Презентация Система реализации внеурочной деятельности через УМК Е.Н.Дзятковской «Учусь учиться»


С.Л. Трифонова
учитель начальных классов
МОУСОШ № 8
Система реализации внеурочной деятельности во взаимодействии с «Программой по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»
Забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственноеразвитие, прочность знаний, вера всвои силы…В. А. Сухомлинский.
Слайд 1-2. Тема моего выступления- система реализации внеурочной деятельности во взаимодействии с « программой по формированию экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни.»
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования  и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. 
Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ОУ и семье.Слайд №3. Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые.
В школе сложилась система работы в данном направлении, которая обеспечена следующими документами.
С 2009 года действует программа развития « Школа гражданского становления личности» в рамках реализации данной программы разработаны и действуют подпрограммы- непрерывного экологического образования «Культуры здоровья».
С 2009 г. Школа является ОЭР площадкой ИСМО РАО «Образование в области экологии и здоровья» национальный региональный компонент.
С 2011 года работа в нач.школе ведется по ООП НОО разработанной в соответствии с ФГОС ( 2 поколения) структурным элементом которой является « программа экологической культуры ,здорового, безопасного образа жизни»
Слайд №4. Работа по формированию здорового и безопасного образа жизни строится через создания экологического пространства и работа в данном направлении строится путем создания условий организационной, адаптивной, развивающей , оздоравливающей среды.
Слайд №5. Современная школа готовит детей к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья, научить ориентироваться в информационном пространстве, добывать необходимые знания, т.е. учиться всю жизнь. Таким образом ключевым звеном в реализации экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является УМК Е.Н.Дзятковской «Учусь учиться», экспериментальной площадкой которого наша школа является третий год.
Обучение ведется по программе « Экология, здоровье ,безопасность жизни реализуется через УМК « Учусь учиться».
Программа курса, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение, воспитательная направленность проводимых занятий, связана с развитием у детей основ экологической ответственности. В 1 классе входит как структурный компонент в программу «экология здоровья, безопасного образа жизни ООП НОО ; реализуется в рамках эксперимента во 2-4 классах, обеспечивая преемственность этой работы. Все разделы основаны на системнодеятельностном подходе и соответствуют ФГОСам.
Слайд №6 Одним из основополагающих компонентов здоровьесберегающей организации УВП является формирование у учащихся культуры собственного здоровья. Работа по обогощению учащихся валеологическими знаниями начинается в начальной школе, продолжается как в урочное, так и во внеурочное время и в среднем, и старшем звеньях. В данной программе существует преемственность между ступенями образования: начальная школа, среднее звено, старшие классы.
Слайд №7 На данном слайде представлена структура программы.
Слайд №8 Далее на слайде представлен учебно-методический комплект.
Слайд №9-10-11-12. Результативность
Слайд №13. С 1 сентября 2011 года начальная школа в России перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), в которых было введено понятие «внеурочная деятельность». Теперь время после уроков стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, ведущегося в российских школах. ( на слайде)
Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы. 
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:
- Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
- Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
На занятиях можно использовать следующие формы работы:
- Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);
- Беседы, доклады, экологические праздники;
- Проекты, исследовательские работы;
- Экскурсии в природу;
Вывод. На основании вышеизложенного, хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не только через данный УМК ,а через систему внеурочных занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
Слайд №14 В настоящее время как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. Учащихся следует грамотно подвести к тому, чтобы они сами для себя смогли вывести одно из основных жизненных правил: «Ты успешен тогда, когда ты здоров и ведёшь здоровый образ жизни».
В школе была разработана определённая система культуры по здоровьесбережению обучающихся.
У себя в школе мы постарались обеспечить рациональный двигательный режим в учебное время, организуя учебный процесс в рамках трех часов физической культуры (еще с прошлого года), используя физкультминутки, физкультпаузы, гимнастику для глаз, упражнения для профилактики простудных заболеваний, подвижные перемены; проводим дни здоровья, школьный конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья»,
Хочется отметить хорошую работу классных руководителей по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.
Вывод: следует продолжить работу в данном направлении, опираясь на современные требования к образовательной программе, т.к. проблема физической подготовленности детей, недостаточном количестве знаний о сохранении и укреплении здоровья, а так же двигательной активности современных школьников по-прежнему актуальна. 
Слайд №15-16-17 (фото) Предлагаю посмотреть слайды внеурочной деятельности и занятий
« Учусь учиться».
Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе формирования навыков ЗОЖ ,знакомства детей с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы с детьми. Это заложено в ФГОС.