Статья об использовании интерактивной доски на уроках физики.

Волкова Валентина Алексеевна,
учитель математики, физики
МБОУ СОШ № 4
г. Урай
ХМАО-Югры Тюменской обл.
Современные ИКТ-технологии в деятельности учителя физики
Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, то есть улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания.
Уже давно было установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 % через слух и оставшиеся 5 % через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идёт не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, то есть памяти движения. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», когда сам что-то воспроизведёт (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно ученикам давать возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.
Как показывает мой опыт работы учителем физики, далеко не все учащиеся владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в разных разделах физики («Ядерная физика», «Оптика», «Молекулярная физика», «Электродинамика»).
Интерактивная доска стала мощным инструментом взаимосвязи учителя и ученика, важнейшим элементом в современном педагогическом процессе. Она развивает мыслительную деятельность ученика, раскрывает смысл объектов познания для личности, тем самым оживляя интерес к знаниям, формирует качества личности. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества, является современным инструментом обучения, поскольку в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров.
Интерактивная доска (ИД) - это современное и эффективное средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий.
Необходимо создавать материал, который наглядно и мобильно представляет то, что трудно или скучно объяснять словами, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Используя ИД, можно продемонстрировать явления микромира, быстропротекающие процессы, опыты с приборами, отсутствующими в кабинете физики - материал, который учащимся трудно представить мысленно.
Мультимедийные уроки могут не только создать модель таких явлений, но также позволяют изменять условия протекания процессов. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации - надписи поверх изображения, перемещение объектов по доске. В отличие от обычной доски, при работе на ИД, учитель имеет неограниченное пространство и возможность возврата к предыдущим записям при помощи управляющих кнопок. Это позволяет существенно экономить время и более эффективно конструировать урок.
Важной частью обучения является представление информации, поэтому в работе нужно использовать среду подготовки презентаций MS POWER POINT и SMART Notebook, имеющие в своём арсенале необходимый набор инструментов для эффективной подачи учебного материала.
Много материала при подготовке и проведении уроков можно взять из электронных пособий:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru;
Уроки физики Кирилла и Мефодия;
Физика. Учебно-электронное издание 7-11 класс;
Физика 7-11 класс; Практикум;
Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11;
Физика. Виртуальный учебник;
Физика. Генератор тестов;
Живая физика;
Открытая физика. Часть 1 и 2. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.  CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы;
1С: Репетитор. Физика 1.5. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы;
Физика 7-8 классы. Дидактический и раздаточный материал. В помощь учителю.
Насыщенный учебный материал, удобство и простота в использовании – характерные признаки мультимедийных приложений и интерактивных наглядных пособий. Все созданные с помощью интерактивной доски файлы можно систематизировать в единую методическую базу и добавлять в нее тематические разработки к уроку (презентации, видеоматериалы, и т.п.). Тем самым формируется собственная коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Использование разнообразных динамичных ресурсов интерактивной доски повышает мотивацию, делает занятия увлекательными.

Методы, которые можно использовать на уроках с компьютерной поддержкой
(для постановки учебных проблем, проверки знаний учащихся, демонстрации физических явлений, процессов)
Использование цвета - для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, построения нескольких графиков в одной плоскости .
Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров:
установи связь между рисунками, используя различные цвета;
выдели одним цветом название формулы и её математическую запись;
составь логическую схему, используя различные цвета маркера.
Вариативные задания разной сложности для самостоятельной работы с оценкой результатов и разъяснением ошибок.
Проведение тестового контроля усвоения нового материала и итогового контроля знаний с фиксацией результатов.
С помощью интерактивных заданий учащийся сразу видит свои ошибки. Все тестовые задания параметризованы: при каждом новом открытии текст задания, порядок дистракторов, цифровые значения могут изменяться, т.е. каждый раз фактически открывается новое задание. Поэтому можно организовать работу с одним тестовым заданием нескольких учащихся у интерактивной доски.
Предъявление нестандартных, творческих заданий учащимся.
Составление логических схем взаимосвязи понятий, структурных схем, размещение информации в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах используя перемещение объектов.
Учащимся могут быть предложены следующие задания:
перемещая объекты, совместить изображение прибора и его подпись;
перемещая объекты, построить логическую схему.
Использование анимированных рисунков, моделей, схем, графиков как средств виртуальной наглядности. Современный урок физики невозможно представить без интерактивных моделей, ведь физика должна изучаться, прежде всего, как экспериментальная наука. Уникальные возможности для реализации деятельностного подхода обеспечивают наиболее эффектные «интерактивные модели» – планетарная модель атома, цепная ядерная реакция, интерференция, дифракция, молекулярная структура вещества, принцип работы АЭС, атомной бомбы и др.
Заметки на экране могут применяться для того, чтобы сформулировать какой-либо вопрос, проблему, причем рукописные записи на экране можно сохранять для дальнейшего просмотра, анализа, печати.
Выделение отдельных элементов на изображении целесообразно применять для акцентирования внимания учащихся на нужной области. Этот приём уместен, если на слайде помещена объемная информация. При повторении формул с помощью трафарета есть возможность направить внимание учащихся на ту или иную формулу, затемняя остальное поле слайда.
Вставка (вырезка) частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют учителю создавать на уроке ситуацию успеха, ученик знает, что всегда может исправить свои ошибки – это придает ему уверенность в своих силах.
Просмотр действий видеозаписей, созданных заранее и записанных во время урока.
Создание ученических проектов на физические и межпредметные темы с использованием ИКТ.

Достоинства изготовляемых компьютерных мультимедийных слайдов:
они помогают согласовать, адаптировать к конкретной учебной ситуации разные фрагменты;
организовать целостный, управляемый учителем познавательный процесс;
благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу;
обостряется восприятие, повышается концентрация внимания.
Учитель и ученик работают как партнеры. Ученик активно «добывает» новое знание, разрешает проблемные ситуации, работает с разными источниками информации. В результате происходит развитие его интеллектуальных и творческих способностей. Результаты анкетирования школьников свидетельствуют о повышении уровня мотивации и интереса к предмету. Ученики отмечают, что уроки с использованием ИД являются для них наиболее интересными и запоминающимися.
Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Кроме того, используя ИД, можно создать ситуацию успеха для любого ученика, независимо от его уровня знаний и умений.
Работая с ИД, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учащимися.
Возможность интерактивного взаимодействия способствует формированию устойчивых навыков получения и анализа необходимой информации.  Интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки стали динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде.
Хотя, подготовка к уроку с использованием ИД требует значительных временных затрат, учителю легче конструировать урок, поскольку он имеет возможность варьировать ход урока с учетом уровня подготовки и особенностей учащихся. Использование ИД не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала. ИД открывает широкий диапазон для педагогического поиска учителя, моделирования им проблемных учебных ситуаций. Применение любых цифровых образовательных ресурсов позволяет делать акцент на развитие каждого ребенка, на формирование способности к самообучению.
Школьный урок это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия.
Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень
образовательной деятельности на уроках.
При создании мультимедийных разработок к урокам каждый учитель стремится создать:
активную обучающую, деятельностную, информационную среду;
формировать атмосферу дискуссии;
мотивировать учащихся на обучение физики как предмета;
прививать навыки восприятия, осмысления информации и деятельности через техническую форму её предъявления;
стараюсь приучить детей к жизни и деятельности в мире сложной техники и информационных технологий;
развивать творческие способности учащихся.

15