Конспект занятия по профилактике суицидального поведения у подростков Остров ценностей


Краевой ресурсный центр по работе с семьями АНО Региональный Центр «ВЕКТОР»
Выпускная работа по курсу
" Технологии психосоциальной помощи детям и подросткам в ситуации суицидального риска».
Работу выполнила
Васюкова Д.А.
Учитель психологии
МАОУ «СОШ №133»
Программа занятия «Остров ценностей»
Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы ценностных ориентиров.
Задачи:
формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;
формирование приоритета духовных ценностей над материальными.
снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата.
Необходимые ресурсы: заготовка дерева на листке, фломастеры, список возможных ценностей, клей, лепестки 3на12(кол человек), песочные часы, листы , коробочка с пожеланиями, ноутбук, колонки
Возраст – 7-11 клI Организационный момент
Принятие правил:
Правила:
1. Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь.2. Говорить по одному.3. Уважение чувств, мыслей, ценностей. 4. Говорить только от своего лица
Показываем клип «#Жить» , настраиваем ребят на нужную волну, происходит обсуждение какие ценности увидели в клипе? (в приложении)
Упражнение «Знакомство».
Разделившись на пары, за 2 минуты вы должны как можно больше задать своему собеседнику вопросов (какие ценности важны для него? что ему нравится? и тд) и по окончании упражнения, вам предстоит его презентовать перед нами.
II.Основная часть: обсудить с обучающимися, какие ценности для них важны. Составляем «древо ценностей»
Упражнение «Необитаемый остров»
Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.
Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.
1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.
2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.
3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.
Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).
Обсуждаются вопросы:
- Какие чувства возникали по ходу упражнения?
- Как проходило обсуждение в вашей группе?
- Что оказалось самым ценным для нашей группы?
- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?
Методика «Мой личный герб».
Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.
Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов (Приложение 3 )или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.
По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.
Упражнение «Дерево ценностей» Каждый получает заготовку «Дерева ценностей»(Приложение 2) и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача участников – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности. Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.Перечень возможных ценностей (Приложение 1): Уважение, забота, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, образование, связь поколений, занятия спортом, наличие общих друзей, путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, верность, доверие. III. Заключительная часть.
Завершающее упражнение «Наши цветы»Цель упражнения: рефлексия, обмен эмоциями, полученными в процессе тренинга, чувство единства.На листе ватмана нужно нарисовать три кружка одинакового размера(Приложение 4) (в дальнейшем к этим кружкам, по краю каждого, будут приклеиваться разноцветные лепестки, и в завершении получится 3 цветка). Каждому участнику раздается по три разноцветных лепестка. В центре первого кружка пишется «Что я узнал(а) о своих одноклассниках», и каждый из участников на одном из трех лепестков пишет общее впечатление, например, «Я узнал, что мои одноклассники очень веселые»; «Я узнала, что мои одноклассники могут поддержать» и т.д.Затем каждый из участников приклеивает свой лепесток по краю кружка, чтобы получился цветок.Далее, в центре второго кружка пишется «Желаю всем…», и каждый из участников на своем лепестке пишет пожелания своим одноклассникам, затем так же каждый приклеивает свой лепесток ко второму кружку.В центре третьего кружка можно написать «Будет здорово, если мы…», каждый из участников продолжает эту фразу на оставшемся третьем лепестке, и затем каждый лепесток также приклеивается к третьему кружку.Таким образом, получается три цветка, в создании которых принимает каждый участник тренинга. Ватман с цветами фиксируется на классной доске.
По окончании занятия сюрпризный момент.
Обучающие достают из коробочки записку с пожеланием.Приложение
1
Ценности
Общественное признание, любовь, семья, развлечения, самосовершенствование, свобода, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность, здоровье, образование, путешествия, творчество, красота, счастье, доверие Ценности
Общественное признание, любовь, семья, развлечения, самосовершенствование, свобода, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность, здоровье, образование, путешествия, творчество, красота, счастье, доверие Ценности
Общественное признание, любовь, семья, развлечения, самосовершенствование, свобода, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность, здоровье, образование, путешествия, творчество, красота, счастье, доверие Ценности
Общественное признание, любовь, семья, развлечения, самосовершенствование, свобода, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность, здоровье, образование, путешествия, творчество, красота, счастье, доверие Ценности
Общественное признание, любовь, семья, развлечения, самосовершенствование, свобода, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность, здоровье, образование, путешествия, творчество, красота, счастье, доверие 2

3
4