Урок по русскому языку на тему: Русский язык как язык межнационального общения (6 класс)


Тема: Русский язык как язык межнационального общения.
Цель: сообщить учащимся, что русский язык – язык межнационального общения
Задачи: 1) приобщить учащихся к богатству и красоте звучания русского слова;
2) способствовать формированию умения высказать свою точку зрения;
3) воспитывать культуру общения, умения слушать своего товарища.
Оборудование: портреты и высказывания А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева, Абая о роли русского языка; словари ( БСЭ, толковый,
синонимов, антонимов, фразеологизмов, орфографический); стихи, пословицы.
Тип урока: комбинированный
Эпиграф: Любой язык по-своему велик-
Бесценное наследство вековое,
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Н. Доризо.

Ход урока
I. Оргмомент.II. Сообщение темы урока.
-Сегодняшний урок будет посвящен не только Дню языков, но и Международному Дню грамотности, который отмечается во всем мире сегодня, 8 сентября.
(2 ученика рассказывают стихи)

Мы с днем грамотности поздравляем
Всех, кто может прочитать стишок!
Им от всей души сейчас желаем
В школе обучаться хорошо!
И не пропускать по русскому уроки,
Чтобы вы читать, писать могли,
Знаний не бывает слишком много,
В жизни пригодятся вам они!
****
Всем нам грамотность нужна!
Без нее куда?
Я признаться вам должна —
Без нее беда!
Не понять, что говорят,
Пишут и поют.
Так что повышайте, люди,
Грамотность свою!
- Ежегодный Международный день грамотности объявлен в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности».
-Это прекрасно, что в мире есть праздник, который обращает внимание на необходимость быть грамотным.
Грамотность — это основа, с помощью которой мы постигаем другие науки. Ведь не умея писать и читать, невозможно стать образованным человеком, невозможно быть уважаемым и полноценным членом общества.
III. Работа в тетрадях.
- Прочитать эпиграф, объяснить смысл, записать.
-Как же стать грамотным человеком?
-Те, кто хочет стать грамотным, могут обратиться к четырем помощникам.
Первый – словари. Многие боятся ими пользоваться, считая это признаком безграмотности. Конечно, это не так. Орфографическими, толковыми и другими словарями нужно пользоваться. А в ситуации, когда человек изучает несколько иностранных языков, только эта мера может помочь сохранить высокий уровень грамотности.
Второй – это повторение курса современного языка. Здесь можно посоветовать обзавестись учебниками, пособиями, курсами в таблицах. Не зря же говорится: повторение-мать учения.
Третий – это книги. Обращение к классикам – иногда единственный способ стать грамотным человеком, так как именно их произведения оказали важнейшее влияние на формирование языковых норм.
Четвертый – это устная речь. Грамотные люди могут поправлять нас. И не надо обижаться, лучше принять их слова к сведению. Со временем привычка правильно говорить закрепится, но для этого нужно учиться и учиться.
-А как вы думаете, ребята, в наше время есть люди, которые не умеют читать, писать, считать?
-Несмотря на заметные успехи многих стран, не для всех детей, молодых людей и взрослых грамотность как цель была достигнута. Более 860 миллионов взрослых в мире остаются неграмотными. Около 100 миллионов детей вообще не посещает школу.
Поэтому вы должны ценить то, что у вас есть возможность ходить в школу, бесплатно получать знания, а потом учиться в колледжах, университетах и приносить пользу своему государству.
- А какой язык является главным, государственным в Казахстане?
(Люди одной страны, одного государства могут говорить на разных языках. Но для развития общества, его культуры, науки и производства нужен государственный язык. Таким языком в Казахстане является казахский язык).-Почему же мы всюду слышим русскую речь?
(Люди одной страны, одного государства могут говорить на разных языках. Но чтобы понимать друг друга, нужен язык мира, язык межнационального общения. Таким языком в Казахстане признан русский язык. Русский язык – язык русского народа, служит средством межнационального общения не только в России, но и многих государствах СНГ. Он является одним из распространенных языков мира и рабочим языком ООН).-Именно поэтому в нашей стране, объединившей народы более 120 национальностей, в течение 10-ти дней проходят мероприятия, посвящённые Дню языков.
IV. Словарно-орфографическая работа.
Лингвистика (языкознание; от латинского лингва – язык), наука, изучающая язык,  русский язык, грамматика- свод правил, которым подчиняется язык , грамота (grammata – чтение и письмо (греч.),
V. Синонимия слов.–Записать предложения.
Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).
После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).
Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов).
-В каком значении употреблено слово грамота?
VI. Работа со «Словарем фразеологизмов».
- Найти объяснение словосочетаниям «филькина грамота», «китайская грамота».
«Филькина грамота» -пустая бумажка, не обладающая какой-либо реальной ценностью.В этом фразеологизме слово филька употреблено в значении «глупый, недалекий человек» (вспомните слово простофиля) и образовано от имени Филя, Филимон. Наверное, жил когда-то некий Филимон, отличавшийся такой безграмотностью, что имя его стало нарицательным.-Таким образом, «филькина грамота» буквально означает: глупо составленный, плохо написанный документ.
«Китайская грамота»- что-то неподдающееся пониманию, неизвестное.
VII. Речевая разминка
1) «Собери слово». 
(Учащиеся составляют слово, взяв указанные морфемы из разных слов)
Взять приставку от слова «обдумать»;
корень от слова «ясно»;
суффикс 2 спряжения от слова «пилить»;
суффикс неопределенной формы глагола от слова «писать»
= объяснить
2)Игра «Найди ошибку, исправь и объясни».
ФСЕ НА БАРЬБУ С БЕСГРАМАТНАСТЬЮ
VIII. Работа над пословицами.
(каждый ученик читает и объясняет свою пословицу)
Грамотный человек — словно солнце, неграмотный — что чёрная ночь.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Азбука к мудрости ступенька.
Без наук как без рук.
Выбирай книгу, как выбираешь друга.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Для ученья нет старости.
IX. Итог урока.
- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?
-Что вам запомнилось из нашего разговора?
Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на 5!
С ошибкой писать — тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок — основа основы!
Давайте же будем язык свой любить!
Х. Домашнее задание.
-Написать сочинение «Чтоб грамотеем быть среди друзей, учиться русской грамоте мне нужно поскорей!»