Психологическое занятие по профилактике суицидального поведения среди учащихся средней и старшей школы Тренинг жизнестойкости


Психологическое занятие «Тренинг жизнестойкости»
Цель: профилактика суицидального поведения учащихся средней и старшей школы
Материалы и оборудование: цветные карандаши, фломастреры, листы А 4.
Ход работы:
1 упражнение «Имя»:
«Пожалуйста, произносите имена громко и внятно и постарайтесь при этом выразить голосом, что вы гордитесь своим именем. Если кто-то не расслышал чьего-то имени, пусть тут же попросит повторить его, сказав: «Еще раз, пожалуйста». Очень важно, чтобы каждое имя было хорошо расслышано».
2 упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам»
Каждый из участников группы по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:
Первое слово – его имя
Второе – блюдо (желательно, которое он любит!)
Заключительное слово – название города.
«Соль» игры в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя повторять названия блюд и городов, прозвучавших ранее!
3 упражнение. Принятие групповых норм
1.Правило «Здесь и теперь» - предметом анализа и обсуждения могут являться те процессы, которые происходят в группе в данный момент. Это позволит им в процессе занятия сосредоточить внимание на себе и будет способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии.
2. Искренность и открытость – соглашение о том, чтобы не лицемерить и не лгать. Самораскрытие, направленное на другого, позволяет стать самим собой, получить и предоставить честную обратную связь.
3. Принцип «Я» - основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Допустимы только Я-высказывания.
4. Активность – желательно активное участие всех.
5. Конфиденциальность – вся информация относительно конкретных участников должно сохраняться в группе. Это условие психологической безопасности и самораскрытия.
4 упражнение «Стрела жизни»
Продолжить фразу: Жизнь – это …
На доске рисуются разные стрелы, например:



Учащиеся выбирают понравившуюся стрелу.
Обсуждение. Почему вы выбрали эту форму стрелы? Где вы сейчас находитесь на этой стреле? К чему стремится ваша «стрела жизни»?
5 упражнение «Мои ресурсы»
Что вам поможет достичь ваших целей? Чем вы уже обладаете, чтобы достичь этих целей? (черты характера, друзья и пр.)
Напишите свои 4 сильных качества, которые можете изобразить в виде каких-то символов. Это ресурсы, которые помогут вам в жизни.
6 упражнение «Мои достижения»
Передают мяч по кругу. Тот, у кого в руках мяч, рассказывает о том, что он достиг в жизни.
7 упражнение «Стулья в круг!» (разминка)
Группа стоит в кругу. Перед каждым – стул. Держать его нужно за спинку, наклонив в сторону центра так, чтобы задние ножки висели в воздухе, а упор приходился лишь на две передние ножки.
По сигналу ведущего начинается игра.
По команде «Раз!» - все оставляют свои стулья и переходят на один шаг вправо. Сделать это необходимо быстро, чтобы успеть подхватить стул своего соседа справа до того, как он станет на пол всеми четырьмя ножками!
По команде «Два!» - переходим влево по часовой стрелке. Задание то же.
По команде «Три!» нужно успеть сделать полный оборот на 360 градусов и успеть подхватить стул, чтобы он опять не опустился на 4 ножки (или вообще не упал внутрь круга).
Те, кто не успел подхватить свой стул (выходит из игры).
Круг оставшихся игроков сжимается, и игра продолжается до выявления победителя.
8 упражнение. Притча «О предназначении».
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.
Второй сказал:
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова прав.
Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.
Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
- Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону.
Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!
Но он ошибался.
Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому научить других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
Обсуждение. (можно проводить обсуждение в контексте 4 упражнения «Стрела жизни»
9 упражнение «Магниты»
Исходное положение — участник обхватывает себя руками (прикрывая локти ладонями), закрывает глаза. Именно в такой позе участники будут двигаться все упражнение.
Ведущий включает музыку и просит начать движение.
Время от времени ведущий будет подавать команды трех видов:
1. Однополюсные!
2.Разнополюсные!
3. Размагнитились!
Команда «Однополюсные!» требует от участников, встретившихся при движении, отпрянуть друг от друга, как происходит с одинаково заряженными магнитами.
По команде «Разнополюсные!» участники-магниты «прилипают» друг к другу и продолжают движение до следующей команды в таком «склеенном виде»!
При команде «Размагнитились!» между встречающимися участниками не происходит никакой интеракции. Они просто расходятся и продолжают спонтанное движение.
Финальной сценой упражнения может стать один клубок склеившихся магнитов — реакция на команду тренера «Все пары — однополюсные!»
Еще раз напоминаю, что движение в ходе всего упражнения происходит в «основной позе» — обхватив себя руками и закрыв глаза!
10 упражнение «Моя опора в жизни»
Учащимся предлагается поразмышлять над следующими высказываниями:
В этом мире есть по крайней мере 3 человека, которые любят тебя.
Как минимум 15 человек в большей или меньшей мере любят тебя.
Единственная причина, по которой кто-то не любит тебя – это то, что он хочет быть таким же, как ты.
Одна твоя улыбка обрадует кого-то, даже если он не любит тебя.
Каждую ночь кто-то думает о тебе перед тем, как лечь спать.
Для кого-то ты – целый мир.
Кто-то не мог бы жить без тебя.
Ты особенный и неповторимый человек.
Кто-то, о ком ты даже не знаешь, любит тебя.
Даже когда ты совершаешь самую большую глупость, из этого получается что-то хорошее.
Когда ты думаешь, что мир отвернулся от тебя, взгляни: скорее всего это ты отвернулся от него.
Когда ты хочешь чего-то, но думаешь, что не сможешь этого добиться, ты скорее всего этого не добьешься. Но если веришь в себя, то рано или поздно ты получишь то, что хочешь.
Вспоминай чаще о комплиментах, которые тебя говорят. Забывай злобные высказывания и насмешки.
9 упражнение «Окно»
Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно». Ее психолог может приготовить заранее: на листе (формат А 4) нарисовано окно, в одной половине которого вверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой — «Об этом сказали другие», кроме того, оставлена форточка как скрытая область знаний о себе.
Схема «Окно» может заполняться в конце каждого занятия. Если на листе не остается свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны.