Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная и исследовательская деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Проектная и исследовательская деятельность»

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы, Концепции модернизации российского образования на период до 2016 г. в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться);
- учебного плана МБОУ ____________________на 2016-2017 учебный год, утверждённого приказом директора школы от __________________ № ______
В соответствии
- с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год МБОУ _______________________, утверждённого приказом директора школы от _______________ № ________
- с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ __________________ (Приложение к приказу №______ от _________________ г.)

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.
Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогнозтичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
развитие материально-технической базы МБОУ «».

Принципы:
интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

II. Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности.
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:
формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений,
становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако, учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности.
обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

Проектная деятельность несет в себе следующие функции:
1) преобразующая развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;
2) отражательная использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;
3) технологическая владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;
4) программно-целевая реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;
5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;
6) исследовательская специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;
7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.
Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка.
В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Программа позволяет:
формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
формировать у детей учебную мотивацию;
диагностировать интеллектуальное развитие детей.

Направления деятельности:
совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;
повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающие приоритетные задачи воспитания и обучения;
вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
приобретение коммуникативных умений;
выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
программа каникулярного оздоровления детей через учебный лагерь, учебные и научно-исследовательские экспедиции, профильные смены.

Место проектной и исследовательской деятельности в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Количество часов в неделю – 1.

III.Планируемые результаты проектной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные.
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, « какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные.
а) Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
б) Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
в) Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные.
Учащиеся будут:
Уметь извлекать пользу из опыта;
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
организовывать свои собственные приемы изучения;
уметь решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
запрашивать различные базы данных;
опрашивать окружение;
консультироваться у эксперта;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
уметь сотрудничать и работать в группе;
принимать решения улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
включаться в проект;
нести ответственность;
входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
доказывать солидарность;
уметь организовывать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
показывать стойкость перед трудностями;
уметь находить новые решения.

IV. Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования.

4.1. Классификация проектов:
а) По видам конечного результата:
изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
решения проблем: результат – решённая проблема,
исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
б) По предметно-образовательным областям:
монопредметные (в рамках одной предметной области)
межпредметные (в рамках нескольких предметов)
надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
в) По количеству участников:
индивидуальные;
парные;
коллективные;
групповые.
г) По продолжительности:
краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).
долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).
4.2. Типы проектов:
Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).
Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.
Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.
Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).
4.3. Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:
справочник,
газета,
журнал,
альбом,
гербарий,
карта,
экскурсия,
сценарий праздника,
игра,
макет,
модель,
сувенир,
мультимедийный продукт,
учебное пособие и другое.
Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время, на родительском собрании.

V. Организация работы над проектами.
5.1. Участники проектной деятельности: учитель и обучающиеся 4 класса.
Учитель:
консультирует;
мотивирует;
фасилитирует;
наблюдает.
Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль учителя. Он является:
организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).
руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);
консультантом и т.п.

Ученик имеет право:
участвовать в разных проектах и в различных ролях;
выйти в любой момент из любого проекта;
в любой момент начать новый проект;
предложить свою тему проекта.

Особенность подхода к работе над проектами в начальной школе.
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.
Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.
Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

5.2. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.
Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
Проектирование – способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан какой-либо продукт.
Метод проекта – способ построения образовательного процесса, описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.
Главная идея метода проекта:
активизация процесса познания;
развитие креативности мышления;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
возможность исследований человеческой деятельности в социокультурной среде.

Использование данной технологии развивает умения ребенка, а именно:
исследовательские;
информационные;
коммуникативные;
оценочные;
презентационные;
рефлексивные;
менеджерские.
Проектная деятельность:
формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно,
способствует интеллектуальному росту ребенка,
учит мыслить от абстрактного к конкретному,
открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром,
актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.

Метод проекта используется всеми учащимися с 1-4 класс по любому предмету, у любого учителя, который освоил данный метод проектирования. Учебный проект может разрабатываться в рамках одного урока, предметной темы или раздела образовательной программы, одного предмета или нескольких предметов.
В течение учебного года каждый ученик должен выполнить 1-2 проекта.

5.3. Структура работы и этапы работы над проектом:
1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.
2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.
6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.

5.4. Перечень критериев оценивания проектов (демонстрационный материал)
1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.
2. Постановка и обоснование проблемы проекта.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
9. Качество проведения презентации.
10. Качество проектного продукта.
Рекомендуется организовать рейтинговую систему оценивания проектов, когда оценка за проект как среднее арифметическое от самооценки самого ученика, коллегиальной оценки коллектива класса и оценка жюри (в жюри приглашаются представители администрации, учителя, родители и ученики).
VI. Ожидаемые результаты программы:
Повышение качества обучения.
Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.
Нормативное и методическое обеспечение проектной деятельностью обучающихся.
Создание и постоянное пополнение банка данных по направлению «Одаренные дети».
Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.
Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы обучающихся
VII. Содержание курса «Проектная и исследовательская деятельность»

Темы

Русский язык
1. Архаизмы в русском языке.
2. Похвальное слово знакам препинания.
3. Жаргонизмы младшего школьника.
4. Простые и сложные фразеологизмы.

Литературное чтение
5. Роль яблока в русских народных сказках.
6. Зло и добро в сказочном мире литературы.
7. Роль растений в сказках русского народа.
8. Книга – великое чудо из всех чудес.
9. Образы природы в лирике русских поэтов.

Математика
10.Головоломки с палочками.
11.Математика в головоломках.
12.Роль числа в русских народных сказках.
13. Математические ребусы.

Окружающий мир
14. Покормите птиц зимой (экологический исследовательский проект).
15. Народные умельцы нашего края.
16. Удивительные места России.

Я и моя семья
17. Что в имени моем?






















VII. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Тип проекта
Кол-во часов
Дата

1
Что в имени моем?
Творческий



2
Что в имени моем?
Творческий



3
Похвальное слово знакам препинания.
Информационный



4
Похвальное слово знакам препинания.
Информационный



5
Простые и сложные фразеологизмы.
Информационный



6
Простые и сложные фразеологизмы.
Информационный



7
Роль числа в русских народных сказках.
Творческий



8
Роль числа в русских народных сказках.
Творческий



9
Математические ребусы.
Игровой



10
Головоломки с палочками.
Игровой



11
Роль яблока в русских народных сказках.
Творческий



12
Роль яблока в русских народных сказках.
Творческий



13
Народные умельцы нашего края.
Творческий



14
Покормите птиц зимой
Исследовательский



15
Покормите птиц зимой
Исследовательский



16
Покормите птиц зимой
Исследовательский



17
Архаизмы в русском языке.
Творческий



18
Архаизмы в русском языке.
Творческий



19
Удивительные места России.
Творческий



20
Зло и добро в сказочном мире литературы.
Творческий



21
Зло и добро в сказочном мире литературы.
Творческий



22
Книга – великое чудо из всех чудес.
Творческий



23
Покормите птиц зимой
Исследовательский



24
Образы природы в лирике русских поэтов.
Творческий



25
Образы природы в лирике русских поэтов.
Творческий



26
Покормите птиц зимой
Исследовательский



27
Удивительные места России.
Творческий



28
Удивительные места России.
Творческий



29
Народные умельцы нашего края.
Творческий



30
Народные умельцы нашего края.
Творческий



31
Роль растений в сказках русского народа.
Творческий



32
Роль растений в сказках русского народа.
Творческий



33
Роль растений в сказках русского народа.
Творческий



34
Подведение итогов.
Презентация



































15