Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеурочной деятельности


МБОУ гимназия №14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, города Ейска муниципального образования Ейский район
Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеурочной деятельности»
Учитель кубановедения: Шелкова Валентина Викторовна
2016 г.
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(Конфуций)
Проектно-исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеурочной деятельности
Уроки кубановедения – замечательная возможность идти в ногу с новыми требованиями в образовании, повысить качество обученности своих учеников. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед образованием новые цели и задачи. А такое направление в работе, как исследовательская деятельность, позволяет успешно их решать. Полагаю, что выбранная мною тема выступления на семинаре «Проектно-исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеурочной деятельности» интересна и актуальна.
Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Кубановедение как предмет представляет благодатный материал для воплощения проектной деятельности учащихся.
Технология организации проектной деятельности школьников является многоцелевой, а потому имеет в своем арсенале большое количество видов и разновидностей проектов, определяющих ее многоплановость и комплексное влияние.
Координирующие функции по организации исследовательской деятельности ребят возложены на Научное общество учащихся нашей гимназии. Структура Научного общества представлена цепочкой звеньев, в которой сохраняется преемственность, что повышает эффективность проводимой работы.
Этапы работы над методом проектов:
1. Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
2. Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
3.Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4. Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
5. Возможные результаты проектной деятельности учащихся: альбом, газета; журнал; буклет, коллаж; макет; музыкальная подборка; наглядные пособия; плакат; стенгазета; учебное пособие; фотоальбом, экскурсия.
Виды деятельности детей при выполнении проектов:
дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми (а иногда и незнакомыми), учителями;
анализируют и группируют источники информации;
посещают местные предприятия;
совершают учебные экскурсии по родному краю;
посещают музеи и другие учреждения культуры;
проводят мониторинги по различным темам;
занимаются краеведческой работой.
На основе полученной информации ребята:
составляют списки, отчеты;
выпускают разовые или периодические бюллетени;
выступают перед учениками своего класса или школы;
пишут рефераты; оформляют буклеты;
пишут заметки в школьную газету;
фотографируют;
выступают на конкурсах и крупных мероприятиях.
Участвуя в проектной деятельности, ученики приобретают следующие умения и навыки :Расширят кругозор в интересующих их областях знаний;
Находят источник информации;
Извлекают информацию, относящуюся к теме;
Планируют работу над проектами;
Сотрудничают друг с другом;
Доводят начатое дело до конца;
Развивают свои ораторские способности.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность по кубановедению позволяет раскрыть индивидуальные особенности развития детей разного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, приобщает к культуре, истории, традициям родного края, воспитывает неравнодушных граждан нашей малой родины.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся организуется мною в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка репетиционных докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) консалтинговая работа с учащимися, желающими выступать на мероприятиях, участвовать в конкурсах, семинарах и конференциях (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, рефератами, где нередко необходимо использовать метапредметные связи с привлечением к работе учителей-предметников),
III направление – массовая работа (её так же называют «общешкольной») – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции, районных и краевых мероприятиях.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся среднего звена отличается от работы в старшем звене. Учащиеся 5-7 классов ещё нуждаются в помощи педагога, в совместной деятельности над такой работой, они только учатся собирать информацию и заниматься исследованием темы. Я как учитель всегда направляю их деятельность, помогаю не запутаться в источниках информации, скорректировать выводы в их работах. Ребята этой возрастной группы пока не имеют навыка защищать свои работы и выступать перед аудиторией, что является важной составляющей частью проектной деятельности детей. Поэтому с этой группой во внеурочной проектно-исследовательской деятельности мы учимся работать над проектом совместно.
Учащиеся старшей школы уже более опытные и способные в поиске информации. Иногда ребята нуждаются в корректировке со стороны учителя при оформлении самой работы, соблюдения требований к её структуре. Эта возрастная категория уже самостоятельно выбирает тему своей работы, знает и понимает последовательность этапов её выполнения. Обычно старшеклассники умеют держаться перед аудиторией и с успехом защищают свои работы. Такая практика очень помогает им в будущем, когда они поступают в высшие учебные заведения, ребятам легче писать курсовые, рефераты и выступать на лекциях перед однокурсниками.
Таким образом, задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации своих знаний и умений. Эта задача посильная и для нашей гимназии, и для меня как учителя кубановедения, работающего в современной школе и живущего в современном мире, с его требованиями и темпами развития.
В гимназии, где я работаю учителем кубановедения, опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся составляет только один год, но результаты моих подопечных уже есть:
1) Диплом за I место в 3 Всероссийском творческом конкурсе с Международным участием «День Победы». Название работы: «Подарок ветерану», автор-учащийся 5 класса Полынцев Вячеслав (куратор работы Шелкова В.В.),апрель 2016 г.
2)Диплом за II место Международный творческий конкурс «Талантида», номинация презентация, работа «Переселение греков на Чёрное море» (автор-учащийся 5 класса Полынце Вячеслав, руководитель работы Шелкова В.В.), март 2016 г.
3) Грамота Призёра II место муниципального этапа краевого конкурса «Моя малая Родина» (автор-ученица 11 класса Коробкова Алина, научный руководитель Шелкова В.В.), 2015 г.
4) Грамота Призёра III место муниципального этапа краевого конкурса «Моя малая Родина» (автор-ученица 11 класса Човган Валерия, научный руководитель Шелкова В.В.), 2015 г.
5) Грамота за II место в муниципальном этапе конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани, секция краеведение (автор-ученица 10 класса Суханова Ангелина) 2016г. Название работы
6) Грамота за II место в IV Всероссийском конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ Российского общества историков-архивистов «Юный архивист» (на муниципальном этапе, работа: «Улицы портового города»,автор-ученица 10 класса Суханова Ангелина, руководитель Шелкова В.В.)
Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.
В нашем муниципальном образовании это направление деятельности достаточно хорошо развито. Желаю нам всем творческих успехов, решения интересных задач и увлекательных проектов. И закончить своё выступление хотелось бы словами великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока учится; как только он перестаёт учиться, в нем умирает учитель».
В своей работе с учащимися по данному направлению я прибегаю к помощи следующей литературы:
1. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. «Мой выбор». М., 2002 г. 2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. Самара, 2006 г. 3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Коммуникативный практикум 5 – 9 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 г. 4. Историческое образование в современной России. М., «Русское слово», 2002 г. 5. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М., 2005 г. 6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004 г.