Инновационные технологии в в воспитательно – образовательной деятельности ГБУ РК «СД и ДР «Бригантина»


Инновационные технологии в воспитательно – образовательной деятельности ГБУ РК «СД и ДР «Бригантина»Идея оптимального сочетания лечения, учебы и воспитания ребенка в условиях здравницы легла в основу внедрения инновационных технологий в воспитательную систему детского санатория для школьников.  В условиях лечебно-профилактического учреждения с краткосрочным пребыванием детей, где постоянно сменяется детский коллектив, интеграция оздоровительных мероприятий и полноценного воспитательно –образовательного  процесса сложна, при этом опыт работы доказывает, что эффективность лечебно-восстановительного процесса напрямую зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация не только благоприятствует медицинской реабилитации, но и сама становится пусковым механизмом коррекции физического здоровья ребенка.
Инновационные технологии легли в основу системообразующих  видов деятельности в воспитательной системе санатория: оздоровительной,  досуговой, образовательной и жизнедеятельности временных детских коллективов.
В нашем санатории за учебный год проходит лечение более 500-т воспитанников, все они очень разные и по социальному статусу (дети – сироты, социальные сироты, дети, находящиеся под опекой, дети – инвалиды, дети из семей иммигрантов) и по учебной подготовке, обладают различной степенью адаптации, поэтому воспитатель выбирает более целесообразные технологии воспитания. На первое место выходит личность ребенка и его деятельность.
Таким образом, мы выделили приоритетные технологии:
- Личностно-ориентированные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Арт-технологии;
- Игровые технологии;
- КТД;
- Ситуативные технологии;
Личностно-ориентированные  технологии  направлены на реализацию сущностной природы воспитанника, для которой важна ценность жизни,  любовь к другим людям, позволяющая ребёнку  выходить за пределы своих  возможностей.
При внедрении личностно-ориентированных технологий в воспитательный процесс, воспитателю необходимо:
 1) постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как способ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, ценностные ориентации;
3) постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной творческой деятельности, которая обеспечивает прогрессивное развитие ребенка;
4) своевременно проявлять и устранять причины, которые могут воспрепятствовать достижению цели, оперативно изменять тактику воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств;
5) максимально опираться на собственную активность воспитанников;
6) объединять воспитание с самовоспитанием школьника;
7) развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, диагностировать потенциальные возможности и ближайшие перспективы развития. Жизнь не стоит на месте, меняется воспитательная среда школьников, поэтому воспитатель и сам должен быть в курсе всех нововведений в образовании, политики, искусства, общей культуры, быть примером человеческих достоинств и ценностей.  
Этапы личностно-ориентированной технологии:
1. Диагностика личности воспитанника (выявления индивидуальных особенностей, уровня воспитанности и общего развития): потребности, интересы, ценностные ориентации; культура поведения и общение; условия семейного воспитания и т.п.
2. Выявление и уточнение воспитанников, которые требуют особого внимания (сироты, из неполных семей, склонные к девиантному поведению, находящиеся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и т.п.).
3. Диагностика воспитательного процесса: уровень воспитанности и общего развития детей; занятость в разных видах воспитательной деятельности, эмоциональные реакции воспитанников на воспитательные мероприятия, педагогические требования; характер сотрудничества субъектов воспитания; причины конфликтов, которые возникают.
Подходы педагога в личностно-ориентированной технологии:
- любовь к воспитаннику, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, чуткость, умения видеть и чувствовать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
- благосклонность к диалоговым форм общения, умение говорить по-товарищески (без "сюсюканья" и без панибратства), умение слушать;
- уважение достоинства и доверие, понимания интересов воспитанника, его ожиданий и устремлений;
- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
- признание права на волю поступка, выбора, самовыражение;
- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах; признание равноправия воспитанника в диалоге и решении собственной проблемы;
-готовность и способность быть на стороне воспитанника.
Под здоровьесберегающими технологиями в условиях детского санаторного учреждения понимается комплекс мероприятий, обеспечивающий укрепление здоровья и реабилитация после длительной болезни детей и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
  Основными факторами лечебной реабилитации являются:
  - режим;
  - диетотерапия;
  - бальнеотерапия;
  - лечебная физкультура;
  - фитотерапия (лечебными травами);
  - физиотерапия: электросветолечение; ингаляции; электросон; массаж и др;
  - медикаментозное лечение.
 Весь лечебно-оздоровительный процесс проходит под контролем лабораторных исследований.
В части воспитания культуры здоровья педагоги пропагандируют здоровый образ жизни, создают оптимальные условия организации учебного и воспитательного процесса.
Поддержание гигиенических условий в спальных комнатах и в комнатах отдыха, чередование различных видов образовательной и игровой деятельности, эмоциональная разрядка в течение всего дня, стимулирование активной познавательной деятельности и развития в целом, развитие творческих способностей и умений каждого, создание ситуаций успеха, благоприятный эмоциональный фон радости от пребывания ребёнка в санатории.
В санатории проводятся:
- «Дни здоровья»;
-  Викторины, конкурсы;
- теоретические занятия, беседы, семинары;
- занятия по теме «Основы формирования культуры безопасности»;
- мониторинг уровня изменения физического, эмоционального здоровья и двигательных качеств воспитанников;
- оформление наглядного материала (выставки, стенды, плакаты).
Арт-технологии наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Арт - технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство является не целью, а только средством познания. Воспитанник полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Арт -занятие часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Воспитанники могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться. Возможно использование нескольких технологий одновременно: рисовать и петь, лепить и раскрашивать, танцевать под свою мелодию, сочинять и показывать сказку и др.
 Арт – технологии имеют несколько направлений:- изотерапия,- музыкотерапия,- сказкотерапия,- куклотерапия,- имаготерапия (театральное действие),- кинезитерапия (движение танца).
В основе изотерапии лежит особая цветовая система, ребёнок с помощью цвета показывает своё эмоциональное состояние и его возможно корректировать в течение дня. Изотерапия позволяет развивать художественное воображение ребёнка, тесно связана с музыкальной терапией и игровой: рисование под музыку, перед рисунком проиграть ситуацию и т.д..В качестве тем для рисунков можно использовать множество понятий и объектов: «Я дома», «Автопортрет», «Мои родители», «Мои увлечения», «Я в будущем», «Что живет на земле?», «Что плавает в воде?», «Мой город», «Дерево», «Мой дом» и т.д., фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Главное средство реализации данного метода – сказки. Сказки специально подбираются, компонуются в группы по возрасту, по определенной  проблеме. Способы сказкотерапии:
1. Чтение и обсуждение содержания.
 2. Придумывание собственной сказки или старой сказки на новый лад.
3. Рисование, аппликация сказки (арттерапия).
4. Театрализация, декламация по ролям (инсценировка).
Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти».
Игровые технологии. Сущность игрового метода заключается не в противопоставлении игры труду, а в их синтезе. Поэтому игра может быть включена в любой вид деятельности.Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.
Игра – это - то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. 
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Ролевая игра требует определенных педагогических усилий, педагогического мастерства. Ролевая игра может выступать как игровое общение. Здесь главное - не результат, а сам процесс игрового взаимодействия участников.Ролевая игра может быть использована и как способ организации неигровой деятельности. Например, отряд на какое-то время объявляется экипажем космического корабля, вырабатываются «инструкции» по выполнению ряда задач.Дети, прошедшие через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности. Ребенок проигрывает «примеривает»  не использованные, не выбранные возможности.
     КТД – коллективно- творческое дело на основе деятельностного, творческого и коммуникативного подхода. Это дело обычно организуется на весь детский коллектив, не зависимо от возраста. Оно общественно – значимо для каждого и для коллектива в целом. Оно творческое, потому что воспитанники вместе с воспитателями ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.
 Задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
- обучение правилам и формам совместной работы;
 - становление и развитие временного детского коллектива;
- развитие личности и творческого потенциала каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- развитие коллективного творчества;
- реализация коммуникационных потребностей детей.
Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе. В повседневной жизни нашего санатория технология КТД используется на заключительных праздниках каждой смены.
Ситуативные технологии -   разрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами или для профилактики возникновения, каких – либо ситуаций. Воспитатель предлагает проиграть ситуацию, и посмотреть на нее со стороны. Воспитанникам предлагается побыть и в роли одной стороны и в роли другой стороны, проговорить те или иные тексты, чаще непривычные. Например: побыть в роли учителя, мамы, воспитателя, водителя автобуса и т.д., предложить ситуацию из жизни или ответить на вопросы детей, «А если?...». Также возможно рассматривание картинок с различными готовыми ситуациями и вариантами поведения в них, перед ребёнком ставиться проблема выбора, чаще применяется для индивидуальных консультаций.
Использование инновационных технологий позволяет решать специфические задачи социально – педагогической поддержки детей с ослабленным здоровьем:- обучение больного ребенка способам  защиты от состояния ущербности;- формирование потребности в здоровом образе жизни и необходимых навыков и привычек; приобщение к культуре быта;- создание условий для содержательного межличностного общения;- формирование опыта творческой деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей воспитанников;- формирование умений и навыков, необходимых для продолжения обучения в своих постоянных учебных коллективах.
Литература1. Хрипкова А.Г. Внутришкольная среда и здоровье школьника // Биология в школе. 1996.2. Баранова Н.А., Баранов А.Е. Воспитательная система детского лечебно-профилактического учреждения: социально- педагогическая реабилитация детей с ослабленным здоровьем. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998.3. Лебедев В. И. Учебно-воспитательный процесс в детском санаторно-оздоровительном учреждении. М., 2001.
    4. Орехова, В.А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
6. Советова, Е.В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007.