ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике»

Муниципальное образовательное учреждение Русскоцильнинская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области







ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике»





Автор: учитель физики
МОУ Русскоцильнинская СОШ
В.Н. Муляков





с. Русская Цильна
2015 г.
I. Введение
В настоящее время возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. То есть, такая деятельность направлена не только на повышение компетентности подростков в области физики, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Данная программа содержательно раскрывает организацию внеурочной деятельности старших подростков, способствует формированию универсальных учебных действий, введению подростков в мир ценностей науки и обогащению их общей культуры.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся 8-9 классов и 10-11 классов. Разновозрастное сотрудничество занимает особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций обучающихся. Ситуация разновозрастного сотрудничества школьников является мощным резервом повышения их учебной мотивации. Она создаёт условия для анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (и не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.

Методологической основой программы внеурочной деятельности являются современные философские, психологические, педагогические идеи и теории:
-философия и политика современного образования (А.Г.Асмолов, Б.С.Гершунский, Э.Д.Днепров, Н.Д.Никандров, П.Г.Щедровицкий и др.);
-теория развития, как ведущая и значимая применительно к становлению личности в образовании (Бондаревская Е.В., Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.);
-теория деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
-идея диалога культур (Бахтин М.М., Лотман Ю.М., Библер В.С., Коган М.С. и др.);
-идея субъектности как имеющая ценность в психологии и педагогике личности (Петровский В.А., Мухина В.С. и др.)
Цель программы
Организация исследовательской и проектной деятельности старших подростков, направленной на достижение ими следующих результатов:
личностных:
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, целеустремлённость;
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

в ценностно-ориентационной сфере:
- прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.

метапредметных:
в познавательной деятельности:
применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;
-использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой
-наблюдать и интерпретировать результаты демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту
в информационно- коммуникативной деятельности:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;
- владение основными видами публичных выступлений;
- следование этическим нормам и правилам ведения диспута
в рефлексивной деятельности:
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
предметных:
-разъяснение основных положений изученных в школьном курсе физике теорий и гипотез;
-описание демонстрационных и самостоятельно проведённых экспериментов с использованием языка физики;
- классификация изученных объектов и явлений;
-наблюдение и интерпретация результатов демонстрируемых и самостоятельно проводимых физических опытов;
-структурирование учебной информации;
-самостоятельное планирование и проведение физического эксперимента с соблюдением правил безопасной работы с лабораторным оборудованием;
-понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;
- осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Объектом исследования и моделирования являются природные явления, классические опыты, элементы физических теорий, выходящих за рамки учебника и школьной программы.
Творческим продуктом учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются макеты, модели, опытные образцы, рефераты.
Подведение итогов учебно-исследовательской и проектной работы обучающихся осуществляется посредством презентации творческого продукта.
Основной формой представления творческого продукта является его защита и презентация на общешкольной научно-практической конференции. Обучающиеся защищают разработанные ими проекты и действующие объекты технических устройств. На конференции организуется выставка работ обучающихся.
II. Перечень основных разделов программы


Наименование раздела, темы
Кол-во часов

1
Психология творчества.
1

2
Введение в исследовательскую деятельность.
5

2.1
Понятие о сущности исследовательской деятельности (проектирования, моделирования, конструирования). Работа с источниками информации (энциклопедии, словари, справочники естественно-научного профиля).
1

2.2
Рекомендации по выбору темы и составления плана исследовательской работы.
1

2.3
Методы исследования. Структура и процесс исследования.
1

2.4
Особенности планирования и оформления результатов исследовательской работы.
1

2.5
Пути и способы использования новых информационных и коммуникационных компьютерных технологий и ЦОР в исследовательской работе.
1

3
Особенности исследовательской деятельности в области физики.
4

3.1
Особенности формирования научной гипотезы.
Особенности математического моделирования физических процессов.
2

3.2
Компьютеризированный эксперимент по физике: цифровые исследования - технологический прорыв в области современной экспериментальной науки.
2

4
Подпрограммы
24

4.1
Подпрограмма 1.
Техническое конструирование.
8

4.2
Подпрограмма 2.
Исследование в области биофизики.
8

4.3
Подпрограмма 3.
Физика и экология.
8

5
Общешкольная научно-практическая конференция
Защита творческого продукта.



III. Содержание программы
3.1. Психология творчества
Понятие о природных задатках и способностях человека. Понятие о психологии творчества, о методах продуктивной интеллектуальной деятельности человека. Роль фантазии в научно-техническом прогрессе. Технические предвидения Д.Свифта, Ж.Верна, Г.Уэллса, А.Беляева, И.Ефремова, В.Немцова и других фантастов.
Демонстрации:
- презентации о великих творцах, учёных-физиках.
Практическая работа: тест «Творческое мышление» Е.Е. Туник
3.2. Введение в исследовательскую деятельность
Понятие о сущности исследовательской деятельности: проектирования, моделирования, конструирования.
Работа с источниками информации (энциклопедии, словари, справочники естественно-научного профиля).
Демонстрации:
- образовательного проекта «Занимательный плакат по физике»;
-мультимедийных ресурсов (научно-популярных фильмов, видеороликов, электронных конструкторов);
-физических явлений и опытов с помощью демонстрационного и лабораторного оборудования кабинета физики, научных лабораторий вузов города.


3.3 Особенности исследовательской деятельности в области физики
Знакомство с научными революциями и современной научной картиной мира. Характеристика источников энергии (восполняемые и невосполняемые). Оценка достоинств и недостатков различных типов источников энергии.
Демонстрации:
-образовательного проекта «Занимательный плакат по физике»;
-мультимедийных ресурсов (научно-популярных фильмов, видеороликов, электронных конструкторов).
- экскурсии в исследовательские лаборатории ВУЗов города.
4. Подпрограммы
1. Техническое конструирование
Подпрограмма рассчитана на 8 часов (из них 2 часа на теорию, 6 часов на практические занятия).
Цель:
организация деятельности старших подростков в области технического конструирования, направленная на достижение следующих результатов:
личностных:
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
предметных:
объяснять принципы действия приборов, технических устройств;
применять приобретённые знания по физике для решения практических задач
самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент,
соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием

метапредметных:
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;
-использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;
- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.
Содержание
Знакомство обучающихся с элементами ТРИЗ и её практическим применением в конструировании приборов для лабораторных работ по физике. Использование приёмов ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера. Понятие о задачах с несформулированным вопросом. Приемы выявления и разрешения технических противоречий. Информационный фонд физических эффектов, обеспечивающих решение технических задач. Алгоритмы поиска решений технических задач.
Метод «гирлянды случайных ассоциаций». Понятие о различных видах ассоциаций: по аналогии, «сильным» словам, функциональному назначению, жизненному опыту, музыкальному или зрительному образу, запахам, звукам.
Фиксация идей и их «облагораживание». Формулирование вариантов технического решения. Графическое оформление полученного технического решения. Предварительная технико-экономическая оценка возможных вариантов научно-технического решения.
Практическая работа. Тренинг использования метода «гирлянды случайных ассоциаций» в поиске научно-технических решений.
Метод «черного ящика». Понятие «черный ящик», или морфологический анализ. Правила формулировки технического задания в общем виде. Правила построения «дерева целей» и перехода от общей задачи к составляющим ее подзадачам. Графическое оформление технического решения.
Предварительная технико-экономическая оценка возможных вариантов технического решения.
Практическая работа. Тренинг использования метода «черный ящик» в поиске технических решений. Разработка опорных конспектов и систематизированных таблиц-подсказок. Составление банка продуктивных эффектов (физических, химических, биологических, кибернетических и т.п.) для последующего использования в поиске технических решений.
Правила использования метода «мозговой штурм», массовый штурм, двойная атака, обратная атака, индивидуальная атака, «совещание пиратов», конференция генераторов идей. Вариации метода «мозговой штурм»: диалог Дон Кихота и Санчо Панса, «диспут заговорщиков», «идеи Робинзона Крузо», решения бабы Яги, «волшебная палочка», предложения сказочника и др.
Организационно-деятельностная игра с использованием разновидностей метода «мозговой штурм».
Практикум

№ п/п
№ практи-ческого занятия
Тема практического занятия
Место проведения занятий
Творческий продукт
Количество часов

Физические основы механики

1
1
Определение плотности различных пород дерева
Школьная мастерская
Лабораторная установка для определения плотности дерева
1

2
2
Измерение скорости полёта «снаряда» методом баллистического маятника
Школьная мастерская
Прибор для измерения потенциальной и кинетической энергии падающего шарика
1

Молекулярная физика и термодинамика

3
1
Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды
Кабинет физики
Лабораторная установка для определения коэффициента поверхностного натяжения воды
1

4
2
Определение скорости истечения жидкости из малого отверстия методом Торричелли
Кабинет физики
Лабораторная установка для определения скорости истечения жидкости из малого отверстия
1

Электричество и магнетизм

5
1
Определение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли
Лаборатория кафедры общей физики ТГПИ
Прибор для определения горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли
1

Оптика

6
1
Измерение минимального угла наблюдения радуги методом Декарта
Лаборатория кафедры общей физики ТГПИ
Приборы для лабораторной работы
1

Темы для самостоятельного технического конструирования:
1. Определение коэффициентов упругости.
2. Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения.
3. Определение удельной теплоты парообразования воды и теплотворной способности газа.
4. Градуирование амперметра и вольтметра электромагнитной системы.
5. Определение подвижности ионов.
6. Изучение изменения скорости движения электрона в пузырьковой камере.
7. Изучение особенностей зрения человека.
8. Определение силы света электрической лампы.
Литература
1. А.П.Смирнов, Н.Н.Соколов. Физический практикум российского Невтона. М.: Кругозор,1995г.
2. Б.В.Новожилов. Исследование недоступного. Москва: Знание, 1965 г.
3. О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, Н.И. Шефер. Факультативный курс физики. М.: Просвещение, 1974 г.
4. Л.И. Анциферов, И.М. Пищиков. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: Просвещение, 1984 г.
5. В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.А.Покровский. Фронтальные лабораторные занятие по физике. М.:Просвещение, 2000г.
6. А.С. Енохович. Справочник по физике и технике. М.:Просвещение,1983 г.
7. ЦОР:
Физика. Интерактивные творческие задания. 7-9 классы. Екатеринбург, 2004
Открытая физика. М.: ООО «Физикон», 2005 г.






2. Исследование в области биофизики.
Подпрограмма рассчитана на 8 часов (из них 1 час на теорию, 7 часов на практические занятия).
Цель: организация исследовательской и проектной деятельности старших подростков в области биофизики, направленная на достижение следующих результатов:
личностных:
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
предметных:
-наблюдать и интерпретировать результаты демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту;
-объяснять принципы действия приборов;
-применять приобретённые знания по физике для решения практических задач;
-самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием

.метапредметных:

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;
-использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;
- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.

Тематическое планирование


п/п
Тема
Элементы содержания
Место проведениязанятий
Инстру-ментарий
Форма работы
Кол-во часов

1
Физика человека
Биофизические исследования физики (сер. 19-21в.в.) Сердце и сердечный цикл. Кровяное давление. Тонометр.
Кабинет физики, школьный медицинский кабинет.
Тонометр, модель сердца, кардиограф, Кардио-грамма.
Практическая работа. Клиническое исследование.
1

2
Физика мозга
Электрические волны мозга: биотоки мозга, биостимуляция.
Лаборатории медицинского колледжа.
Электроэн-цефалограф, энцефало-грамма.
Сообщение учителя, сообщения учащихся, обсуждение.
1

3
Физика слуха
Физические характеристики звука: громкость звука, частота звука.
Кабинет физики.
Стетоскоп, фонендоскоп, демонстра-ционные таблицы
Дискуссия, решение задач, звуковое исследование. Домашняя практическая работа «Изготовление модели прибора для пояснения принципа перкуссии».
1

4
Простей-шие диагнос-тические приборы.
Устройство медицинских инструментов. Свойства газов и жидкостей.
Лаборатории медицинского колледжа.
Стетоскоп, фонендоскоп, демонстра-ционные таблицы
Практическая работа. Демонстрация опытов. Сообщения.
1

5
Здоровье человека и электро-магнит-ные поля.
Электрические и магнитные поля. СВЧ-терапия, УВЧ-терапия, метеочувстви-тельность.Электромагнитное загрязнение.
Кабинет физики.
Демонстра-ционные таблицы.
Лекция. Кинофильм.
1

6
Здоровье человека и магнит-ные изделия.
Физиотерапия. Использование магнитов в лечебных целях.
Физиотера-певтический кабинет детской поликлиники.
Маска молодости, магнитные стельки, противора-дикулитный пояс и др.
Экскурсия. Практическая работа.
1

7
Здоровье человека и домашние физио-аппараты
Домашние физиоаппараты принцип действия, области применения и правила использования.
Кабинет физики.
«Ультратон – АМП-2-ИНТ», «Витафон», ультразву-ковой ингалятор «Муссон»
Лекция. Демонстрация приборов.
1

Темы исследовательских работ:
Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.
Методы измерения артериального кровяного давления.
Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина.
Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решётки.
Биологическое действие ионизирующих излучений.
Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

Литература
1. Ц.Б. Кац. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1984.
2. М.Е.Блохина, Г.В.Мансурова. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике:
3. Учеб. пособ. М.:Дрофа, 2001.
4. Г.Ш.Гоциридзе. Практические и лабораторные работы по физике. 7-11 классы. – М.: Классикс Стиль, 2002.
5. В.Р.Ильченко. Перекрёстки физики, химии, биологии. Книга для учащихся. М.: Просвещение. 1986.
6. А.М.Ремезов. Медицинская и биологическая физика. М.: Высшая школа, 1996.
7. Энциклопедический словарь юного физика. –М.: Педагогика, 1984.
8. Энциклопедический словарь юного химика. –М.: Педагогика, 1982
9. Сайт htpp//www.moscowtnt.ru
10. Сайт htpp//www.1september.ru

3. Физика и экология.
Подпрограмма рассчитана на 8 часов (из них 1 час на теорию, 7 часов на практические занятия).
Цель:
организация исследовательской и проектной деятельности старших подростков в области физики и экологии, направленная на достижение следующих результатов:
в ценностно-ориентационной сфере:
- прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.
личностных:
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью
предметных:
объяснять принципы действия приборов, технических устройств;
применять приобретённые знания по физике для решения практических задач;
самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

метапредметных:

-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации;
-использование различных источников для получения физической информации, освоение различных способов работы с научной литературой;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации;
- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
- учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.

Тематическое планирование


п/п
Тема
Элементы содержания
Место проведения занятий
Инструментарий
Форма работы
Коли-чество часов

1
Проблемы загрязнения окружающей среды
Электропроводность солёной воды (зависимость от концентрации) влияние ЛЭП и электромагнитных полей на окружающую среду.
Кабинет физики.
Источник тока, провода, раствор соли, лампочка.
Лекция
Лаборатор-ная работа
1

2
Источники загрязнения
Задымлённость, бытовой мусор, промышленные отходы, радиация, электростанции.
Лаборатории
санэпидем-станции.
Папироса, шприц, вата.
Беседа
1

3
Изучение различных источников энергии
Анализ преимуществ и недостатков разного вида электростанций (приливных, геотермальныхГЭС, ТЭС, гелиоэнергети-ческих, ветроустановок, АЭС).
Городская библиотека им. А.П.Чехова.
Гальванические элементы, аккумуляторы цифровой техники, наглядные пособия.
Беседа
1

4
Определение загрязнения снежного покрова
Разбивка на зоны, забор проб, фильтрование, анализ воды.
Лаборатории
санэпидем-станции.
Разборная металлическая труба, полиэтиленовые пакеты, весы, фильтры, анализаторы.
Лаборатор-ная работа
1

5
Анализ качества воды
Предварительная подготовка (учёт потребляемой дома воды).
Лаборатории
санэпидем-станции.
Универсальная индикаторная бумага, дистиллирован-ная вода.
Лаборатор-ная работа
1

6
Изучение загрязнения воздуха
Методика определения загрязнения воздуха.
Лаборатории
санэпидем-станции.
Пылесос, съёмные фильтры, светоанализатор.
Секундомер.
Практичес-кое занятие
1

7
Изготовление фильтров
Производственные фильтры, бытовые фильтры.
Лаборатория ТТИ ЮФУ.
Стеклянные трубки, вата, насос, сосуды с двумя отверстиями, пластиковые трубки.
Практичес-кое занятие
1


Темы исследовательских работ:
Звуковое загрязнение среды в районе МОБУ СОШ №26.
Загрязнение воздуха автомобилями в моём микрорайоне.
Составление экологического паспорта помещения.
Культура водопотребления.
Кислотные дожди.
Парниковый эффект.

Литература
1. В.П.Демкович. Физические задачи с экологическим содержанием.// Физика в школе № 3, 1991.
2. В.А.Буров. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение, 1970.
3. Физика – юным. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1980.
4. Роквелл Дин М. Отбор образцов воздуха. // Байкальская экологическая волна № 2, 1997.
5. К.А.Ламбрианиди. Физика и живая природа. // Физика в школе № 4, 1991.
6. Загрязнение окружающей среды. // Байкальская экологическая волна №6, 1996.
7. В.В. Пасечник. Экология. Школьный практикум. – М.: Дрофа, 1998.
8. Г.А.Фадеева. Физика и экология. -Волгоград: учитель, 2003.
9. С.Ф.Покровский. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963.
10. Экологическое образование: концепции и методические подходы \ Под ред. Н.М. Мамедова.-М.:Агентство «Технотрон», 1996.
11. Л.М.Брейгер,П.ВГлинская. Предметные недели в школе. Химия. Физика. - Волгоград: Учитель, 2003.
12. Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию \ Сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова.-Волгоград: Учитель, 2005.





Информационное обеспечение деятельности всех участников программы
Литература для учащихся
1. Г.И. Альтов. Тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1989.
2. Энциклопедический словарь юного техника. / Сост. Б.В.Зубков. С.В.Чумаков. – М.:Педагогика, 1988.
3. Ю.П. Саламатов. Как стать изобретателем.- М.: Просвещение, 1990.
4. Человек и машины. Радость познания. Популярная энциклопедия в 4-х томах: пер. с англ.- М.: Мир, 1986.
5. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 2000.
6. Подшивки журналов «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Юный техник» и др. за 2001-2004 гг.
Интернет-ресурсы:
Он-лайн курсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].ru/
Дистанционная физическая школа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
«Занимательная физика»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Физика вокруг нас»
http://physics03.narod.ru/
Литература для учителей
1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2011.
2. Г.С. Альтшуллер. Творчество как точная наука.- М.: Советское радио, 1979.
3. Г.С. Альтшуллер. Плакаты по ТРИЗ.- Л.: Наука, 1982.
4. Л.С. Выгодский. Воображение и его развитие в детском возрасте: В кн. «Развитие высших психических функций».- М.: Учпедгиз, 1960.
5. В.А. Горский. Техническое конструирование. - М.: ДОСААФ, 1977.
6. В.А. Горский. Программы дополнительного образования детей. Выпуск 3.
История развития естествознания и техники. – М.: Советский спорт, 2002.
7. И.Ф. Карпенко. Техническое моделирование.- М.: Просвещение, 1983.
8. В.Г. Разумовский. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Просвещение,1975.
9. А.Б.Селюцкий. Правила игры без правил. - Петрозаводск, 1989.
10. А.Б. Селюцкий. Как стать еретиком. - Петрозаводск, 1991.
11. А.Б. Селюцкий. Шанс на приключение. - Петрозаводск, 1991.

15