Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как средство формирования универсальных учебных компетенций



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 ГО «Город ЯКУТСК»
677005 г. Якутск, ул. Стадухина, 78 тел/факс 32-43-99














Индивидуальный план самообразования







Составитель:
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ №29 г. Якутска
Антонова Элеонора Ивановна















Образование: высшее, закончила исторический факультет Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова по специальности – историк, преподаватель истории

Квалификационная категория – первая.

Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как средство формирования универсальных учебных компетенций»

Работа над темой начата в 2015 году
Предполагается закончить работу над темой в 2017 году.

Цели и задачи:

развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развитии критического мышления; 
формирование самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; 
использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению; 
сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества");
повышение своего методического уровня;
написание магистерской работы по теме «Проектная деятельность на уроках истории».

Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию;
повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием;
защита магистерской работы по теме «Проектная деятельность на уроках истории».

 
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:
 
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации




Профессиональное
1. Изучить новые программы и учебники, закон «Об образовании в РФ» 2012 года уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с особенностями проектного метода обучения через предметные издания и Интернет
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории (+ ФГОС)
2015- 2016

регулярно




Психолого-педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
 

регулярно


Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания
3. Принимать активное участие в работе городского МО учителей истории и обществознания
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах
5. Изучать опыт работы других учителей. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности
8. Публиковать лучшие методические разработки
9. Делиться свои педагогическим опытом
 
регулярно



регулярно


регулярно


ежегодно
 
регулярно

регулярно
2015-2017



Информационно-технологические технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс
2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике
3. Мастер-класс «Применение проектной деятельности на уроках истории»
4. Обмен методикой на зарегистрированных сайтах
регулярно


регулярно

2015-2017


Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
регулярно

регулярно


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность


Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2015-2017
1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании городского МО учителей истории и обществознания
3.Изучение литературы



Прогностический
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов.



2016
1.Выступление на заседании школьного МО учителей истории и обществознания по темам:
«Определение уровня гуманитарных знаний выпускников средних школ»;
«Способы и методы повышения качества обученности»



Практический
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
4. ЕГЭ.
-Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ.
- Разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать историческое сочинение »

2016-2017
1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС».
2.Открытые уроки на муниципальном уровне.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.




Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.


2016-2017
1.Выступление на заседании городского МО учителей истории и обществознания
2.Участие и результаты на городских олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Консультативная помощь учителям и учащимся. 



Внедренческий


Распространение опыта работы.


2017
1.Защита магистерской работы
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте и зарегистрированных сайтах
3. Публикация в научной печати



ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме:
Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
Дитрих Я. Проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.
Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.
Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.
Каганов Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.
Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.
Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976.
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ
Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. М., 2001.
В.В. Игнатьев и М.В, Крупенина На путях к методу проектов / Сборник 1930.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов. /Информатика и образование. Международны специальный журнал: Технологическое образование. 1996.
Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.-Петербург, 1995.
Познание и проектирование (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. - 1985 - №6.
Полат Е.С. Типология телекомму6никационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.
Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии. - 1984. - №10
Сазонов Б.В. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.
Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы Ир проектирование. - СПБ., 1998.
Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры //Вопросы философии. - 1985. - № 10
Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.
Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. - М., 1973.
Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.


Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам применения проектной деятельности.
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных метод обучения.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей по применению проектной деятельности.
Участие в заседаниях городского МО, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты, монографии), публикации;
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Предполагаемые результаты самообразования

Повысить качество преподавания предмета до 70%.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести открытые уроки по инновационным технологиям.
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном и школьном сайтах.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Адрес школьного сайта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Адрес персонального сайта: www.infourok.ru/антонова-элеонора-ивановна
e-mail: elyaka-29@mail.ru




15