Рабочая прогоамма по математике


Планируемые результаты освоения курса «Математика».
К концу обучения в первом классе обучающиеся должны знать:
Состав каждого однозначного числа в пределах 10 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания).
Разрядный состав двузначных чисел и соотношение между разрядными единицами.
Термины: неравенство, выражение, равенство. Их смысл.
Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Взаимосвязь между ними.
Переместительное и сочетательное свойства сложения.
Единицы длины (сантиметр, дециметр) и соотношения между ними; единицу массы (килограмм); единицы времени (час, минута, секунда)Названия геометрических фигур (кривая и прямая линии, отрезок, ломаная, луч)
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше на...», «меньше на...»
Уметь:
Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100.
Складывать и вычитать «круглые» десятки.
Прибавлять к двузначному числу однозначное (без перехода в другой разряд) и «круглые» десятки.
Соотносить предметные действия с математическими выражениями.
Составлять из равенств на сложение равенства на вычитание (и наоборот).
Использовать эти свойства для вычислений и для сравнения выражений.
Пользоваться линейкой и циркулем для сравнения длин отрезков, для их сложения и вычитания.
Распознавать геометрические фигуры на чертеже;
Интерпретировать эти отношения на предметных, вербальных, схематических и символических моделях
В процессе изучения математики у обучающихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности:
обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов, зависимостей в окружающем мире;
прогнозирование результата вычисления, решения задачи;
сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа;
планирование хода решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение;
пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры;
поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера;
моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин;
анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;
сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов (без использования компьютера);
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Содержание программы
Раздел Количество
часов Из них
Проверочные
работы Контрольные работы Проекты
Подготовка к изучению чисел.
Пространственные и временные представления
8 1 Числа от 1 до 10.Число 0
Нумерация
Сложение и вычитание 81
27+2
52 3 Проект «Математика вокруг нас.
Числа в загадках, пословицах и поговорках».
Числа от 1 до 20.
Нумерация
Сложение и вычитание 33
11
22 2 Проект «Математика вокруг нас.
Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Итоговое повторение 9 Проверка знаний 1 1 Итого: 132 6 1 1.Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «вер но/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.

Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Дата Тема урока
Количество часов
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. (8 часов)
1 Счет предметов.
1
2 Пространственные представления. 1
3 Временные представления.
1
4 Столько же. Больше. Меньше.
1
5 На сколько больше (меньше)? 1
6 На сколько больше (меньше)?
1
7 Странички для любознательных.
1
8 Проверочная работа.
1
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. (29 часов)
9 Много. Один. Письмо цифры 1.
1
10 Числа 1, 2. Письмо цифры 2.
1
11 Число 3.Письмо цифры 3.
1
12 Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится».
1
13 Число 4. Письмо цифры 4.
1
14 Длиннее. Короче. Одинаковые по длине.
1
15 Число 5. Письмо цифры 5.
1
16 Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. 1
17 Странички для любознательных. 1
18 Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок.
1
19 Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.
1
20 Закрепление.
1
21 Знаки «больше», «меньше», «равно».
1
22 Равенство. Неравенство.
1
23 Резерв
1
24 Многоугольник.
1
25 Числа 6, 7. Письмо цифры 6.
1
26 Закрепление. Письмо цифры 7.
1
27 Числа 8, 9. Письмо цифры 8.
1
28 Закрепление. Письмо цифры 9.
1
29 Число 10. Запись числа 10.
1
30 Числа от 1 до 10. Закрепление.
1
31 Резерв
1
32 Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках».
1
33 Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.
1
34 Число и цифра 0. Свойства 0.
1
35 Число и цифра 0. Свойства 0.
1
36 Странички для любознательных.
1
37 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
Проверочная работа. 1
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. (52 часа)
38 +1, – 1. Знаки +, –, =.
1
39 – 1 –1, +1+1.
1
40 +2, –2.
1
41 Слагаемые. Сумма.
1
42 Задача.
1
43 Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.
1
44 +2, –2. Составление таблиц.
1
45 Присчитывание и отсчитывание по 2. 1
46 Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
1
47 Странички для любознательных.
1
48 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
49 Повторение пройденного.
1
50 Странички для любознательных.
1
51 +3, –3. Примеры вычислений. 1
52 Закрепление. Решение текстовых задач.
1
53 Закрепление. Решение текстовых задач.
1
54 +3, –3. Составление таблиц.
1
55 Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел.
1
56 Решение задач. 1
57 Закрепление.
1
58 Странички для любознательных.
1
59 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
1
60 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма).
1
61 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
1
62 Задачи на увеличение числа на несколько единиц.
1
63 Задачи на увеличение числа на несколько единиц.
1
64 Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
1
65 + 4. Приемы вычислений.
1
Числа от 1 до 20. Нумерация. (11 часов)
90 Названия и последовательность чисел от 10 до 20.
1
91 Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.
1
92 Дециметр.
1
93 Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации.
1
94 Закрепление.
1
95 Контроль и учет знаний.
1
96 Странички для любознательных.
1
97 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
1
98 Повторение. Подготовка к введению задач в два действия.
1
99 Ознакомление с задачей в два действия.
1
100 Решение задач в два действия. 1
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. (22 часа)
101 Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
1
102 Сложение вида +2, +3.
1
103 Сложение вида +4.
1
104 Решение примеров вида + 5.
1
105 Прием сложения вида + 6.
1
106 Прием сложения вида + 7.
1
107 Приемы сложения вида + 8, + 9.
1
108 Таблица сложения.
1
109 Странички для любознательных.
1
110 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
1
111 Общие приемы вычитания с переходом через десяток.
1
112 Вычитание вида 11–*.
1
113 Вычитание вида 12 –*.
1
114 Вычитание вида 13 –*.
1
115 Вычитание вида 14 –*.
1
116 Вычитание вида 15 –*.
1
117 Вычитание вида 16 –*.
1
118 Вычитание вида 17 –*, 18 –*.
1
119 Странички для любознательных.
1
120 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».
1
121 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения»
(тестовая форма). Анализ результатов.
1
122 Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
1
Итоговое повторение. (10 часов)
123 Итоговое повторение.
1
124 Итоговое повторение.
1
125 Итоговое повторение.
1
126 Итоговое повторение.
1
127 Итоговый контроль.
1
128 - 132 Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». 5
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от 20.09.2016 г. №________,
руководитель МО__________________________/Т.А.Рязанцева,
подпись /расшифровка подписи.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________/Е.П.Цимлянская(подпись) /Расшифровка подписи.