Доклад по организации воспитательно-образовательной деятельности в ГБУ РК СД и ДР Бригантина


Воспитательно - образовательная работа в ГБУ РК «СД и ДР «Бригантина»
Воспитательно - образовательная работа в ГБУ РК «СД и ДР «Бригантина» планируется и проводится на основании нормативных государственных документов.
Педагогический коллектив в своей деятельности руководствуется
- Конституцией Российской Федерации,
- Конвенцией ООН о правах ребенка,
- Законом Российской Федерации «Об образовании»,
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»,
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 №1507р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №43 «Об утверждении ФГОС СОО», другими нормативными актами МОН Российской Федерации,
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Примерными основными образовательными программами начального общего образования и среднего общего образования,
- Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 №189 «Об утверждении СанПиН»,
- нормативными актами Министерства здравоохранения и Министерства образования Республики Крым

Содержание воспитательно - образовательного процесса определяется утвержденным годовым планом педагогической службы санатория, годовой программой, разработанной и реализуемой в соответствии с федеральными государственными требованиями, рабочими программами педагогов, ежезаездными планами. Организация воспитательно - образовательного процесса строится на педагогически обоснованном выборе рабочих программ воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Педагогическим коллективом начат и осуществляется плановый переход на федеральный государственный стандарт в области образования в соответствии с «Дорожной картой» по внедрению ФГОС.
В основу педагогической концепции воспитательной системы санатория легли идеи о «лечении через воспитание» (В.П.Кащенко), идеи социальной реабилитации (А.С.Макаренко), педагогические концепции о целенаправленном влиянии среды на личность, теория воспитательных систем (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и др.)
Основные направления воспитательной деятельности:
Сохранение психического, соматического и социального благополучия детей с ослабленным здоровьем, педагогическая поддержка и коррекция неадаптированных, и ослабленных детей;
Воспитание ребенка, как человека морального, нравственного, ответственного по отношению к окружающему миру и самому себе;
Воспитание у детей любви к Родине, уважение к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным народным ценностям, почтительного отношения к семье;
Воспитание толерантности к традициям других народов;
Формирование у детей желания вести здоровый образ жизни;
Развитие и совершенствование работы по привитию культуры здоровья;
Внедрение инновационных технологий и современных методов оптимизации в воспитательный процесс;
Создание психолого – педагогических условий для адаптации и коррекции поведения детей с отклоняющимися формами поведения.
В соответствии с ФГОС в санатории разработана программа воспитания и социализации детей «Управление качеством обучения, воспитания и развития воспитанников на основе реализации ФГОС нового поколения», на основании которой строится план работы педколлектива.
Основной задачей педагогического коллектива является работа над проблемой:
«Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у детей в процессе духовно – нравственного воспитания».
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно и физически здорового, высоконравственного, ответственного, компетентного, инициативного молодого поколения, имеющего российскую гражданскую идентичность, способного к созидательному труду, успешной социализации и самосовершенствованию, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
- Сохранение и укрепление психического, физического и духовного здоровья воспитанников за период их пребывания в санатории;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, развитие и совершенствование работы по привитию культуры здоровья, основ экологической культуры;
- Формирование российской гражданской идентичности, активной жизненной позиции, умения сотрудничать с окружающими в решении личностно и общественно значимых проблем на основе взаимного уважения и взаимопомощи;
- Воспитание у детей любви к Родине, патриотизма, почтительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственным и родному языку, национальным ценностям русского народа, а также ценностям других наций и народов, норм поведения в обществе;
- Воспитание толерантности к культурно-историческим и этническим ценностям и традициям других народов;
- Воспитание сознательного отношения к себе, окружению и окружающей среде, формирование у воспитанников целостного мировоззрения;
- Внедрение инновационных технологий и современных методов оптимизации в воспитательный процесс;
- Укрепление у каждого ребенка стремления к самосовершенствованию, положительной Я-концепции, жизненного оптимизма, развитие его творческих способностей, приобретение им социального опыта;
- Создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников в игровой, продуктивной, общественно полезной деятельности в условиях временного детского коллектива;
- Создание психолого – педагогических условий для ускорения и облегчения адаптации детей в условиях временного детского коллектива в период санаторно-курортного лечения;
- Продолжить внедрение в практикум работы с детьми принципов лечебной – коррекционной педагогики. Осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации либо испытывающим проблемы в процессе социализации.
Учебно-воспитательная работа проводится в соответствии с:
Годовым планом учебно-воспитательной работы педагогической службы санатория.
Годовым планом медико-педагогического совета.
Планами на смену.
Перспективным планом аттестации и курсовой переподготовки педагогических работников.
Годовым планом методического объединения воспитателей санатория.
Планами работы на летний период
Годовым планом по формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни
Годовым планом работы методического совета и методического кабинета.
Все документы рассмотрены на заседании Педагогического совета санатория и утверждены главным врачом санатория.
Важным фактором улучшения качества деятельности педагогической службы санатория, является методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма педагогов.
Основная цель методической работы ГБУ РК «СД и ДР «Бригантина» - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы являются: дифференциация, непрерывность и адресность.
Обязательным является ведение документации, журналов педагогической службы:
Протоколов педагогических советов
Протоколов медико - педагогических советов
Медико-педагогических консультаций (психолога в санатории нет)
Протоколов совещаний воспитателей при заведующем педагогической службой.
Протоколов аттестационной комиссии
Журнал «Руководство и контроль»
Журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда на рабочем месте.
Журнал учета бесед по технике безопасности для воспитанников.
Инструкции по технике безопасности.
Приказы, касающиеся педагогической службы, включая аттестацию.
Отчеты педагогов, система учета работы педагогов.
Мониторинг анкетирования детей, родителей.

Все журналы пронумерованы, прошиты, утверждены главным врачом, при наличие печати санатория.
Разработаны Должностные инструкции педагогических работников.
В наличие имеется тарификация и аттестация рабочих мест по СОУТ.
На каждого педагога заведена аттестационная папка. Имеются документы, подтверждающие прохождение курсовой переподготовки.
Материально-техническая база педагогического процесса пополняется и обновляется в соответствии с финансированием. Имеется игровой и спортивный инвентарь, костюмы, атрибуты, аудиоаппаратура для сопровождения досуговой деятельности детей.
Для проведения педагогической и культурно – массовой работы имеются:
1.Библиотека с книжным фондом 14756кн.
2. Клуб на 200 посадочных мест.
3. Спортивный зал.
4.Игровые комнаты для проведения занятий в осенне-зимнее время.
5.Волейбольная, баскетбольная площадки, теннисный корт, футбольное поле, детские игровые площадки в парке, уличные тренажеры.
Один раз в квартал пополняются игротеки экипажей, обновляется спорт – инвентарь.
Педагогический коллектив санатория продолжает работать над проблемой сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, создания условий для их личностного роста и совершенствования, работает над реализацией поставленной цели: формирование духовной и нравственной культуры детей на основе национальных народных традиций, формирование разносторонней гармонично развитой личности, способной к успешной жизнедеятельности в обществе.
Большинство отдыхающих составляют дети из Республики Крым – таким образом, национальный состав воспитанников, общность крымского менталитета способствует более глубокому взаимопониманию между педагогами и воспитанниками - соответственно, как показывает анкетирование отдыхающих, педагогические наблюдения, ежезаездный анализ воспитательной работы в отрядах, повышается результативность педагогического воздействия.
Психолого – педагогическая деятельность в санатории направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей с ослабленным здоровьем и использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий. Актуальность здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с детьми в условиях временного коллектива подтверждается как многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения, так и социально – экономическими условиями, влияющими на общее снижение здоровья нации. В своей работе педагоги санатория используют следующие здоровьесберегающие технологии: санитарно – гигиенические (создание оптимального функционирования оздоровительного учреждения); медико – профилактические и педагогические технологии (организационно – педагогические, психолого – педагогические, информационные, физкультурно – оздоровительные).
С целью формирования положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена, посредством просветительской работы, проводятся с воспитанниками и их родителями следующие мероприятия: беседы по технике безопасности (по предупреждению бытового и дорожного травматизма, пожаробезопасность, и др.); игровые и тренировочные ситуации по технике безопасности; праздники здоровья по различным темам; беседы и тренинги по профилактике вредных привычек; уроки здоровья. Все эти формы работы требуют от педагогов творческого подхода. С детьми проводятся разные занятия: беседы - инструктажи, оздоровительные минутки, деловые игры («Доктора природы», «Вопросы и ответы» и др.), открытые просмотры просветительских фильмов с последующим их обсуждением, вечера вопросов и ответов с участием медицинских специалистов. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. Оздоровительные минутки, проводимые воспитателями, это не только физические упражнения, но и «этюды для души» («Сотвори солнце в ладонях»). Задачи, которые ставят педагоги – дать знания, сформировать умения и навыки необходимые каждому ребенку для укрепления здоровья.
Занятия проводятся один – два раза в неделю. А практическое применение полученных знаний, то есть отработка навыков и формирование полезных привычек, происходит каждый день пребывания детей в санатории. Контроль и стимулирование их выполнения осуществлялся медицинским и педагогическим персоналом. Также на каждого воспитанника заведены «копилки полезных привычек». В своей работе педагоги ориентируются не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагоги учитывают, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Эффективность и уровень этой работы, и его результативность достигнута благодаря слаженной работе медико – педагогического коллектива, выполнению рекомендаций медицинского персонала, от единства требований, предъявляемых ребенку в условиях санатория. Взаимодействие педагогов и с медицинскими работниками производится в следующих формах: прямая (совместная разработка, организация и проведение занятий, подбор материалов, оформление папок и информационных стендов); косвенная (параллельный контроль над физическим здоровьем детей и за соблюдением правил ЗОЖ).
Главная задача педагогического коллектива санатория – создать условия для того, чтобы каждый воспитанник успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Все направления педагогической деятельности в санатории взаимосвязаны, но каждое из них имеет свои особенности и критерии. Системообразующими видами деятельности в воспитательной системе санатория являлись оздоровительная, досуговая, учебно – консультативная деятельность и жизнедеятельность первичных детских коллективов. Под оздоровительной деятельностью понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья воспитанников, режим отдыха в экологически благоприятной среде, формирование навыков здорового образа жизни, способствующих преодолению трудностей в общении и социально – психологической адаптации. Жизнедеятельность первичных детских коллективов является центральным звеном в воспитательной системе санатория. Именно здесь разрешаются основные трудности адаптации ребенка к новым для него условиям. Здесь он решает бытовые проблемы, выстраивает отношения со сверстниками и взрослыми. В организации жизнедеятельности первичных детских коллективах педагоги санатория используют приемы методики коллективного творческого воспитания.
Важное место в воспитательной системе санатория занимает учебно – консультативная деятельность. С этой целью в учреждении имеются учебные классы, где размещены парты, обеспечивающие смену динамичных поз, укомплектован дидактический материал, позволяющий осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения. Педагогами используются технологии развивающие внимание, память, тонкую моторику.
В процессе функционирования воспитательной системы санатория постоянно ведется поиск эффективных воспитательных технологий.
Особое внимание уделяется повышению теоретической и деловой квалификации педагогов. Педагоги участвуют в работе педагогических и медико – педагогических советов, в творческих группах по их подготовке, методических объединениях, которые сформированы по следующим актуальным проблемам: «Адаптация ребенка к условиям временного детского коллектива», «Оздоровление в ходе учебно – воспитательного процесса», «Актуальные формы и методы работы с временным детским коллективом», «Влияние деятельности санатория на адаптацию и реабилитацию детей с ослабленным здоровьем».
Методическое самообразование педагогов и непосредственно их участие в работе педсоветов, мед – педсоветов, семинаров, практикумах, способствуют нахождению приемлемых и интересных форм работы, повышению педмастерства. На оперативных совещаниях при зав.пед.частью обсуждаются вопросы ведения документации, организации двигательного режима, проблемы коррекции поведения детей в условиях санатория, особенности социально-педагогической работы с трудными детьми, вопросы воспитания здорового образа жизни, подготовка и проведение открытых мероприятий.
Заведующим педагогической частью проводятся обзоры новинок педагогической литературы.
Досуговая деятельность играет значительную роль в воспитательной системе санатория. Она направлена на обеспечение условий для личностного роста воспитанников, их самореализации в творческом процессе. Культурно-массовая работа планируется и проводится с учетом интересов и способностей детей, их возрастных и индивидуальных особенностей; она разнопланова по содержанию, разнообразна по формам и имеет целью разностороннее развитие воспитанников, активизацию их творческого потенциала, повышение уровня коммуникативной культуры, закрепление навыков коллективного взаимодействия. Планы культмассовой работы корректируются по инициативе органов детского самоуправления. Культмассовая работа складывается из тематических мероприятий к знаменательным датам народного и официального календарей, мероприятий, способствующих закреплению навыков здорового образа жизни, норм безопасной жизнедеятельности, а также конкурсов, викторин, театрализованной деятельности, танцевальных вечеров. Проводятся анимационные игры с целью облегчения и ускорения адаптации детей в санатории, повышения их коммуникативной компетентности.
В санатории созданы детские объединения по интересам различного профиля, работает редакция детской печатной газеты «Ветер странствий», организовываются экскурсии, просмотры кинофильмов, встречи с творческими коллективами театров. Для многих детей это является едва ли не единственной возможностью приобщения к искусству. Развитию у детей навыков совместной деятельности, творческого воображения, интереса к истории и мировой художественной культуре помогает игровая программа «Кругосветное плавание». В ходе заочного путешествия ребята знакомятся с историей российских и крымских городов, памятниками культуры разных стран и народов. Уроками прекрасного, праздником детской фантазии стала игровая программа «Театр и Время», участвуя в которой воспитанники пробуют себя в сценическом искусстве, в роли режиссеров, гримеров, костюмеров. Особенностями игровых программ является регламентация физических и психоэмоциональных нагрузок с учетом состояния детей, игра на свежем воздухе, театрализация. Большой интерес вызывают конкурсные программы и театрализованные представления с массовым участием детей (весь экипаж). Дети активно принимают участие в игровых мониторингах. Такая форма работы помогает педагогам определить направление деятельности в конкретном экипаже и санатории в целом с учетом потребностей детей.
Формы досуговой деятельности, которые в течение последних лет используются в санатории:
Квесты: «Страна здоровья», «Вечер в музее», «Фотокросс»;
Акции: «Напиши письмо ветерану», «Салют Победе», «Суд над сигаретой» и др.;
Игровые программы: «Ярмарка аттракционов», «Полуостров сокровищ», «Мисс Очаровашка» «Бременские музыканты», «Ромашка», «Там на неведомых дорожках» и др.;
Театрализованные представления: «Праздник Нептуна», «Летописи великого старца», «Вечер литературных героев», «Факел надежды», «Этот удивительный Крым» и др.;
Спортивно-развлекательные программы: «Зов джунглей», «Спортивная парочка», «Спортивный поезд», «Веселые старты», «Сказочная эстафета».
Конкурсные программы: «Мисс и Мистер», «Морской бой», «Рыцарский турнир», «В единстве - сила» и др.;
Тренинги, ролевые игры, занятия;
Выставки детского творчества;
Трудовые десанты, беседы: «Труд красит человека», «Каждой вещи – свое место!», «Чистота – залог здоровья», «Быть или не быть…» и др.;
Тематические вечера и концерты: «Виват, Россия!», «Мы Вас помним…» и др.;
Проектная деятельность: «Птицы Крыма», «Растим патриотов России», «Проблемы сквернословия среди подрастающего поколения», выпуск санаторной газеты «Ветер странствий» и др.
Наиболее яркими, удачными следует считать: театрализованные представления «Пиратская вечеринка», «У Лукоморья… », игра-путешествие «Кто ты, сказочный народ», конкурсные программы «Состязания индейских племен», «Ромашка», «Юный экономист», спортивные состязания «Тропа здоровья» «Богатырские забавы», «Бой-Гел-Шоу», «Ярмарка идей», музыкальный фестиваль «На стыке эпох», тематические выставки рисунков и поделок.
Экскурсионная программа позволяет воспитанникам посетить краеведческий музей, дельфинарий, аквариум, Международный детский театральный комплекс «Золотой ключик», осуществить экскурсии по городу. В течение года проводятся выставки и конкурсы творческих работ воспитанников, ежезаездно выходит печатная газета – орган детского самоуправления. Ведется фотолетопись жизни воспитанников в санатории, обновляются материалы санаторного сайта.
Положительно зарекомендовали себя игровые, интерактивные формы воспитательных мероприятий, использованные для педагогической коррекции воспитанников, создания условий для проявления детских талантов, инициативы, формирования творческой личности. Хорошие результаты дала работа, направленная на формирование защищенного и конструктивного поведения детей и подростков в современном мире. Существенно сократилось число нарушений дисциплины и лечебного режима, проявлений асоциального поведения, хотя педагогические усилия по закреплению у воспитанников норм безопасной жизнедеятельности следует признать недостаточно эффективными.
Проводится работа по повышению теоретического уровня и профессиональной подготовки педагогов: ознакомление с нормативными документами и научно-методической литературой. Воспитатели принимают активное участие в работе педсоветов, методического объединения, занимаются самообразованием в соответствии с индивидуальными планами развития профессиональной компетентности в межаттестационный период. Педагоги санатория являются активными участниками Форума «Педагоги России: инновации в образовании» посещают семинары и образовательные сессии.
Проводятся запланированные и внеплановые педсоветы, заседания методического объединения воспитателей, семинары-практикумы, медико-педагогические консультации, совещания при завпедчастью. План медицинско-педагогических советов выполняется.
Систематически осуществляется контроль состояния воспитательно-образовательного процесса в соответствии с планом.
Работа с родителями осуществляется путем индивидуальных консультаций, проведения ежезаездного Дня открытых дверей, оформления тематических папок для родителей в каждом отряде.
Большой шаг педколлектив сделал по овладению информационно – коммуникационными технологиями.
Активно идет работа по совершенствованию электронных портфолио, открытие сайтов педагогов.
В санатории активно работает библиотека с книжным фондом 14756 кн. Работа библиотеки определяется утвержденным годовым планом.
Воспитательная система санатория имеет ряд особенностей, среди которых главные: цикличность заездов, контингент воспитанников, складывающийся из часто болеющих детей с пульмонологической и офтальмологической патологией, социальный состав воспитанников (часто это дети из неполных, многодетных семей, социальных приютов) и, как следствие этого, с несформированностью коммуникативных навыков, неуспешностью в учении, низкой адаптивностью. Педагогический состав санатория, анализируя причины возникновения тех или иных нарушений физического и духовного здоровья детей, постоянно убеждается в том, что ребенок, находясь в условиях социально – педагогического «голода», чаще подвергается опасности хронизации острых заболеваний. Опыт работы учреждения доказывает, что эффективность лечебно – восстановительного процесса напрямую зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок. Социально – педагогическая реабилитация не только благоприятствует медицинской реабилитации, но и сама зачастую является пусковым механизмом коррекции физического здоровья детей. Исходя из этого идея приоритетности социально – педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем становится первостепенной; она является основой в построении воспитательной системы санатория.
Проблемы, с которыми сталкивается педколлектив во время учебно-воспитательного процесса.
В развитии воспитательной системы санатория есть трудности и противоречия, которые определяются особенностями его работы. Неоднородный социальный состав воспитанников затрудняет адаптацию детей, если одновременно в первичном детском коллективе взаимодействуют дети из благополучных, материально обеспеченных семей и дети из асоциальных семей, воспитанники детских домов, социальных приютов.
Проблемы, с которыми сталкивается педколлектив во время учебно-воспитательного процесса это - недостаточное бюджетное финансирование для осуществления воспитательно-образовательного процесса, отсутствие школы в санатории, а также отсутствие психолога и педагогов дополнительного образования.
Проблемы, требующие поддержки:
Укрепление материально – технической базы;
Приобретение компьютеров, LED-телевизоров и периферийных устройств для ПК.
Анализ воспитательной работы, проводимый по отрядам в конце каждого заезда, свидетельствует, что воспитанники, за редким исключением, хорошо адаптируются к условиям санатория, временный детский коллектив формируеттся успешно, педагогические задачи были в основном решены, цели достигнуты. Все избранные пути и формы оздоровления и воспитания детей, тесное сотрудничество педагогов и медиков дают возможность улучшить и укрепить здоровье часто болеющих детей. Дети и родители положительно отзываются о результатах медицинской, социально – педагогической и психологической реабилитации; постоянно увеличивается число детей, которые приезжают в санаторий второй, третий раз.
Задачи педагогического коллектива:
- обеспечить воспитанникам возможность сохранить и укрепить здоровье за период их пребывания в санатории;
- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни, основы экологической культуры;
- создать условия для реализации творческого потенциала воспитанников в игровой, продуктивной, общественно полезной деятельности в условиях временного детского коллектива;
- развивать у детей способность делать осознанный нравственный выбор в соответствии с совестью, нести ответственность за свои поступки;
- формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, активную жизненную позицию, умение сотрудничать с окружающими в решении личностно и общественно значимых проблем на основе взаимного уважения и взаимопомощи;
- содействовать усвоению воспитанниками семейных, культурно-исторических и этнических ценностей и традиций, норм поведения в обществе;
- формировать у воспитанников целостное мировоззрение, расширять кругозор детей, формировать творческое, уважительное отношение к труду, эстетические потребности и чувства;
- укреплять у каждого ребенка положительную Я-концепцию, стремление к самосовершенствованию, жизненный оптимизм;
- способствовать ускорению и облегчению адаптации детей в условиях временного детского коллектива в период санаторно-курортного лечения;
- осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, а также нормативно развивающимся детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации либо испытывающим проблемы в процессе социализации.
Заведующий педагогической частью
ГБУ РК «СД и ДР «Бригантина»
Кривицкая С.А.