Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС (Из опыта работы)


Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС



МБОУ»Хованщинская СОШ» Рузаевский муниципальный район Республики Мордовия


Учитель технологии Редин А.И. МБОУ »Хованщинская СОШ» Республика Мордовия
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС
Лучший способ избавиться от
проблемы- это решить ее.
Главной целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной личности . В Хованщинской средней общеобразовательной школе Рузаевского муниципального района Республики Мордовия работаю более 30 лет , технический труд преподаю - 26 лет . Ни для кого не секрет, что личность педагога, его способность устанавливать контакт с учеником, могут сказаться на состоянии комфорта учащегося на уроке и на его учебной деятельности. А возможности самого педагога в плане информационной грамотности, его мобильности, гибкости мышления позволяют заинтересовать, повести за собой. Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача повышения качества обучения учащихся, развитие и воспитание конкурентоспособного ученика, имеющего твердую позицию относительно своего профессионального становления. Я считаю, что без создания психологического комфорта для учащихся на уроке, без использования инновационных технологий добиться этого трудно. То есть на каждом уроке и на каждом внеурочном мероприятии по предмету я стараюсь создавать условия для развития ученика . Основная цель моего подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода я стараюсь почти на каждом уроке реализовать метод проектов. 
Проектная работа в рамках образовательной деятельности технология есть особое результативное действие, которое даёт ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей на уроке самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проекта на моих уроках предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- развития умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. О чем свидетельствуют работы учащихся на уроках . Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Я стараюсь организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии.
В мою обязанность на уроках входит формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами , материалами. Рассказываю детям о производстве и происхождении того или иного материала , краткую историческую справку довожу до каждого , чтобы учащиеся знали: зачем, для чего , почему , откуда? Рассказываю детям о трудовых традициях, династиях , о трудовой деятельности человека . Природные материалы, собранные самими ребятами в лесу и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомят детей с видами профессиональной деятельности человека. А главное — знакомство это происходит через практическую деятельность. Еще одной важной особенностью является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. В городских школах можно где-то приобрести в магазинах, есть спонсоры, а в сельской школе нужно самим изыскивать возможность находить , использовать отходы, лесные материалы. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, что можно сделать с того или иного материала , анализ готового изделия, построение плана работы, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т.е. приемов работы от замысла до презентации поделки. Проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.
   Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
   На первом этапе они проводят мини -маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
   На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда . На заключительном этапе проводят контроль и испытание изделия, при необходимости корректируют технологическую документацию, оформляют пояснительную записку с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводят защиту проекта. Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.    Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты.   Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 8-9 классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты, дизайнерские и экономические проекты. Мои ученики работают над проектом »Стул», «Скворечник» , Скалка», «Подсвечник», «Мялка» «Ваза», «Деревянная ложка», «Разделочная доска», «Полочка для кухни», «Дом из спичек», «Подставки для цветов « и т.д. .
Я уже много лет использую в своей работе метод проекта, как на уроке, так и во внеурочной деятельности .Веду кружковую работу с учащимися 1-11 классов. «Юный художник» и «Умелые руки» . Работы учащихся участвуют на школьных и муниципальных выставках, конкурсах. Работа в кружках позволяет создать атмосферу поисково-исследовательской деятельности, творческой состязательности, востребованности результатов. На данный момент вытачиваем на токарном станке сувениры к Чемпионату мира по футболу - 2018 «Мордовские матрешки». Работая в малокомплектной школе, создаю условия для дифференцированного, индивидуального подхода к каждому учащемуся с учетом сохранения единого образовательного пространства.
Выполнение проекта может укладываться в один час, несколько часов (уроков) учебного времени, в месяцы. Если проект требует большой занятости по времени, то занимаемся его выполнением во внеурочное время.
В нашей школе учителя начальных классов Дёрина Валентина Михайловна и Макеева Маргарита Юрьевна используют метод проекта на уроках технологии с первого класса, работая проектной деятельностью. Поэтому мне, на занятиях кружка с учащимися начальных классов , где каждый из детей может проявить творческую самостоятельность, взаимопомощь, научиться работать в группе , решать поставленную проблему , опираясь на полученные знания, проявить свои коммуникативные умения (общаться, уступать, считаться с мнением ребят группы , спрашивать, уточнять, предлагать свои решения), работать легко. А на уроках они уже знают , что предполагает проектная деятельность.
Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету; даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности.
Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся – применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение работать в команде, воспитывает чувство толерантности, ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию. Формируя интерес к предмету, я стараюсь приобщать учащихся к активному получению технических знаний и трудовых умений, что в дальнейшем дает им широкую возможность в овладении инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности. Для этого применяю новые педагогические технологии , факторы создания комфортности обучения.
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и школы ,конкретный учебный материал отбираю с учетом желаний учащихся. Это определяется требованием времени . Что такое сегодняшний день – это постоянные изменения. Завтра скорость и количество изменений станет еще больше. Чтобы уверенно чувствовать себя в современном мире, чтобы обеспечивать эффективность и качество своей жизнедеятельности  необходимо владеть инструментами управления изменениями. Применяя на уроках проектный метод, мы моделируем будущую трудовую деятельность ученика. Ведь проработав в коллективе, знание приемов креативного мышления (мозговой штурм , метод фокальных объектов и др.), умение собирать, анализировать и формировать материал в проектную документацию, а также презентация своего продукта, поможет ученику в будущем писать курсовые и дипломные работы, презентовать свои идеи , быть творческим работником или стать организатором своего бизнеса .
Проектные работы учащихся МБОУ«Хованщинская СОШ» Рузаевского р-на РМ
Учитель технологии Редин А.И.

В школьной учебной мастерской учащиеся 9 класса и учитель Редин А.И.

   Педагогика сотрудничества , когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.
  

За работой Максим Лаврентьев

Работа над проектами «Подставка под цветы»выполняет Андрей Порваткин и «Подсвечник» Максим Лаврентьев .
Проектные работы учащихся

Например, работа над проектом «Разделочная доска» для себя ребята открывали знания о том, для чего нужны разделочные доски, какие бывают виды разделочных досок, из какого материала сделать разделочную доску, и какова последовательность её изготовления.  Получилось изготовить красивые доски из дерева, применяя различные изменения свойств и параметров. Ребята использовали лаки, краски ,выжигали различные фигурки рыб, зверей и т.д
Работа над проектом «Стул с декоративными ножками» Паниев Лев ученик 9 класса

Выпиливание лобзиком

Технологическая карта выполнения скалки
1 Выбрать заготовку с учетом припусков на обработку (5050 550 мм) и отпилить ее по длине
Верстак, линейка,
карандаш,
угольник,
ножовка,
2 Разметить центры на торцах заготовки и высверлить отверстия 8 мм на глубину 8 мм3822702336801858645109855

Верстак, линейка,
карандаш, шило,
сверло, коловорот
3 Сострогать ребра

487045-833120 Верстак, рубанок, шаблон
4 Сделать пропил на торце заготовки для трезубца
60134581280
Верстак, ножовка
5
Закрепить заготовку на токарном станке и установить подручник

Киянка, гаечный ключ
1 2 3 4
6 Обточить заготовку до 42 мм по всей длине (черновое точение)
382270224155 Токарный
станок,
полукруглая
стамеска,
линейка,
штангенциркуль
7 Обточить заготовку до 40 мм по всей длине (чистовое точение)

267970-706755 Токарный станок, косая стамеска, линейка, штангенциркуль
8 Разметить заготовку по длине.
Токарный станок, линейка, карандаш
9 Обточить заготовку до 32 мм на длине 95 ммС обеих сторон Токарный
станок,
полукруглая
и косая
стамески,
линейка,
штангенциркуль
10 Обточить заготовку до 25 мм на длине 92 мм с обеих сторон под конус согласно чертежу Токарный
станок,
полукруглая
и косая стамески,
линейка,
штангенциркуль
1.1 Снять фаски, закруглить торцы Токарный
станок,
косая
стамеска,
линейка
1.2 Отшлифовать поверхность заготовки Токарный станок, шлифовальная шкурка
1.3 Снять заготовку и отпилить припуски
Токарный
станок, гаечный
ключ, ножовка,
1 Отшлифовать торцы, ВЫЖИГАТЬ РУЧКИ 4965705080 Верстак, шлифовальная шкурка, ФАНЕРА
1 Ручки покрыть лаком в три слоя Масляный лак, кисть

Исследование и анализ
Для изготовления скалки нужно взять во внимание следующие факторы:

Процесс работы над проектом.
Организационно–аналитическая стадия.
 Поиск проблемы. Выбор и обоснование проекта.
 Анализ предстоящей деятельности.
 Выбор идей, вариантов, альтернатив.
 Выбор оптимального варианта конструкции.
 Подбор материалов.
 Планирование технологического процесса.
 Разработка технологической документации.
 Организация рабочего места.
Технологически – операционная стадия.
 Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом.
 Самоконтроль своей деятельности.
 Соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
Заключительно – синтетическая стадия.
1. Контроль и испытание изделия.
2. Корректирование документации.
3. Экономико-экологическое обоснование.
4. Маркетинговые исследования.
5. Самоанализ достоинств и недостатков проекта.
6.Защита проекта.


Подготовка  заготовки для точения . Работу выполняет ученик 9 класса Лев Паниев
Прежде чем начать точение, необходимо тщательно изучить чертеж и карту обработки изделия.  




Подготовка материала для работы. Нахождение центра.

Подготовка материала для работы. Нахождение центра.

Закрепление заготовки

За токарным станком работает Лев Паниев .Черновая обработка древесины

Разметка ручек


Вытачивание ручек

Завершающая стадия Вытачивание ручек
Выжигание рисунка

Выжечь рисунок на ручках скалки. Для этого на ручках делает небольшие риски. Устанавливает на место рисок кусок фанеры и надавливает на изделие , при трении фанеры с древесиной происходит выжигание рисунка .

.
После того как изделие выточено, приступает к отделке. Отделку производит с помощью шлифовальной шкурки . Шкурку пропускает вокруг скалки и держит руками за оба конца слегка натягивая на себя.

Отпиливает припуски и зачищает торцы скалки шлифовальной шкуркой .Нанесение отделочных покрытий на скалку
Изменения поверхности изделия происходят в момент выжигания краев ручки и нанесением лака на поверхность изделия.

Простота
Легкость
Эстетичность

Требования к конструкции конструкции
Экологическая безопасность безопасность

1.Делает экономический расчет материальных затрат на изделие. 2.Определяет стоимость материалов необходимых для изготовления скалки.
А) Определяет стоимость древесины, лака. При изготовлении деталей скалки была израсходована электроэнергия б)Общие затраты на изготовление скалки в) Самооценка изделия