностями.
Интерактивная доска – это не просто сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру. Это и активное обучение – способ организации учебного процесса, когда учащиеся получают знания не только от преподавателя, а используемые методы, формы и средства стимулируют учебный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации.
З0 сентября 2008 г. в нашу школу привезли интерактивную доску. Устройство было новым и незнакомым, я не знала, как им пользоваться и какие возможности оно предоставляет для учебного процесса. Начался новый учебный год, и меня отправили на курсы повышения квалификации при Бурятском Республиканском педагогическом колледже. Курсы назывались «Использование интерактивной доски в учебном процессе». Вот тут то я и узнала, какими возможностями обладает эта доска.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватель и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Интерактивная доска позволяет, как угодно передвигать объекты и надписи на своей поверхности, добавлять комментарии к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования. Необходимость скрыть на конкретном этапе урока часть изображений со школьной доски займет минимум времени с возможностью в нужный момент вновь продемонстрировать изображение. Интерактивная школьная доска помогает с наибольшей отдачей проводить в классе и объяснение нового материала, и закрепление полученных знаний, и проверку их усвоения.
Когда я вернулась, с курсов мы сразу взялись за установку интерактивной доски. Несколько первых дней ребята приходили на переменах включали проектор и учились работать с доской. Затем мы стали использовать новую технику на уроках. Благодаря использованию интерактивной доски уроки физики стали более насыщенными, живыми, увлекательными, повысился интерес учащихся к изучаемому предмету.
В моей, работе интерактивная доска играет не маловажную роль. С её помощью я легко объясняю учебный материал, рисую графики, рисунки, схемы, таблицы, а также и легко их удаляю. К урокам с применением интерактивной доски необходимо готовиться тщательно, искать необходимый материал, создавать презентации.
Я хочу поделиться опытом своей работы с применением интерактивной доски на уроках физики.
Интерактивная доска используется мною на всех этапах урока: организация начала занятия, проверка выполнения домашнего занятия, подготовка к основному этапу занятия, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний, контроль и самопроверка знаний.
Вот примеры использования интерактивной доски на разных уроках:
Урок в 9 классе.
Тема: Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.
Тип урока: закрепление новых знаний и умений
Заранее создаю презентацию, с шаблонами графиков равномерного и равноускоренного движения. Учащимся на доске и в тетради нужно построить графики скорости и ускорения. Ускорение и начальная скорость принимают значения больше нуля, меньше нуля или равны нулю. Использование интерактивной доски на данном уроке позволяет экономить время, а сама работа является более увлекательной и интересной. Ребята работают маркерами, используя различные цвета, и очень быстро могут удалить неточности.
Урок в 8 классе
Тема: Электрические цепи
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний
Для проведения этого урока использую «Интерактивные творческие задания» для учащихся 7-9 классов. В ходе урока учащиеся легко и быстро создают электрические цепи. Визуальное восприятие материала позволяет повысить качество знаний.
Урок в 10 классе
Тема: Внутренняя энергия
Тип урока: Проверка и оценка знаний
При проведении этого урока на этапе контроль знаний учащихся пользуюсь, цифровым образовательным ресурсом « Электронные уроки и тесты». Учащиеся выполняют тестовые задания и получают результат.
Урок в 8 классе.
Тема: Последовательное соединение проводников
Тип урока: закрепление новых знаний
Ребята сами составляют электрические цепи, используя амперметр, вольтметр, источник, тока, ключ и соединительные провода. Эти прибора в виде рисунков отображены на доске. Их можно передвигать мышью и соединительные линии проводить маркером.
Показания амперметра и вольтметра можно изменить. Затем учащиеся сами формулируют условие задачи и решают её. Такой способ использования доски позволяет осуществлять дифференцированную работу, мгновенно изменять задание.
Урок в 10 классе
Тема: Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
Тип урока: формирование новых знаний. умений
При изучении данной темы стоит вопрос о установлении зависимости сопротивления проводника от длины проводника, площади поперечного сечения, и материала из которого сделан проводник. Большую помощь в проведении данного урока оказывает информационный сайт http://class-fizika.ru .
Урок в 7 классе
Тема: Давление твердых тел жидкостей и газов
Тип урока: Систематизация и общение знаний
На уроке ребята выполняют задания на установления соответствия между физическими величинами и их единицами измерения. Для этого используется элемент доски – матрица.
Можно привести еще много примеров использования доски на уроках физики, так как её возможности не ограничены.
В своей работе я использую готовые образовательные ресурсы:
«Открытая физика» (Физикон)
«Электронные уроки и тесты»
Физика. Шпаргалки
Обучающие программы нового поколения. Видео задачник по физике.
Живая физика
Интерактивные творческие задания
Интерактивные лабораторные работы.
Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи, запоминают материал. Качество уроков заметно улучшилось. Дети считают, что образовательный процесс стал более, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину. Задания разнообразные занимательные, побуждают к творчеству и исследованию. Учащиеся очень любят работать с интерактивной доской.
Нельзя конечно сказать, что результаты работы учащихся повысились благодаря работе с интерактивной доской, но то, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях, активно обсуждать новые темы и быстрее запоминать материал – неоспоримый факт.
Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Ребята сами напрашиваются к доске при проверке домашнего задания, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. Мои наблюдения показали, что при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске.
Если говорить о том, как относятся ученики к использованию на уроке интерактивной доски то можно – сказать положительно. Всем уже давно надоело пользоваться мелом, марать одежду и руки. Новое поколение легко и быстро осваивает новые технические изобретения.


15