Конспект урока (окружающий мир) на тему Маленькие рыцари


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5




Конкурс «Урок-проект»



Предмет: окружающий мир

Раздел: Живые участники круговорота веществ

Тема: « Маленькие рыцари

3 класс
Программа «Школа 2100»




Пустовая Надежда Борисовна

учитель начальных классов









г. Апатиты
Мурманская область
январь
2013 г.

Учебно-методическое обеспечение: «Окружающий мир. 3 класс» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Образовательная система «Школа 2100»

Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация

Цель урока: познакомить с особенностями строения и образом жизни членистоногих.

Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с основными группами животных (пауки, насекомые, ракообразные), их отличительными особенностями, образом их обитания;
учить классифицировать животных по группам;
учить работать в группе, уметь высказывать и доказывать свое мнение, обосновывать его.
Развивающие:
Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Воспитательные:
Воспитание гуманного отношения к природе;
Экологическое и нравственное воспитание;
Пополнять словарный запас детей.

Тип урока:
изучение нового материала.

Форма урока:
урок-проект

Формы работы:
Фронтальная.
Индивидуальная.
Групповая.

Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация «Маленькие рыцари», учебник « Окружающий мир» 3 класс, 1 часть «Обитатели Земли», авторы А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов и другие;
у учащихся учебник, рабочая тетрадь к учебнику, в конвертах инструкции и план информационного проекта (рассказ от имени животного), энциклопедии.

Предварительная работа:
На уроках изобразительного искусства ученики рисуют насекомых.
На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Насекомые», «Паучки».
Изучения дополнительной литературы.
Итог данной работы и урока окружающего мира - сборник работ учащихся о членистоногих.

Т

План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация

1
Организационное начало
1 минута

2
Актуализация знаний
3 минут

3
Целеполагание и мотивация
4 минуты

4
Совместное открытие знаний
14 минут

5
Физкультминутки
2 минуты

6
Презентация продуктов проекта
14 минут

7
Итог урока
3 минуты

8
Рефлексия
3 минуты

9
Задание на дом
1 минута


Этапы
Учитель
Ученики
ИКТ

1.Организационное начало











Деление детей на группы, определение правил работы в группе.
Здравствуйте, ребята!

А теперь, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

Сегодня на уроке мы будем работать в группах, давайте обсудим правила.

При обсуждении выслушиваем мнение каждого.
Выбираем правильный ответ и формулируем его чётко.
Отвечает только один ученик.
Внимательно слушаем ответы других групп.

На уроке сегодня предстоит большая, но интересная работа. Я думаю, по её завершению каждый из вас сможет сказать:
«Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать».

Приветствие учеников.










Ученики предлагают свои варианты правил работы в группе, обсуждают их и формулируют общие правила.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2. Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

Когда-то в средние века,
Повсюду они жили.
И жизнь была их нелегка
В тяжёлой амуниции.
Гордились все они собой,
Мечами и доспехами.
Играли со своей судьбой
И на турниры ехали.

Ещё одна загадка:

Два рога не бык,
Шесть ног без копыт
Летит так воет,
Сядет землю роет.


В чём сходство жука и рыцаря?

Можно ли жука назвать рыцарем?


Если настоящие рыцари большие и сильные, тогда жуки.

Молодцы, ребята! Вы определили тему сегодняшнего урока.



Это рыцарь.












Это жук.


Тело защищено доспехами.
Жука можно назвать рыцарем.

Маленькие рыцари.

Слайд 2
(по щелчку)
























Слайд 3
(тема урока)

3. Целеполагание и мотивация.
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше, нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд - кто делает мед, и кто делает яд.

Как вы думаете, о каких животных мы будем говорить сегодня на уроке?

У каких животных, живущих в воде, тело то же защищено доспехами?

Учёные называют всех этих животных членистоногими.

Прочитайте диалог наших героев на с. 90 в учебнике.

О чём они рассуждают?



На какие вопросы мы должны ответить сегодня на роке?












О жуках, о бабочках, о пчёлах, о пауках.



У раков, крабов.





Чтение текста обучающимися.

Они рассуждают о размерах насекомых и их возможностях.

Как устроены насекомые и другие мелкие наземные животные? С какими трудностями они сталкиваются? Для чего нужен скелет?











Слайд 4
(по щелчку картинки)






(по щелчку название)

Физминутка
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Вновь трудиться все начните.



Открытие «нового знания»


































































































Презентация продуктов проекта.
Начнём поиск ответов с того, что вспомним, для чего нужен скелет.






Существует два вида скелетов: наружный и внутренний.

Разберём эти понятия на примере обычных предметов:
Компьютер - корпус -
Мягкий диван – деревянная основа -
Ручка для письма – корпус -

Основу внутреннего скелета животных составляет позвоночник, который состоит их живых клеток. Это позволяет обеспечить постоянный рост скелета. Позвоночник легкий и гибкий.

Все членистоногие имеют наружный скелет. Он покрывает тело, как панцирь, но состоит из отдельных твердых члеников, которые подвижно соединены друг с другом.

С кем сравнили авторы нашего учебника членистоногих?

Скелет наружный легкий, не мешает передвижению, хорошо защищает организм.
Но существует недостаток. А какой?
Прочитайте, пожалуйста, в учебнике на с. 90.
Вывод:
О каком недостатке вы узнали?









Назовите «плюсы» наружного скелета.


Нам пора познакомимся с представителями членистоногих.
Рассмотрите фотографии и разделите животных на группы.

Правильно они называются: паукообразные, ракообразные, насекомые. Все они относятся к типу членистоногие.

Теперь вы поработаете в группах. У нас их три. Тема, над которой будет работать группа, зависит от названия, которое она выберет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




«Пчёлки» - изучают характерные особенности насекомых и способы их размножения.
«Тарантул» - исследуют особенности жизни паукообразных.
«Креветки» - изучают ракообразных, особенности их передвижения, способ дыхания.

Кроме этого, каждая группа выбирает одного представителя своего класса животных и кратко рассказывает о нём по плану, который вы найдёте в конверте.

Работа в группах.
В конверте инструкция и план.

Консультация учителя.


Заслушиваем сообщения групп.


Молодцы! Вы действительно много узнали и рассказали об этом другим.

Поработаем с таблицей, чтобы лучше запомнить самое главное.





Создаёт опору телу, даёт возможность двигаться, защищает тело, к нему прикреплены мышцы.








«наружный»

«внутренний»
«наружный»
















Они сравнили их с рыцарями.









Скелет не может расти вместе с хозяином, он вынужден сбрасывать свой панцирь и наращивать новый. В это время животное становится беззащитным.

Защита мягкого тела от повреждений, защита от высыхания.



Ответы детей: пауки, раки, насекомые.









Группа ребят выбирает конверт, а открыв его, узнаёт, как называется их группа, и по какой теме она будет работать.



















Самостоятельная работа учащихся.


Выступление учащихся.





Ответы обучающихся и постепенное заполнение таблицы на слайде.
Слайд 5
(скелет)
(по щелчку)





(наружный и внутренний)















(картинка)

(эффект удаления и перемещения)






























Слайд 6
(по щечку)
(картинки)

Слайд 7
(схема)
(по щелчку – тип животных)









Слайд 8

(названия групп)
(по щелчку – картинки)
























Слайд 9
(Таблица с названиями граф)



Каких членистоногих больше всего?


В чём причина такого многообразия?




Выводы. Назовите три основные причины многообразия насекомых.
Больше всего насекомых.


Причины: разные способы питания, пища, способы развития и защиты, образ жизни.

Маленький размер.
Насекомые – опылители растений.
Маскировка.
Слайд 10
(тёмный)

Физминутка
Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.
Когда я буду называть животных, которые относятся к ракообразным вы должны хлопать. Когда называю животных, относящихся к группе насекомых, вы топаете, а когда же я назову пауков вы стоите тихо.
(Муравей, креветка, паук каракурт, бабочка, стрекоза, краб, оса, паук черная вдова, муха, рак)




Итог урока.
Предлагаю игру «Третий лишний» .


У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение
На несколько отделов разделено их тело.
Отделы из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров.
Он защитить, способен от всяческих врагов.

Вспомните проблемные вопросы и сделайте выводы.
Что же мы узнали об особенностях членистоногих?

Ответы детей с объяснением выбора.

















Членистоногие имеют наружный скелет, живут в воде и на суше, имеют разное количество ног.

Слайд 11

(Задания появляются по щелчку)

Слайд 12
(тёмный)

8. Рефлексия.

«Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать»

Согласны ли вы с этим высказыванием сейчас?

Вы довольны своей работой на уроке?
На каком этапе урока вам было особенно интересно и почему?
С какими трудностями вы столкнулись?
Какие будут замечания и предложения на будущее?









Размышления учащихся


Домашнее задание.
Выполните задания по выбору

1.Нарисуйте представителей любого класса членистоногих.

2. Оформите информационные проекты о насекомых, пауках и ракообразных, которые вы составили сегодня на уроке, дополните их интересной информацией.


3. Выполните задания в рабочей тетради по данной теме, которые вас заинтересуют.


Спасибо за урок!!!

Слайд 13
(Домашнее задание)












Слайд 14
(Выделение картинки по щелчку)




Литература:

А.А Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир. 3 класс. «Обитатели Земли». Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2008.
А.А Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир часть 1 «Обитатели Земли» – М.: Баласс, 2009.
А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
Е.Н. Землянская Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Е.Л. Мельникова Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми//Начальная школа: плюс-минус. 1999.№5,6,7,8.
Т. Новикова Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов. М.: Баласс, 2006.


Ресурсы Интернет:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




























презентация Маленькие рыцари.pptxО
·
·
·
·Задания в конвертах.docxТ
·
·
·
·15