Конспект урока по обществознанию на тему Духовный мир человека

Тема урока: Духовный мир человека

Цель занятия:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы;
- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся критического мышления;
- сформировать представление учащихся о духовном мире личности как важнейшей ценности современного общества.
Оборудование: тетради, учебник, мультимедиа.
Понятия: духовный мир, духовность
Тип урока: изучение нового материала с элементами технологии критического мышления.
План урока
Классики о духовном мире человека
Микрокосмос человека
Что значит быть духовно богатым, цельным человеком?
Ход учебного занятия

1 этап.
- Сегодня мы вместе с вами постараемся разобраться в некоторых важных вопросах.
- Перед началом работы давайте, определим правила совместного действия в
группе.
- Работаем вместе, выслушиваем мнение всех, не перебиваем своих товарищей, запрещаем употреблять слова-паразиты.
Итак, тема урока (на доске не записана до конца)
Перед тем как назвать тему урока, внимательно послушайте и попробуйте ответить
Наличие у человека абсолютных ценностей в качестве цели своей жизни на земле, а также наличие относительных ценностей в качестве средства для достижения этой цели. Стремление человека к абсолютным ценностям. Что это? (Духовность) .
- Правильно! Итак, тема нашего урока «Духовный мир человека».
- Чем эта тема может быть важна именно для вас?
- Какую цель мы поставим для себя на этом уроке? (Записать на доске глаголы, которые назовут ученики. Например, задуматься, понять, решить и др.).
2 этап:
1. Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово ДУХОВНОСТЬ? (красота, любовь, одухотворённый, интеллектуальный, внутренняя гармония.)
2. Как вы думаете, что же такое духовный мир человека?

На доске пишу словосочетание ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (составляем структурно-логическую схему)












Итак:
Духовный – бесплотный, нетелестный, из одного духа и души состоящий, всё относящееся к Богу, церкви, вере, всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
Духовность – специфическое, человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.
Бездуховность – проявление кризиса общества, его культуры и нравственности.
УЧИТЕЛЬ:
В основе отношения человека к миру, самому себе , придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы лежат ЦЕННОСТИ.
- Что такое ценности?
На доске: ЦЕННОСТИ
Запишите: ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.
УЧИТЕЛЬ:
Ценности бывают: социальные и личностные.
1. Социальные – это общечеловеческие идеалы
2. Личностные – это идеалы отдельной личности
1 задание.
(Слайд)
Просмотр слайдов.
Вопрос: Что из перечисленного является сейчас духовной ценностью? Поясните ответ.
(На слайдах) –
Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»,
Колесо,
Амфора,
Собор Парижской Богоматери.
Время на обсуждение в группе – 3 минуты.
(СЛАЙД)
Высокая ДУША при малейшем случае стремится к добродетели,
ДУША низкая не иначе как ползком идёт к своему долгу
Конфуций.
- Как вы понимаете слова философа Конфуция?
- В чём отличие духовности от бездуховности? (проявление кризиса общества, его культуры и нравственности) Конкретизируйте свой ответ.
- В чём проявляется бездуховность?

Давайте посмотрим, как о духовной жизни говорят классики:


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление.
(Слово МИКРОКОСМОС написано на доске). Обратить внимание уч-ся и дать пояснение.
Микрокосмос человека – это совокупность переживаний, т.е. та часть мира, которая принадлежит лично ему и имеет структуру, соответствующую его личности, его физическому организму.
Итак, духовный мир человека (или микрокосмос) -это сложная система, элементами которой являются:

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Дискуссия: (использовать текст учебника)
«В последнее время стали часто говорить о нравственности. А по-моему, такие понятия, как МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ЖАЛОСТЬ, - пережиток прошлого. Это пошло от церкви. Я не верю в Бога и считаю, что главное – умственное развитие, а не нравственное. Жалость никому не нужна, так как разумный человек помогает людям разумом, а не жалостью».
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Опровергните или поддержите его точку зрения.
Напишите ему ответ.
- Что значит быть духовно богатым?
- Что это означает для вас?
Напишите сочинение-эссе (5 минут) на тему «Духовное богатство: что это?
(Проставить оценки (качественные, количественные)
Зачитать 1-3 мини-сочинения (читают дети)
- Ребята, в книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (Приложение 1) адресованной молодому человеку, одно письмо посвящено большой человеческой ценности. Продолжите заглавие этого письма: «Самая большая ценность - ..
- Предлагаю на выбор несколько ценностей:
- любовь
- красота
- жизнь
Поясните свой выбор
РЕФЛЕКСИЯ:
- Ребята, я сейчас начну предложение, а вы его продолжите. Итак,
1. Сегодня на уроке мне удалось..
2. На мой взгляд активная жизненная позиция, воспитанность человека говорит о его..
3. Я думаю, что духовно богатый человек
СПАСИБО, РЕБЯТА. ! УРОК ОКОНЧЕН.!



















Приложение 1.
Д. С. Лихачев
Из книги «Письма о добром»
(Фрагменты).
Самая большая ценность –
«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы
вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь, прежде всего
выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха».
Жизнь – это, прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде
всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» - это значит
«умер».
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько
выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться,
стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет
человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.
Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других,
сбрасывая с себя все пустые заботы.
Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде
всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее»,
«заслоненную красоту» обогащает человека духовно.









13PAGE 15


13PAGE 14615



Цель человека

переживания

чувства

стремления

вера

знания

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

способности



15