Презентация из опыта работы Проектная деятельность как условие развития образовательных компетентностей учащихся в контексте ФГОС


ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ. Из опыта работы учителя биологии:Комаровой Галины Ивановны. Программа развития УУД направлена на создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся. Методология проектирования программы развития УУД основана на принципиальном отличии образовательных стандартов второго поколения, ориентированных на результаты образования, где понимание сущности образовательного результата зависит от парадигмы образования. В отечественной психологической и педагогической науках глубоко разработана деятельная парадигма образования. В этом случае целью образования является развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями и навыками, а также компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, само-образованию и самоопределению. Достижению поставленных целей и результатов в моей педагогической практике способствует интерактивное обучение, где ведущее место занимает метод проектов. Для обеспечения комплексного системно-деятельного подхода к реализации проектной деятельности в процессе обучения биологии, мною было разработано методическое пособие: «Рекомендации по использованию системы проектов в процессе обучения биологии для учащихся 5-8 классов». В содержании методического пособия определена деятельность учителя и учащихся на каждом этапе проекта, а также установлены критерии оценки качества выполняемых работ. Для обеспечения комплексного системно-деятельного подхода к реализации проектной деятельности в процессе обучения биологии, мною было разработано методическое пособие: «Рекомендации по использованию системы проектов в процессе обучения биологии для учащихся 5-8 классов». Разработанная система проектов предусматривает осуществление исследовательской деятельности, где учащиеся изучают состояние окружающей среды, санитарное состояние школы и пришкольной территории, качество продуктов питания, питьевой воды, влияние факторов среды жизнедеятельности на здоровье человека и другие. Значительное внимание в системе проектов уделяется выполнению проектов, направленных на изучение внешнего и внутреннего строения организмов, их многообразия и значения.Использование метода проектов способствует достижению у обучающихся следующих результатов: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В числе личностных результатов следует отметить знание учащимися правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и её ценности, здоровьесберегающих технологий, а также стимулирует развитие положительной мотивации и интереса, направленные на изучение живой природы, развитие самостоятельности, самосознания, самооценки и самоуважения. У обучающихся появляется стремление к само-совершенствованию, реализации их творческого потенциала, способствующих самореализации и самоопределению. Кроме того, учащиеся имеют широкие возможности для достижения регулятивных результатов при использовании метода проектов. К ним следует отнести: умение видеть проблему, определять цели, ставить задачи, выдвигать гипотезы, использовать различные методы, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Проектная деятельность учащихся способствует достижению и познавательных результатов. Учащиеся овладевают составляющими исследовательской деятельности, развивают и совершенствуют умения работать с различными источниками информации, научными понятиями, осваивают общие приемы доказательства на основе логического мышления. Групповые проекты формируют у обучающихся умение коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи, решения общих задач и ведут к достижению коммуникативных результатов. Таким образом все указанные результаты возможно получить при использовании метода проектов, который способствует формированию УУД и компетенции – умения учиться, а также развитию и самоопределению личности, что способствует достижению поставленных целей современного образования.