Методические приёмы по литературному чтению. Нескучное чтение

НЕСКУЧНОЕ ЧТЕНИЕ



Методика оптимального чтения

Статья напечатана в журнале « Начальная школа» №7 за 2009год

Что это значит – учить детей читать? Казалось бы, каждому учителю хорошо известен ответ на этот вопрос. Действительно, все знают, что ребёнка надо научить «узнавать в лицо» буквы, слитно «озвучивать» их последовательность и «извлекать» из произнесённого смысл. Первые два компонента составляют так называемую технику чтения, а последний – понимание читаемого.
Цель обучения чтению формулируется исходя из общей задачи развития личности ребёнка. Современная начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно- эстетическим и гражданским развитием.
А чтобы учитель начальных классов смог воспитать такого читателя, нужно стараться решать следующие задачи:
- сформировать у всех учащихся правильный навык чтения;
- постоянно развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
- воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
- научить работать с учебной и детской книгой;
- обеспечить полноценное восприятие художественных и научно- познавательных текстов в их специфике.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает следующее:
- овладение навыками чтения, культурой чтения, слушания, говорения;
- сформированность навыков работы с разными видами текстов;
- эмоциональную отзывчивость на читаемое;
- творческую активность;
- определённую самостоятельность и способность воспринимать художественное произведение.
Непременное условие продуктивной деятельности человека 21-ого века – это усвоение техники быстрого чтения. Считаю: на современном уровне необходимо, чтобы каждый ученик овладел оптимальным чтением».
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
В.А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором» писал, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. В нормативах программы Министерства просвещения указано, что скорость чтения к концу начального обучения должна составлять 90 слов в минуту. Как же поступать реально?
Считаю, что большая часть учеников в конце начального обучения должна иметь скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Именно скорость чтения оказывает наиболее сильное влияние на успеваемость каждого ученика.



Разные ученики имеют разный темперамент. Холерики говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Сангвиники – 120-150 слов в минуту (совпадает с оптимальным диапазоном). Хуже обстоит дело с флегматиками и меланхоликами. Для этих учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но, оказывается, природа даёт нам подарок. Большинство наших учеников – холерики и сангвиники, а флегматики и меланхолики составляют 10%, т.е. 3-4 человека в классе. Поэтому большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту при условии творческого подхода к работе с младшими школьниками.

Как же добиться оптимальной скорости чтения?

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению. Попробуйте и они будут работать.
В Азбуке заложены богатейшие возможности для становления у первоклассников не только технической стороны чтения, но и конкретных умений, необходимых для выполнения «трудной» работы полного и глубокого понимания читаемого.
Интересен такой приём: прочитав заголовок текста «Покупки», полезно сначала поразмыслить над смыслом слова: от какого слова оно происходит, какое значение имеет,
о чём же должно говориться в тексте, имеющем такое название.
Или такой приём: закрыть закладкой часть текста и, дойдя до неё, попытаться предположить, что будет дальше, сравнить с текстом. Самое важное здесь - заинтересовать детей. Подбор и подачу материала веду дифференцированно. Дети, приходящие в школу читающими, самостоятельно работают по карточкам, красочно оформленным, а потом - по иллюстрированным интересным книгам.
На самом первом этапе обучения чтению для развития чёткости произношения я использую упражнения, развивающие артикуляционный аппарат:
- это чёткое произношение скороговорок, чистоговорок. Вначале проговариваем беззвучно, затем шёпотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе;
- чёткое произнесение скороговорок (5 раз и более) (Шесть мышат в шалаше шуршат. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. Архип охрип, Осип осип. Боря Ире дал редиску, Ира Боре – барбариску. Сын Сени накосил стог сена.);
- каждый урок заучиваем стихи, детские потешки, считалки, физминутки, прозу, а в конце урока вспоминаем и читаем снова;
- обязательно подвожу итог, вручаю победителям призы;
- чтение перевёртышей (справа налево) (Анна, барабан на!);
- обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым звуком и буквой;
- работа над загадками (загадки приучают детей пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл);
- чтение в темпе скороговорки (не более 30 секунд). Затем останавливаю учеников и предлагаю читать медленнее, красиво, выразительно. А когда переходят читать на незнакомую часть текста, то читают её в повышенном темпе.

На уроке литературного чтения надо много времени отводить чтению (30-35 минут урока)
В своей работе использую различные виды чтения.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Домашние тренировки в чтении проводить порциями по несколько минут, постоянно увеличивая время чтения.
Многократное чтение с определёнными заданиями. После того, как новый рассказ прочитан и осмыслен детьми, предлагается начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого чтения. Увеличение количества прочитанного текста вызывает положительные эмоции у ученика.
Или использую такой приём: указываю слово, до которого дети должны дочитать и поднять руку. А чтобы проконтролировать чтение, задаю контрольные вопросы по прочитанному.
Использую метод жужжащего чтения. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Желательно отводить для чтения не более 5 минут урока. Эффективность работы высока.
Каждый урок (причём несколько раз) даю образец чтения или слушаем грамзапись. Это очень важно и эффективно, т.к. дети подражают учителю.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребёнок прочитает несколько строк и после этого получит кратковременный отдых. Хорошо, когда он будет читать с родителями по «цепочке».
Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке (математики, русского языка, рисования, труда) дети читают свою любимую книгу. Это даёт положительный эффект.
Успевай следить за учителем! Читаю громко текст, варьируя скорость чтения. Дети следят и стараются успеть читать за мной «про себя». Проверка: внезапная остановка чтения учителем. Подвожу итог работы.
Чередование чтения вслух и «про себя». Проверка: чтение перед классом и подведение итогов.
Чтение вслух по « цепочке». Дети всегда читают с очень большим интересом.
Комментированное чтение. Читают хорошо подготовленные ребята.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Хоровое чтение. Использую иногда, нечасто.
Медленное чтение. Использую на начальной стадии.
Групповое чтение.
Чтение в паре с товарищем. Дети очень любят читать друг другу.
Всегда нахожу время, чтобы спросить, что перед сном вместе с родителями ты читал вчера.
Чтение перед сном.
Чтение молча – это чтение « глазами», без внешних речедвижений. Работая по Азбуке, провожу упражнения в чтении «глазами» отдельных слов и предложений. Со 2-го класса ввожу чтение «молча» Но увлекаться данным чтением нельзя – можно разучить читать детей вслух. Молчаливое чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг, что особенно важно в наш век. Обучение чтению «молча» должно идти параллельно с обучением чтению вслух.


Вот некоторые методы и приёмы, используемые мной в работе.

Раздаю газету. За 1 минуту надо обвести в кружок изучаемую букву (1 класс).


За 1 минуту перерисуй в тетрадь.



















































































Прочти внимательно и запомни (30 секунд).
24 74 35 44 68 70 12 27

Для концентрации внимания пользуюсь таблицей Шульте. За 1 минуту нужно отыскать числа от 1 до 25 или от 25 до 1 (Можно напечатать буквы алфавита).
6 16 9 14
1 8 20 24 2
18 22 10 21 12
17 11 23 5 25
7 4 3 19 3



4 12 В Л 5
Ж 9 7 13 2
6 1 К Г 10
Д М З Е А
И Б 11 3 8



Вставить в текст пропущенные буквы.(1минута)

НАД ГОРОДОМ НИЗКО ПОВИСЛИ СНЕГОВЫЕ ВЕЧЕРОМ НАЧАЛАСЬ
. СНЕГ ПОВАЛИЛ БОЛЬШИМИ . ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР ВЫЛ, КАК .НА КОНЦЕ ПУСТЫННОЙ ПОКАЗАЛАСЬ ДЕВОЧКА.
ОНА МЕДЛЕННО И ПРОБИРАЛАСЬ ПО .

Прочти и запомни (30 секунд)
Сад, река, город, лес, сарай, голос, книга, клуб.

Письмо сочинения на букву «М» (За определённое время)
Например. «Мама мылом мыла Машу. Маша молола муку. Майка Маше мешала.
Маша метлой мела мусор. Мылом Маша мазала медведя Мишу. Миша молчал, моргая!»

Дополни следующие окончания:
Я с сестр сегодн учи интересн стихотв


Дополни части поговорки:
Мал золотник .
Лучше поздно .
Тише едешь .
Дал слово .


Дополни предложения:
Переходи улицу там, где
Мы боремся за .
Эта книга очень .
Мне нравится музыка .
У меня друг .
Математика нужна . .

Игра «Третий лишний»
Смех, улыбка, грусть.

Игра «Вычеркни белых ворон»
Дружба, доброта, честность, тревога, бодрость

Работа по памяткам.

«Учись читать правильно»

1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его
3.При чтении будь внимательным к каждому слову.
4.Старайся понять, о чём читаешь.
5.Читай ежедневно вслух и «про себя»

«Как подготовиться к выразительному чтению?»

1.Читай текст внимательно.
2.Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживание героев, автора.
3.Определи своё отношение к событиям.
4.Мысленно представь себе их.
5.Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь паузы, поставь логические ударения.
6.Сначала прочитай текст для себя вслух.
7.Прочитай текст выразительно.

Работая над выработкой оптимального чтения, нельзя забывать работу над выразительностью чтения. Выразительное чтение – это неотъемлемая часть любого урока чтения в начальной школе Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры устной речи, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. Поэтому часто использую в классе музыку П.Чайковского, Э. Грига при ознакомлении с произведениями, использую живое слово актёра (в грамзаписи).
Подготовку к работе над выразительностью речи я начинаю ещё с первого занятия в детском саду с будущими первоклассниками. Обязательно проверяю у каждого ребёнка чистоту звуков и учитываю дефекты, прослушиваю, как дети читают стихи, сказки. С первого класса знакомлю ребят с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией.

Правильное дыхание – это здоровье.

Выполняя упражнения, помни о правильном дыхании. Дыхание – это жизнь. Глубокое дыхание – это источник силы. Чем глубже ты дышишь, тем сильнее воздействие упражнений.

Вот несколько упражнений.
№1
И.П. Встать, расправить плечи, голову держать прямо На счёт «раз»,«два» - глубокий вдох (про себя). На счёт «раз» - задержка дыхания. Выдох – плавный счёт от 1 до 10 или от 1 до 15.
№2
И.П. Встать, расправить плечи, голову держать прямо (то же). На выдохе – говорение пословицы или скороговорки. Длинные скороговорки идут с добором воздуха.

Твой голос – твоя визитная карточка.

Над голосом нужно работать и можно значительно его улучшить. Если регулярно делать несложные фонетические упражнения по выработке хорошей дикции, то со временем можно приобрести приятный голос. Помогаю детям пользоваться 6-ю рычагами: громко - тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
№1
И.П. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произноси плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки (м) (л) ( н )
№2
Вдох а-а-а-а выдох – вдох э-э-э-э выдох – вдох и-и-и-и выдох – вдох о-о-о-о-о выдох – вдох у-у-у-у выдох
№3
Вдох аррррр выдох – вдох эррррр выдох – вдох иррррр выдох – вдох оррррр выдох – вдох уррррр
№4
Произноси отчётливо, раскатисто: руль – ром – рысь – пруд – рог – роль – пара – куры – трава – крыло – привет – сирень – друг – правило – мороз – арфа – шар – повар – забор – пробка – ковёр – дверь – сыр – товар – договор – амбар
№5
Отчётливо произноси трудные слова:
- чрезвычайное происшествие,
- местные достопримечательности.
- чрезмерная нагрузка и т.д.

Самое важное для тебя – это твой успех.

Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой оценкой.
При такой постановке дела ребята радуются каждому своему успеху, пусть даже самому крошечному. Стараюсь придумывать что-то оригинальное, необычное, чтобы превратить учёбу в удовольствие.
Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними результатами. У каждого ученика есть «Листок скорости чтения» такого вида:

месяц количество слов в минуту прирост
сентябрь 149 +38

Великим стимулятором активной учебной деятельности (обучения чтению) является хорошо продуманная система поощрения.
1. Жетон «Спасибо!».
2. Медаль «Лучший читатель».
3. Подарок – книга.
4. Грамоты.
5. Инсценирование сказок.
6. Праздники.
7. Выступления на родительских собраниях.
8. Обмен опытом родителей.
9. Выпуск классных газет.
10. Личная программа по самовнушению. («Я могу одолеть то, что хочу. Чтение станет моим любимым предметом. Чтение нравится мне. Мне очень нравится читать. Я радуюсь каждой прочитанной книге. Я доволен собой!»).

Все данные о технике чтения за 4 года обучения передаю учителю литературы в 5-ом классе. Очень важно, чтобы была преемственность в работе учителя начальных классов и учителя литературы в 5-ом классе.
Самая большая моя радость – мои ребята, любящие читать, радующиеся каждой встрече с новой книгой. Самое важное – это успехи, удачи, серьёзные достижения моих учеников.
«Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребёнка в учении Если ребёнок не видит успехов в своём труде ребёнок теряет веру в свои силы»
В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям».



МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Луги
Учитель начальных классов Гусарова Любовь Алексеевна, победитель конкурса ПНП «Образование».