Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г.о. Жигулевск Самарской области
Использование интерактивной доски
на уроках в начальной школе
Подготовила:
Калинкина Е.В.
учитель начальных классов
Жигулевск, 2011
Интерактивное обучение
Требованием нашего времени является применение на уроках новейших технологий и интерактивного оборудования. Современный учитель не может, как раньше, пользоваться только мелом и учебником, необходимо овладеть передовыми технологиями. Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.
В профессиональном образовании сегодня идет процесс модернизации. Современное производство требует компетентных специалистов с хорошо выраженными профессиональными качествами, способных творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Современные школьники растут в мире, где телефоны, компьютеры. Привычное дело для таких детей, которых называют «цифровые аборигены», приходя в школу, видеть обычные классы. А в школе должна быть создана среда, в которой ученики новой эпохи будут учиться комфортно и интересно. Школа должна стать местом, где формируются умения для жизни в XXI веке.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Эта форма организации подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач: - развивает коммуникативные умения и навыки; - помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, а также прислушиваться к мнению своих товарищей; - снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Необходимым помощником преподавателей в реализации интерактивного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В профессиональных кругах уже устоялся термин «образовательные информационные технологии» (ОИТ) –  область ИКТ, направленная на решение задач информатизации учебного процесса. Для качественного изменения образовательного процесса с использованием ИКТ необходимым условием является наличие интерактивной доски.
Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

Классификация интерактивных досок
Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора:
- с фронтальной проекцией;
- с обратной проекцией.
Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.
Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Преимущество доски перед обычной проекционной системой состоит в том, что управление компьютером происходит непосредственно с поверхности доски, и ученикам не нужно напрягаться, отслеживая на большом экране маленький курсор и теряя из виду преподавателя.
Чтобы управлять компьютером, достаточно только коснуться экрана. На доске можно писать с помощью специальных маркеров, а также специальным электронным пером или даже пальцем.
Используя доску, вы можете открывать файлы, работать с интернетом, показывать слайды, видео. На ней можно делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, а также, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования (печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте). Окончив работу, вы можете сохранить все ваши записи для последующего использования.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу
Использование интерактивной доски позволяет сделать уроки более живыми, интересными, наглядными и красочными, позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в аудитории, помогает сэкономить время примерно на 25%, благодаря чему остается время для изучения дополнительного материала по теме, анализа практических задач. Благодаря подаче материала с помощью интерактивной доски, учащиеся лучше и быстрее усваивают новый материал, так как все сказанное сразу подтверждается наглядно: с помощью видео, анимации, компьютерных моделей, которые имитируют физические процессы и других. Все это говорит о том, что процесс обучения с применением интерактивной доски гораздо эффективнее, чем процесс обучения с помощью традиционных форм проведения занятий.
Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что  ученики более заинтересованы и мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.
Исследования доктора Мерзано (США) в оценке эффективности использования технологий ActivClassroom показали, что с применением интерактивных технологий на результаты обучения учеников в классе на 17 % выше. В исследованиях принимали участие учителя, которые дали 85 уроков с применением интерактивных технологий по разным темам и 85 уроков по тем же темам, но без применения интерактивных технологий. Но если учитель использует технологию до 75 % времени урока, то результаты выше не на 17 %, а 29 %.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Таким образом, используя интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Но стоит помнить – доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока! Планировать уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской не более 10 – 20 минут.

Подводя итоги всему выше сказанному, отмечу:
урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;
интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;
течение урока должно быть логическим и  последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;
файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.
применяя интерактивные технологии, повышаем качество знаний учащихся, формируем положительную мотивацию учения, способствуем деловому общению учащихся и коллективной ответственности за результаты труда, развиваем познавательный интерес, мышление, творческие способности.
Как я использую интерактивную доску на своем уроке
Прежде всего, любой урок должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Всё должно помогать ученикам лучше усвоить материал. Интерактивная доска может стать хорошим, современным помощником. Эффективность работы с доской зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.
В моем учебном опыте интерактивная доска играет далеко не последнюю роль. С ее помощью я легко объясняю учебный материал ученикам, рисую схемы, таблицы, так же легко стираю их. Наглядность и интерактивность – вот основное преимущество интерактивной доски!
Я всегда в центре внимания своих учеников, я смотрю на них и говорю с ними, в это время я демонстрирую свои материалы и управляю компьютером, я с учениками в постоянном контакте. Благодаря использованию интерактивной доски я экономлю массу времени на уроке, массу драгоценных минут!
За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.
Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.
Но я не скажу, что интерактивная доска творит чудеса, к урокам нужно готовиться более тщательно, нужно готовить интерактивные презентации, искать готовые материалы. Использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что  ученики становятся заинтересованы и более мотивированы на уроке, они (ученики) быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.
Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку.
Если говорить о том, как относятся к использованию интерактивной доски на уроке ученики, смело можно сказать – положительно! Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более, что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения..
Создание флипчартов Флипчарт – ряд полезных страниц, созданных для урока с помощью библиотеки ресурсов. Флипчарт можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а флипчарты – как вспомогательные, используемые преподавателем на уроке и требующие его комментариев и дополнений. Под флипчартом мы понимаем логически связанную последовательность страниц флипчарта, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование флипчарта высвобождает большое количество времени, которое можно использовать для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний обучающихся, повторения пройденного материала.
Флипчарт урока представляет собой мультимедийный конспект, который содержит краткий текст, основные вопросы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, видеофрагменты, анимации. При подготовке флипчартов необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза.
Выделю основные принципы разработки флипчартов:
- весь урок не должен быть «завязан» на флипчарте;
- страницы флипчарта можно использовать во время объяснения, закрепления или для создания проблемной ситуации;
- отбор материала для флипчарта должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.
Создание флипчарта по шагам:
1 шаг –
надо использовать проверенные стратегии планирования урока;
при планировании не стоит забывать, что педагогические принципы создания урока те же самые, что и при создании урока, но с интерактивной доской;
задания для урока должны быть разнообразные, с различными стилями обучения для разных учеников (визуалы, аудиалы, кинестетики, которым надо потрогать, подвигать)
2 шаг – создать максимальные возможности для активного участия учеников в учебном процессе. При создании флипчарта должны быть учтены типы вопросов ученикам, интерактивные задания, вид совместной работы у доски (в паре, группы) и др.
3 шаг – используйте ресурсы и готовые шаблоны страниц. Для этого используйте библиотеку ресурсов, которая уже прилагается, и пакет ресурсов, который можно загрузить с других сайтов в интернете.
4 шаг – дизайн флипчарта (рисунки и фото, разный шрифт, цвет, размер, фон и др.). Важно:
- не перегружать страницу;
- видно должно быть даже с последней парты;
- использование анимации добавляет динамики, но это не должно отвлекать внимание учеников от работы;
- стараться придерживаться одного стиля;
- разные виды страниц не создают целостности флипчарта;
- общее восприятие работы.
5 шаг – поделиться своими идеями с коллегами. Записать этапы урока на страницах флипчарта.
Создать страницу флипчарта можно, используя библиотеку ресурсов или интернет. Например, на уроках математики открываем страницу с разметкой – клетка. В ней удобно показывать записи цифр, выражений, уравнений и др. На уроках русского языка мы открываем страницу с разметкой – линейка. Очень часто я распечатываю упражнения учебника или дополнительного задания, выношу их на экран доски, и мы проводим разбор упражнения не по учебнику, а на интерактивной доске. Ребята вставляют пропущенные буквы и знаки, подчеркивают нужные слова. Можно воспользоваться таким инструментом, как шторка, закрыть запись, а открыть её в момент проверки.
В нашей школе уроки английского языка ведутся со 2 класса. При изучении алфавита я использую такой прием - пишу маркером на доске письменную букву английского алфавита и прямо на глазах у детей быстро перевожу её в печатную с помощью функции «Распознавание рукописного текста». Надо ли говорить, что такие «чудесные» превращения не оставляют малышей равнодушными и, конечно же, являются побуждением к тому, чтобы поработать у доски самому, а значит запомнить материал.

Обобщая опыт составления и применения флипчартов на уроках, хочу сказать, что создание и использование флипчартов на уроках – одно из перспективных направлений применения информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении.