ОРКСЭ Икона-окно в Божий мир

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе
Тема: Икона-окно в Божий мир
Цель урока: познакомить с православной иконой, показать её значение в православной культуре, жизни православных христиан.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Задачи урока
Предметные: сформировать общее представление об иконе, её смысле и значении в православной культуре, в жизни православных христиан;
Личностные: способствовать воспитанию эстетической культуры, пониманию взаимосвязи идеалов красоты и нравственности в православной традиции;,развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми.
Метапредметные: воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;
Познавательные: развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, умеют вступать в речевое общение.
Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке.



















Технологическая карта урока в 4 классе
Этапы урока
Название этапа урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма организации учащихся

I. Орг. момент
Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Настраиваются на работу. Демонстрируют готовность к уроку.
Фронтальная

II. Актуализация знаний

Ребята,посмотрите на доску.У меня здесь кроссворд,давайте отгадаем.
Священная книга христиан. (Библия)
Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
Как называется обращение к Богу? (Молитва)
Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)
-Какое слово получилось по вертикали? (Икона)



Контролируют свою деятельность и выделяют необходимую информацию.
Фронтальная.

III. Самоопределение к деятельности


Вы догадались, какая тема будет сегодня на уроке?
-У кого из вас дома есть иконы?
Самое видное место в доме называется красный угол.  В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.
-А кто изображается на иконах?
-Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.




Слушают учителя, отвечают устно.









Ответы детей.



Фронтальная

IV. Работа по теме урока
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала.


- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.
- А что такое икона?
В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:
« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан».
Слово «икона» пришло к нам из греческого языка и в переводе обозначает образ, подобие. Отсюда, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Значит, иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон.
Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья Кирилл и Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он  написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие.
Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука. В России наиболее из них известны преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек..


- Мы понимаем, что икона это не обычная картина. 
-  Что же такое икона?
- Что такое картина?
-Ребята,давайте сравним Икону  Божьей Матери и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа" .И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою обычную молодую маму с ребёнком на руках. Изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности.
- А теперь посмотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению.
-Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить?  
Может, а значит картина – это художественный образ.
- Можно ли сказать, что икона это образ?  
Икона - это не картина, икона - это святой образ.
- Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.  Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников.




Слушаю учителя, вступают в диалог, выделяют и осознают то, что знают и предстоит усвоить.



























Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых, изображение христианских праздников.

Картина-изображение предметов, людей, событий.
























Ответы детей.





Фронтальная

V. Физкультминутка
Чередование статических и динамических упражнений.

Дети повторяют упражнения за учителем
Фронтальная

VI. Закрепление изученного материала
Обобщение полученных на уроке сведений,выполнение задания учителя.
-А теперь,ребята,дайте выполним задание.Вы работаете в парах.На каждую парту я положу 2 конверта и репродукции. Вам нужно разложить репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы.

-А теперь давайте проверим что у вас получилось.(проверка с помощью интерактивной доски)



Дети выполняют самостоятельную работу.







Проверка задания.


Работа в парах,фронтальная.

VII. Рефлексия учебной деятельности
Обобщение полученных на уроке сведений.
-Что особенно запомнилось?
-Как называли человека, который писал иконы?
- Где вы можете встретить иконы?
- С какой же целью пишется икона?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Фронтальная работа.

VIII. Подведение итогов урока
Закрепить знания, полученные на уроке.
-Чем вы занимались сегодня на уроке?


-Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать!

-Если вы довольны своей работой, поблагодарите друг друга.
Отвечают на вопросы.
Выражают эмоции, благодарят друг друга.
Фронтальная работа.


15