Статья Дополнительное образование как средство содействия построения карьерных траекторий молодежи

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОДЕЙСТВИЯ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРНЫХ ТРАЕКТОРИЙ МОЛОДЕЖИ

И.В. Турбина
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

В современной системе образования существующий ранее принцип «Образование на всю жизнь» заменяется более актуальным «Образование через всю жизнь».
Постепенно осознается необходимость даже состоявшемуся специалисту коренным образом обновлять знания и менять сферу профессиональной деятельности несколько раз на протяжении всей жизни. Образование через всю жизнь - возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях. Система получения знаний, функционирующая на различных уровнях, позволяет каждому человеку выбирать те направления подготовки, которые ему необходимы на данном жизненном этапе.
Квалификация, приобретенная работником, должна постоянно проводиться в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доводиться до уровня, требуемого для работы по новой профессии, соответствовать новому виду трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было. В современном обществе социально-профессиональная траектория все чаще зависит от полученных знаний, навыков, компетенций, квалификаций, способности адаптироваться быстро к изменениям в социуме.
Система дополнительного профессионального образования своевременно и адекватно реагирует на изменения рынка труда, позволяет лояльно и в нужное время получать нужные профессиональные компетенции. В этой ситуации формирование дополнительного профессионального образования (ДПО) с целью подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров является первостепенной задачей.
Если работник имеет конкурентоспособные преимущества, то в условиях современного развития рыночной экономики дается возможность успешности не только ему, но и всей стране в целом. Требования рынка труда, которые предъявляет время к потенциальным наемникам, становиться более сложные, заставляют молодых специалистов получать дополнительное профессиональное образование, которое направлено на углубление полученных в процессе обучения в вузе навыков и специализацию.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 01.09.2013 года, устанавливает новые законодательные подходы к ДПО. Согласно положениям закона, ДПО является важным инструментом, который позволяет повысить возможности профессиональной деятельности граждан, а значит, приведет к улучшению производительности труда и экономики всей страны.
Кроме того, образование является залогом конкурентоспособности гражданина на рынке труда, и оно не завершается с окончанием того или иного учебного заведения, дающего лишь базу для непрерывного развития профессиональных навыков. Непрерывн
·ое образование или обучение на протяжении всей жизни – это система, позволяющая раскрыть индивидуальные особенности обучающихся, развит на их основе профессионально-важные качества и сформировать определенные профессиональные компетенции, эффективная реализация которой возможна через систему ДПО.
Высокая неопределенность рынка труда, существенное изменение содержания профессиональной деятельности, а также все более усложняющееся самостоятельное трудоустройство выпускников формирует новые требования к характеристикам современных компетенций современных специалистов, которые закладываются в основу программ дополнительного профессионального образования, реализующихся в системе ДПО.
В свое время, ДПО предполагает не только профессиональное развитие, но и прививает творческое воображение, формирует самостоятельность мышления личности – факторы, которые оказывают непосредственное влияние на конкурентоспособность специалиста.
Профессиональное и творческое развитие дает возможность молодым специалистам построить адекватную образовательную траекторию. Благодаря ДПО, на первый план выходит главный принцип системы непрерывного образования, который можно сформулировать следующим образом: образование – это залог дальнейшей конкурентоспособности на рынке труда; оно не завершается по окончании того или иного учебного заведения. Учебное заведение дает лишь базу для дальнейшего развития специалиста, а ДПО обеспечивает получение квалификаций, подготовка по которым не предусмотрена основными образовательными программами в течение всех карьерных этапов. Многообразие дополнительных квалификаций обеспечивает выбор наиболее интересной и востребованной, содействует обеспечению профессиональной мобильности и социальной защищенности специалистов.
Столкнувшись с необходимостью планирования карьеры, построения жизненных планов и установок, многие молодые специалисты приходят к выводу о важности активных действий по адаптации имеющихся знаний и опыта к новым условиям, о необходимости переобучения, получения новой квалификации, позволяющей интегрироваться в новое профессиональное пространство, развивать креативность и психологическую устойчивость. Повышение уровня образования, приращение запаса знаний, навыков, способностей и мотоваций человека сопровождается восхождением молодежи по ступеням социально-профессионального статуса.
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Эксмо, 2014. – 208 с.
Дьяконов С., Иванов В. Дополнительное образование – новые возможности// Высшее образование в России, №2, 2008
Манухина, С.Ю., Торубаров В.В. Роль непрерывного образования в формировании у молодежи адекватных образовательно-карьерных траекторий// Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 2014, № 3, С.32-37.

15