Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидального поведения среди обучающихся Люди рождены ради жизни

(СЛАЙД 1) Люди рождены ради жизни
Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидального поведения среди обучающихся
Цель:
Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросу профилактики деструктивного поведения обучающихся.
Задачи:
Рассмотреть механизмы возникновения суицидальных намерений;
Определить варианты суицидальной превенции.
Аудитория: педагогический коллектив техникума.
Материалы:
Буклеты с комплектом информационных материалов по теме.
Время  реализации программы семинара:  1,5 часа
Этапы работы:
Организация работы, постановка цели;
Практический блок:
Предоставление теоретической информации по теме; Работа в группах.
Подведение итогов, рефлексия.
Предполагаемый результат:
Определение направлений суицидальной превенции в образовательном учреждении.
 
Ход мероприятия
- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы пригласили Вас, чтобы обсудить одну из важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей и нашего общества в целом. (СЛАЙД 2) Первым шагом погружения в тему мы хотим предложить вам посмотреть видеоролик и ответить на вопрос: «Почему подобная социальная реклама стала так актуальна на сегодняшний день?» (ВИДЕО «Реклама телефона доверия)».
- Как вы считаете, почему подобные ролики и рекламные плакаты стали так актуальны в нашем обществе?
(Дети не умеют решать конфликтные ситуации, проблемы отцов и детей, первая любовь и разочарования связанные с ней, самоутверждение в социуме, переживание детьми семейных конфликтов)
- Хорошо, что в подобных ситуациях рядом с детьми оказываются любящие, заботливые родители, педагоги, друзья, которые поймут и поддержат. Но в любом правиле бывают исключения. И когда ребенок не находит выхода, ему хочется убежать от проблемы или решить ее быстро и кардинально. Сегодня мы хотели бы поговорить об одном из таких вариантов поведения: «умышленное лишение себя жизни, как иллюзия  выхода из проблемы»  
- Речь пойдет о подростковом суициде. (СЛАЙД 3)
Суицид (в узком, медико-биологическом смысле) – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
(СЛАЙД 4) Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей  оказывается человек.   Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
 В самом широком смысле (СЛАЙД 5), самоубийство - вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения, включающий злоупотребление алкоголем, наркотиками, перееданием  и «спорт высокого риска».
Любая попытка суицида - в меньшей степени стремление к смерти, в большей мере вызов окружающему миру.
С понятием суицид связаны  следующие понятия: (СЛАЙД 6)
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
 Об актуальности этой проблемы свидетельствует статистика (ВИДЕО «Статистика суицида»):
Статистика суицида
(Слайд 8)
Самоубийство является 13-й по счету причиной смерти во всем мире.
В России, согласно данным Госкомстата, самоубийство как причина смерти находится на пятом месте в ряду других причин (после болезней сердечно-сосудистой системы, несчастных случаев и других заболеваний).
В настоящее время Российская Федерация занимает 2-е место,  по уровню завершенных самоубийств, 1- по числу самоубийств среди подростков и пожилых людей.
За последнее десятилетие в России частота суицидов среди подростков возросла почти в 3 раза. Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. По словам Павла Астахова, в России ежегодно происходит более 4 тыс. попыток самоубийств среди подростков. Около полутора тысяч из них – завершенные.
В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли.
В 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
9 из 10 попыток самоубийства дети предпринимают дома, при этом 70% суицидов совершают дети из внешне благополучных семей.
(СЛАЙД 9) Возрастные параметры:
Существует показательная статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть случаев приходится на долю юношей и девушек в переходном возрасте. По мнению специалистов, подростковая психика предрасположена к суициду. На сухом языке медицины это называется специальным термином - «пубертатный суицид», то есть самоубийство, совершенное в пору полового созревания.
Следует помнить, что любая суицидальная попытка чрезвычайна опасна! Во-первых, это может завершиться действительно смертью. Это может стать способом решения различных проблем. По сути, это манипулирование другими людьми. И любая проблема становится игрой со смертью. Это может быть также экстремальным, щекочущим нервы, своеобразным развлечением, снятием напряжения. И подростки, в данном случае делают порезы или излишне рискуют (например, встают на подоконник, демонстрируют желание выпить какие-то лекарства или токсические вещества). (СЛАЙД 10) И, наконец, игры со смертью, могут перерасти в постоянное саморазрушающее поведение, а это наркотики, алкоголь, постоянное стремление рисковать.
- А на сколько актуальна эта тема в нашем образовательном учреждении? С этой целью нами был проведен мониторинговый опрос среди обучающихся техникума очного отделения «Отношение к суицидальному поведению в обществе». И вот какие результаты получились. (СЛАЙДЫ 11-12)
После рассмотрения результатов анкетирования организуется беседа:
- (СЛАЙД 13) Как вы считаете, каким образом мы, как педагоги, должны отреагировать эту информацию?
(Внимательнее относиться к настроению и самочувствию наших детей, призывать родителей к взаимопониманию с детьми)
Исходя из всего сказано можно сформулировать задачи семинара:
Рассмотреть механизмы возникновения суицидальных намерений;
Определить варианты суицидальной превенции.
(СЛАЙД 14)
Различают следующие типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение: В основе лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.
Аффективное суицидальное поведение. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, -  затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия.
Истинное суицидальное поведение. Характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.
Самоубийство -  слишком  противоестественный  и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
(Слайд 15)
Динамика развития суицидального поведения:
Первая стадия стадия вопросов о смерти и смысле жизни.
Признаки:
Снижение адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.);
Формирование пассивных суицидальных мыслей («надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д.);
Вторая стадия это суицидальные замыслы.
Признаки:
Разработка плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства;
Высказывания о своих намерениях.
Третья стадия суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка.
Длительность развития суицидального поведения может исчисляться как минутами, так и месяцами.  При острых формах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.
(Слайд 16)
Причинами суицидов в подростковом возрасте может быть следующее:
Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели.
Дисгармония в семье. Эта дисгармония носит не внешний, а содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют учебные ситуации.
Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
Реакция протеста, причиной которого становятся нарушенные внутрисемейные, внутриучебные или внутригрупповые взаимоотношения.
Депрессия. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье.
(Слайд 17)
Сочетание признаков, сообщающих о готовящемся суициде.
Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
Внешняя удовлетворенность - прилив энергии. Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется - может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
Письменные указания (в письмах, записках, дневнике) или словесные указания или угрозы.
Вспышки гнева у импульсивных подростков.
Потеря близкого человека, дома, за которыми следуют вышеперечисленные признаки.
Бессонница.
- Мы постарались лаконично изложить информацию по данной теме. Давайте вместе с вами найти те факторы, которые помогают любому человеку найти смысл жизни, другими словами – факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения.
Задание:
Постарайтесь в группах в течение 5 минут определить и прописать эти факторы. (Слайд 18 )
- Давайте выслушаем мнение каждой группы и сопоставим его с теорией суицидологи.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков:
эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
выраженное чувство долга, обязательность;
концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
проявление интереса к жизни;
привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
(Слайд 19)
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
- Мы уверены, что теперь вы более профессионально будете наблюдать и оценивать эмоциональное состояние и реакции наших детей. Как вести себя в ситуациях, если у вас возникла тревога за эмоциональное состояние?
     Вы всегда можете обратиться к нам за помощью, консультацией, а также на первоначальном этапе оказать им поддержку. А как это сделать, вы можете прочесть в буклете, который мы вам предлагаем.
(Раздача буклетов педагогическому коллективу.)
-  Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков не должна быть только экстренной сиюминутной помощью.  Давайте подумаем, какие профилактические мероприятия с учащимися, родителями и педагогическим коллективом были бы востребованы в нашем учебном заведении.
 Задание: В группах в течение 5 - 7 минут сочинить синквейн на тему «Люди рождены ради жизни».
(Слайд 20. Правила синквейна)
1 строка – одно слово 2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему 3 строка – глагол, описывающий действие по теме 4 строка – афоризм 5 строка – слово – ассоциация.
Например:
Жизнь. Загадочная, романтичная. Завораживает. Похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно – смешно. Обращаться несерьезно – опасно! Калейдоскоп событий.
Подведение итога:
- Наш семинар мы посвятили сохранению эмоционального благополучия среди обучающихся, определили  свои дальнейшие действия по профилактике суицидального поведения.
Показ видео.






Литература:
 
Дитя человеческое. Журнал. - 2012г. - №2. Тема номера «Страшная беда – детский суицид».
Методические рекомендации по профилактике суицидов в образовательном учреждении (Социальная сеть работников образования. Адрес доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет (Ценность жизни. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,  г. Ханты – Мансийск).
Профилактика детских и подростковых суицидов: Методические рекомендации. – АСОУ, 2011. – 44 с.
Спаси жизнь (Адрес доступа:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
 









13PAGE 15


13PAGE 14615