Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
г. Воронеж Дорожко Е.В.



Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.  
Задача  школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Стандарт нового поколения  помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть,  и которые формируют фундаментальное ядро образования. В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».
Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и познавательный интерес. Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Одно из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому предмету большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы, каждый учитель много времени должен уделять поискам активной формы и методов обучения. По словам Сухомлинского «Урок – это первая искра, зажигающая факел любознательности». Активизация деятельности учащихся на уроке одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходят в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных познавательной деятельности школьников. В процессе собственной исследовательской деятельности дети должны сами задавать себе вопросы и найти на них ответы.
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Элементы занимательности выступают как  важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках. Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание, разнообразить урок. Загадки на уроках используются как в устной, так и в письменной формах по разным темам, изучаемым в программе русского языка начальной школы. Задания могут быть самые разные. В любом виде работы загадки, пословицы, поговорки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно влияет на их знания, умения и навыки. Особый интерес у ребят появляется, если они эти задания выполняют не в простой тетради, а на красочных рисунках или фигурках в виде листков деревьев, огурчиков, картинки деревца, т.е. в зависимости от того, с какой темой переплетается задание. Все это позволяет заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогащая словарный запас и формировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Орфографические упражнения позволяют осмыслить, осознать трудные слова и стимулируют познавательную деятельность ребят.
На своих уроках учу наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь мне приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», ненавязчиво я корректирую их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что «Хорошая игра похожа на хорошую работу» каждому учителю необходимо научиться, умело использовать игру. Включение игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает учебный материал усиливает интерес к предмету. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, способствуют активизации мыслительной деятельности, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Следует помнить, что основная цель проведения игр на уроках русского языка - обучающая, поэтому игра должна быть посильной и обязательно служить максимальной активизации мыслительной деятельности учеников, для чего игры следует, как можно чаще разнообразить, менять условия, правила.
Детей необходимо мотивировать в начале урока, на этапе усвоения материала, повторения и закрепления. Поэтому и игры должны соответствовать поставленной цели на каждом этапе урока.
На этапе активизации можно использовать такие игры как:
«Волшебные превращения»
Столбик слов, которые отвечают на вопрос ЧТО?
               Коса-
               Сон-
               Оси-
               Леса-
      Измените одну букву в словах так, чтобы они стали отвечать на вопрос КТО?
«Доскажи словечко»
  Трактор водит - 
   Электричку - 
   Стены выкрасит - 
   Доску выстругал - 
   В доме свет провёл - 
   В шахте трудится - 
   В жаркой кузнице - 
   Кто всё знает - 
«Четвёртый лишний»
Определите, какое слово лишнее. Почему? Запишите в тетрадь это слово и подберите к нему ещё три, чтобы получилась смысловая группа.
         Осень, зима, январь, лето.
  ( Лишнее слово «январь», его записывают в тетради дети и подбирают к нему слова «февраль, март, август»)
         Девочка, кукла, мальчик, мама.
(Лишнее слово «кукла», к нему подбираем слова, называющие игрушки)
-Тарелка, кастрюля, стул, чайник.
-Тетрадь, пенал. учебник, топор.
-Роза, лиса, колокольчик, ландыш.
-Курица, овца, корова, лошадь.
«Расшифруйте имена существительные»
Расшифруйте весенние слова и определите их род и число:
      Пеакль
      Нытапроли
      Чагр
      Снижкнепод
      Сокласуь
      Чуйре
      Жули
«Слова в словах»
Найдите слова в словах(имена существительные),определите их род и число.
      Хоровод (хор, ров, овод)
      Шпагат
      Яблоко
      Буйвол
      Волосы
      Ярмарка
      Голоса
      Полоса
«Мостик»
Тема «Анализ слов по составу» (урок-повторение).
На доске изображение реки, по берегам с одной стороны суффиксы, с другой – слова. Задача как можно больше составить слов, тем самым строя мостик через речку. Такую игру лучше проводит в парах. Даная работа способствует организованной работе, активизирует слабых учащихся, способствуя проявлению их возможностей. Для сильных учащихся данная работа способствовала процессу тренировке в образовании новых слов. Игра работает еще и на память учащихся, воспроизведение определения, правила на умение применять свои знания на практике.
Наглядные средства используются для привлечения внимания к игровому действию, обрисовки ситуации игры, для большего понимания действий, которые необходимы для решения задачи. А проведение данной игры на начальном этапе урока способствовала актуализации знаний учащихся, подготовке к повторению того материала, который предлагался на данном уроке, формирования интереса у учащихся к русскому языку.
«Снежинка».
Работа в парах. На парте у учащихся лежат ёлочки, на которых написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой. Нужно вставить пропущенные буквы в словах: к.лючая, б.льшая, з..лёная, ч..десная, пуш..стая.
Игра «Раскрашивание».
Используется при подготовке к описанию природы (тема «Имя прилагательное»). Учащимся предлагается две репродукции: сначала черно-белая, затем цветная. Ребята «раскрашивают» чёрно-белую репродукцию, затем сравнивают её с цветной.
Игры слайд
Используются разнообразные игры, их много и все они разные. Но самые интересные игры для детей, это те, которые используются на протяжении нескольких лет обучения, но с усложнением правил.
Так, например, игра «Паровоз».
В первом классе – это выделение первых звуков в словах (например, названия животных) и посадка их в специальные вагоны. Если в слове «лев» первый звук [ л ] – согласный, звонкий, твердый, то картинку с изображением этого зверя мы посадим в вагон синего цвета, потому что твердые согласные обозначаются на письме синим цветом.
Во втором классе эти же вагоны можно использовать при изучении темы «Состав слова». Цветными вагонами можно обозначить часть слова, Такая игра поможет ребенку закрепить знания о составе слова, научит видеть слово, отличающихся от других по своему составу.
В эту игру можно применить при их учении частей речи. А в четвертом – при изучении спряжения глаголов.
 Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Основной педагогической целью является получение детьми собственного опыта и знаний не из книги и рабочих тетрадей, а посредством самостоятельно организованных и проведённых экспериментов. В процессе собственной исследовательской деятельности дети должны сами задавать себе вопросы и найти на них ответы. Таким образом, они уже на ранних этапах обучения могут получить знания, на основе которых может быть построено дальнейшее образование. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Психологи доказали научно, а учителя знают из своей повседневной практики, что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции. Учение должно пробуждать чувство радости познания, радости успеха. Я стараюсь поддерживать ребёнка, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперёд. Моя задача - помочь маленькому человеку услышать и увидеть прекрасное, доброе. А, познав добро, он будет творить его сам. Главное, что дети должны вынести из детства - это научиться красоте и любви.