Конспект классного часа о правах и обязанностях ученика и учителя.


Классный час «Права и обязанности в школьном государстве»
Цели: через знакомство с правами и обязанностями ученика и учителя воспитывать правовую культуру учащихся; воспитывать уважение к правам других.
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
2. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
3. Формировать уважительное отношение к правам других людей.
4. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Ход классного часа
- В любом государстве есть свои законы. В законах закреплены наши с вами права и обязанности. Но права и обязанности есть не только в государстве, но и в организациях, малых группах, и в обществе в целом. В нашей школе также есть права и обязанности, которым следуют все участники образовательного процесса. Именно об этом мы с Вами сегодня и поговорим.
- Но для начала я бы хотела, чтобы Вы познакомились с правами и обязанностями школьников разных стран, а затем мы с Вами сравним их с правами и обязанностями учащихся в России. Сейчас я предлагаю Вам разделиться на группы.
Класс делится на 4-5 групп.
Учитель вызывает по одному представителю от группы, дает вытянуть листочек с интересным фактом о правилах поведения в школе в разных странах. Представитель от группы зачитывает факт.
Школы в Великобритании
Чиновники Великобритании запретили детям 11-18 лет использовать сленг в школах. Даже «привет»/ «пока» дети должны заменить официальными «доброе утро»/ «до свидания». Под запретом и все разговорные сокращения. Власти считают допустимым в школах только литературный, стандартный английский язык. Обоснования таким требованиям просты – стремление улучшить культуру речи и расширить словарный запас школьников. Чиновники уверяют, что это повысит шансы детей на трудоустройство и развитие карьеры в будущем.
Школы во Франции
Школы во Франции удивят вам своей ярко выраженной национальной окраской. Первые школы для деток – это «материнские школы», в которых к общему начальному образованию готовят уже с 2-3 лет. С детьми работают и педагоги, и психологи. В 5 лет все дети обучаются чтению в обязательном порядке. Начальная школа во Франции длится 5 лет. Потом 4 года дети учатся в коллеже. А затем 2-3 года – в лицее или старшей школе. На третьей ступени обучения уже выбирается специализация дальнейшего образования. Лицей во Франции заканчивают только 80% школьников из-за сложностей обучения в нем. Школы во Франции – одни из лучших образовательных учреждений в Европе.
Школы во Вьетнаме
Вьетнамские школы и даже детские сады Хошимина теперь радуют детей и их родителей нововведенной йогой. Занятия начинаются с позы лотоса, а преподаватель рассказывает мудрые притчи. За день школьники и детсадовцы получают около часа занятий йоги. Возможно увеличить временную продолжительность йоги, выбрав еще и внеклассные урок йоги. Специалисты сферы образования и спорта убеждены, что йога позитивно влияет на достижение учебных целей школьниками, снимает тревожность и повышает концентрацию детей. Родители же счастливы, что дети меньше стали «зависать» в он-лайне.
Японские школы
Учебный процесс в Японии начинается в апреле месяце, который разделен на триместры. Первый оканчивается 20 июля, по окончании которого школьник идут на каникулы. Второй длится с 1 сентября по последние числа декабря. Третий протекает с января по март. В момент весенних каникул, которые длятся одну неделю, происходит переход из одного класса в следующий класс.
В Японии профессия учитель изначально была мужской и потому в настоящее время женщин преподавателей намного меньше, чем мужчин.
В японских школах в основном отсутствуют столовые, учащиеся обедают непосредственно в классе.
Школы Чехии
В Чехии у школьников бывают летние и зимние каникулы, летом они длятся два месяца.
В школах Чехии присутствует пятибалльная система оценок, где оценка 5 является наихудшей отметкой, а оценка 1 – наилучшей.
Многие чешские учителя обучают нескольким предметам, к примеру, один преподаватель может вести химию и физкультуру.
Кубинские школы
Учащиеся кубинских школ, старшеклассники, уже осваивают профессии, а городских школьников привлекают на несколько недель на сельскохозяйственные работы.
Школы Швеции
В Швеции директор школы имеет право самостоятельно перевести одаренного ученика на класс выше, но при этом необходимо разрешение родителей.
Школы Китая
В китайских университетах продолжительность учебной пары составляет 40 минут.
В Китае школьники на зимних каникулах отдыхают с конца декабря по февраль, пока длится Новый год.
Ирландские школы
Обязательным посещением школы является у детей возрастом от 6 до 15 лет в Ирландии, а вот у студентов посещаемость свободная.
Норвежские школы
В норвежских школах ученики поделены на возрастные группы – начальные, подростки возрастом 14 лет и 18-летние.
В школах Норвегии учащимся не ставят оценки до восьмого класса.
Обсуждение полученной информации.
- Любой закон, правило или обязанность обязательно прописывается в определенном документе. А какие документы, в которых прописаны наши права и обязанности, вы знаете? (УК, ГК, СК, ТК, уставы и т.д.)
- Приходилось ли вам когда-нибудь сталкиваться с этими документами в жизни? А где вы можете с ними встретиться? (ответы)
- А как называется документ, который определяет ваши права и обязанности в школе? (Устав школы)
- А можно ли Устав школы назвать законом? (Да)
- Давайте подумаем, если Устав – закон, то как мы можем назвать нашу школу? (Государство)
- И сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли законотворцев нашего школьного государства.
- Все законы начинаются с описания прав гражданина. А кто является гражданами нашего школьного государства? (учителя и ученики)
- А какие права, по-вашему, могут быть у учеников и учителей?
Группам дается задание в течении 3-5 минут обсудить права учителя и ученика. По истечении времени группы должны назвать три самых важных права, как ученика, так и учителя, на их взгляд. Учитель делит доску на две части и записывает высказывания групп. Затем идет обсуждение и отбор трех прав.
- Ребята, а может быть так, что права одного человека нарушают интересы другого? (ответы)
- А что тогда делать? (ответы)
- А теперь давайте сформулируем обязанности граждан нашего школьного государства.
Группам дается задание в течении 3-5 минут обсудить обязанности учителя и ученика. По истечении времени группы должны назвать три самых важных обязанности, как ученика, так и учителя, на их взгляд. Учитель делит доску на две части и записывает высказывания групп. Затем идет обсуждение и отбор трех обязанностей.
- Мы с вами выделили самые важные права и обязанности наших граждан. А теперь я предлагаю каждой группе оформить полученные нами права и обязанности на бумаге. Оформить их можно в виде стенгазеты, памятки или буклета.
Группы начинают работу на уроке, а продолжить ее могут дома.
- Я думаю, что из сегодняшней нашей встречи вы поняли, что права и обязанности ученика и учителя очень важная вещь! Права и обязанности выступают как две неразделимые категории диалектического единства. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.