Модели индивидуальных образовательных траекторий


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение « Основная общеобразовательная школа»
города Кирсанова Тамбовской области.
Тема: «Модели индивидуальных траекторий обучения».
Учитель подготовительного класса
Панкова Л.Н.

2016г.
Модели индивидуальных траекторий обучения.
Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей, одновременного обучения  всех по-разному. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по их собственным (разным) траекториям. Наиболее успешно решать эту проблему может тот педагог, который знает и владеет набором разных смыслов, форм и технологий образования, т. е. опирается на концепцию,  допускающую внутри себя многообразие образовательных технологий учеников.
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии, построения определенной модели. При разработке модели индивидуального образовательного маршрута главную роль играет системный подход .Системообразующей для моделирования индивидуальных образовательных маршрутов является идея образовательного пространства как результата совместной деятельности участников образовательного процесса.
Этапы моделирования индивидуальных образовательных маршрутов
1) анализ результатов диагностики, характеризующей возможности учебного заведения и потребности конкретных обучающихся;
2) определение необходимых компонентов модели и их содержательное наполнение;
3) определение педагогического алгоритма, который устанавливая функциональные связи между компонентами модели, обеспечивает реализацию индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
4) определение условий необходимых для эффективной реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Андрей Викторович Хуторской делает акцент на регламентацию образовательного процесса на основе систематизации дидактических принципов. Выбор этих принципов в качестве основополагающих при моделировании и организации образовательного процесса способствует реализации модели индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Автор выделяет:
– принцип личностного целеполагания
– принцип выбора индивидуального образовательного маршрута;
– принцип продуктивности обучения;
– принцип ситуативности обучения;
– принцип образовательной рефлексии.
В представлении С.В. Марковой модель носит целенаправленный, закономерный, управляемый и поступательный характер. Последовательная реализация этапов включает в себя особенности содержания структурных компонентов: целевого, содержательного, деятельностного, диагностического, результативного, а также коррекцию в ходе педагогического сопровождения в содержании структурных компонентов, чем обеспечивается продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Анализируя вышеприведенные подходы к выделению компонентов модели, следует отметить, что каждый из них с различных сторон представляет аспекты, принципы, цели, задачи разработки модели.
Модель индивидуального образовательного маршрута может быть разработана для конкретного ребенка, а сам маршрут будет являться своеобразной педагогической поддержкой ученика, которая связана с аспектом включения обучающегося и педагога в систему равноправного участия в проектировании индивидуального образовательного маршрута, становления субъектных отношений.
Педагогическая поддержка – это модель взаимодействия, предметом которой становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, самостоятельного достижения желаемых результатов, не только в обучении, но и в самовоспитании, общении, деятельности.
Существуют 3 основные модели индивидуальных траекторий учащихся. Они включают в себя: характеристику школьника, учитывающей характеристику самоопределения учащегося, уровень его способностей, его отношение к обучению. Ответственность за принятие решения о выборе модели образовательной траектории несут: ученик, его родители, учителя – предметники, педагогический совет (в каждом случае подход индивидуален).
Первая модель: это ученики с высоким уровнем самоопределения. Такие ученики имеют высокий уровень способностей по всем учебным предметам, способность к самообразованию. У них положительная мотивация на .ность по самообучению
Вторая модель: Это ученики со средним уровнем самоопределения. Такие ученики имеют высокий уровень способностей, но здесь имеет место скорее частная одаренность. У них достаточно высокий уровень ответственности и воли. Решение о выборе учащимся данной модели образовательной траектории принимают: ученик, учителя отдельных предметов, родители.
Третья модель: Это учащиеся с низким уровнем самоопределения, т.е. ученик недостаточно четко представляет себе направление дальнейшего обучения, они имеют средние способности по всем предметам или частную одаренность, у них, как правило, недостаточно развита воля и самоорганизация, процесс обучения требует внешнего контроля.
Универсальной модели конструирования индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Однако, способ его построения должен характеризовать особенности обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер.
Список используемой литературы.
1.Гормин, А. «Модели индивидуальных траекторий обучения» .Директор школы. 2007г. №1.
2. Декина, Н.П. «Карта выбора индивидуального маршрута обучения».
Завуч.2004г. №6.
3.Краевский В.В. , Хуторской А.В.. « Основы обучения: дидактика и методика». М.: Академия,2008г.
4. Маркова С.В. « Педагогическое сопровождение ребенка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута». Киров,2011г.