Методический материал Неуспевающие дети


Приоритетное направление – работа со слабоуспевающими детьми.
Цели:
1. Формирование здоровой, компетентной личности, имеющей определенную гражданскую позицию;
2. Развитие памяти и внимания, мышления;
3. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха;
4. Подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения;
5. Повышение уровня общего, сенсорного и интеллектуального развития.
Задачи:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности;
2. Формирование учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Воздействие направлено на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
3. Формирование адекватной самооценки;
4.Личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом;
Задачи воспитательной работы:
1. Воспитание наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности;
2. Укреплять интерес к дружбе с одноклассниками;
3. Способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений;
4.Воспитывать высокие моральные качества;
5. Воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком.
Ожидаемый результат:
1. Повышение школьной успеваемости.
2. Повышение уровня познавательных процессов.
3. Успешная адаптация в социум.
Слабые дети – это не уродливые,
а самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества.

Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его годам обучения в школе. Дело даже не в том, успешно или неуспешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, с желанием ли каждый день ходил в школу, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества. Во многом это зависит не столько от самого ученика, а от того, каков сам школьный процесс, как он организован, как общество видит цели и задачи школьного обучения.
Овладение знаниями в процессе школьного обучения со всей ясностью и отчетливостью должно выступать не как цель, а как средство развития личности школьников. Главная же задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не угасала раз и навсегда еще во время обучения в школе, чтобы она двигала ими и в будущем и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получил бы удовлетворение от этого.
«Ученик, - писал К.Д.Ушинский, - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Однако в начальной школе навыки обучения гораздо важнее знаний как таковых. Безусловно, умение хорошо читать влечет за собой знания, но в первую очередь важны все-таки сами навыки – чтение, письмо, устная речь, счет. Основная цель начальной школы состоит в развитии именно этих учебных навыков. Дети, у которых последние сформировались на низком уровне, терпят неудачи в школе и теряют шанс преуспеть в жизни.
Известно, что от 15 до 40% учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения. Но именно требование учиться хорошо, даже когда ребенок по своим способностям не может соответствовать этому требованию взрослых, приводит к возникновению у него проблем, если во время не прийти на помощь ребенку, то это отражается на качестве усвоения знаний и на формировании личностных качеств:
конформизма
лживости
приспособлен-
чества
отрицательного отношения к труду
отношения к труду
снижение
самооценки
неуверенности в своих силах

отношения к труду
снижение
самооценки
лживости
отрицательного отношения к труду


приспособлен-
чества
конформизма
неуверенности в своих силах



Основываясь на имеющихся в психолого-педагогической литературе данных, можно говорить о том, что в настоящее время в практике школьного обучения сложилось несколько подходов к диагностике и коррекции причин, вызывающих те или иные трудности в школьном обучении.
Психологическая диагностика
Медицинское обследование
Педагогическое исследование
Логопедическое обследование

Педагог – специалист по выравниванию. Его задача – помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а попутно – еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу. Очень важен контроль над тем, как умственное развитие осуществляется, какие трудности появляются у учащихся в процессе усвоения знаний, своевременное устранение тех факторов, которые приводят к трудностям обучения и, следовательно, к снижению школьной успеваемости.
Вывод:отстающие могут хорошо учиться при условии своевременной адекватной помощи специалистов (психолога, логопеда-дефектолога, нейропсихолога), поддержки учителя и классного руководителя в классе, родителей дома.

Я работаю с неуспевающими детьми (и их родителями) не один год. Прежде всего, работу начинаю с диагностики сформированности приёмов учебной деятельности. Пользуюсь тестами Липпмана (выявление уровня логического мышления), задачами А.З.Зака (определение уровня развития мышления), проективной методикой Луслановой Н. Г. (определение адаптации ребёнка в школе), Л.Лури (диагностика произвольной памяти учащихся), У.Ульенкова (определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности), методами Б.П. Никитина. Методами диагностики могут быть анализ письменных и устных работ, анкетирование, тесты по различным разделам.
На основе объективных данных анализа обучающих делю на четыре группы:
– отлично успевающие– стабильно успевающие– нестабильно успевающие– слабоуспевающие
Учащиеся последней группы – это неуспевающие учащиеся, имеющие существенные пробелы в знаниях. За многие годы работы в школе я выделяю несколько причин плохой успеваемости:
– отставание ученика в умственном развитии от своих сверстников– плохое здоровье, частые и продолжительные пропуски уроков отсутствие внутренней мотивации обучения:– неумение организовать свою работу во время урока, несобранность, медлительность.
Считаю, что путь преодоления причин неуспеваемости младших школьников лежит в проведении коррекционной работы. Поэтому после выявления причины плохой успеваемости я вместе с родителями намечаю план работы по полному или частичному устранению этих причин. Задания по ликвидации пробелов знаний, умений и навыков разделены на домашнюю и классную работы. На каждого слабого ученика заведена специальная карта, где отмечаются пробелы в знаниях и достигнутые успехи. В классе такие учащиеся находятся под моим постоянным контролем: индивидуальный подход, дифференцированные. Такие ребята сидят рядом с хорошо успевающими детьми. Для слабоуспевающих учащихся разрабатываю специальные тексты самостоятельных работ, тренировочные упражнения, проверочные работы. Дополнительные домашние задания включают в себя тренировочные задания, развивающие внимание, сообразительность. Вообще работа с неуспеваемостью – это длительный, кропотливый процесс, и его успешное завершение зависит и от терпения и настойчивости учителя и от помощи родителей, но главное от желания самого ученика. С годами выработались основные направления, которыми пользуюсь при работе со слабоуспевающими учащимися: ежедневная проверка тетрадей. Каждый раз фиксирую, какие ошибки, допустил обучающийся, и в обязательном порядке дома делают работу над ошибками. Такая работа является важным местом в работе с неуспевающими детьми. Ребёнок объясняет орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепляет навыки правильного написания слов. Считаю, что главное, чтобы ученики работали над своими ошибками. Детям на полях знаком отмечаю ошибки, а они самостоятельно их исправляют, объясняют правописание тех слов, в которых ими были допущены ошибки, подбирают проверочные слова к данным словам. Идёт Постоянная взаимопроверка работ учащимися по опорным – проверочным карточкам, очень эффективен подбор аналогичных примеров с неправильной орфограммой. Работа над ошибками является не только средством закрепления орфограммы, но и приёмом работы над развитием орфографической зоркости. На уроках использую приём “Работа в парах”. Так как слабый ученик прикреплён к сильному, то сильный помогает слабому. Причём, когда возникает проблемная ситуация, то сначала говорит слабый, а потом сильный учащийся дополняет то, что не смог вспомнить и ответить слабый.
Добиваюсь, чтобы все дети готовили пересказ и учили стихи. Ни одного учащегося не оставляю без внимания. Все дети знают, что если сегодня по какой-то причине не ответил, то на следующем уроке или на переменке спрошу обязательно, ответ будет оценен. Если ученик не готов к уроку по уважительной причине и предупредил, то отрицательной отметки нет. Также всегда предоставляю возможность пересдать материал на более высокую отметку.
Считаю, что главным в работе со слабоуспевающими детьми является психологическая поддержка. Поэтому стараюсь создавать ситуацию успеха. Обязательно смотрю ребёнку в глаза, когда разговариваю с ним, всячески подбадриваю. После проведения контрольной работы отдельно собираю, анализирую ошибки. Главное, помогаю ученику преодолеть трудности. Использую занимательные различные упражнения для активизации интереса детей. На уроках русского языка использую комментированное письмо. Дети проговаривают по слогам то, что пишут, обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при выполнении этого правила предупреждаются ошибки. Сначала комментируют ошибки сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, мышление, фонематический слух и речь. Ребята очень любят карточки, которые активизируют деятельность детей. Также любят по образцу находить свои ошибки. После того как выполнена карточка, ребёнок берёт другую, карту–опору, и проверяет сделанную работу. На первых этапах самостоятельно исправленная ошибка на полученную отметку не влияет. Главное, чтобы ребёнок понимал, что у него всегда есть возможность исправить свои ошибки. Обучение без ошибок не бывает. Потом смотрю, какие ошибки допустил учащийся и делаю выводы, над чем следует работать с учащимся. Для облегчения работы учеников использую карточки – алгоритмы, схемы-опоры. Они используются до тех пор учениками, пока они сами не почувствуют, что могут обходиться без них. Пока у ребёнка нет такой уверенности, он ими пользуется. Использование таких карточек делает работу учеников более продуктивной. Считаю, что таким образом создаётся ситуация успеха для учащихся, они не чувствуют себя униженными, появляется вера в свои силы.
Стремлюсь сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Тогда учиться интересно, легко, радостно. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Стараюсь найти что– то интересное в жизни.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети в таком случае запоминают слабо, так как учёба не захватывает их.
Первым этапом в своей работе со слабоуспевающими детьми, считаю выявление причины неуспевания.
Методы:
- составление социального паспорта класса;
- анализ медицинской карты;
- анализ контрольных работ, качества знаний, скорости чтения
- психологические тестирования (диагностика)
Психологические причины общего отставания в учении. Недостатки в развитии познавательной сферы.
Можно согласиться, что вышеуказанные обстоятельства играют определенную роль обусловливании школьной неуспеваемости, однако они в подавляющем большинстве являются не причиной, а следствием действия, в первую очередь, психологических причин, среди которых самое важное место принадлежит недостаткам в развитии познавательной сферы школьников.
В первую очередь рассмотрим недостатки в развитии познавательных процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, внимания) и трудности в учебной работе, которые они вызывают.
К недостаткам в развитии ощущений мы относим низкую чувствительность, недостаточную дифференцированность разных видов ощущений одной и той же модальности. Значение ощущений в учебной деятельности по усвоению различного материала чрезвычайно велико. При недостаточном уровне развития мышечно-двигательных ощущений у учеников могут возникнуть трудности в письме (грязь в тетради, плохой почерк, неправильное написание букв), на уроках математики (при формировании понятия числа); при недостаточности вкусовых ощущений затрудняется формирование содержательно наполненных понятий; при недостаточном развитии обонятельных ощущений – трудности в понимании прочитанного.
В той или иной степени ощущения развиваются в процессе учебных занятий, адресующихся к чувственной сфере обучаемых – изобразительная деятельность, ручной труд, музыкальные занятия, занятия физической культурой, да и уроки чтения и письма тоже в определенной степени активизируют чувственную сферу, вследствие чего происходит некоторое ее развитие.
Развитию ощущений большое значение придавал В.А.Сухомлинский: «Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Мы стремимся к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный и физический труд, через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь – проходила красной нитью мысль: красоту надо ценить и беречь.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой» (Сухомлинский В.А., 2002. – С.149).
Недостатками в развитии восприятия, включенного в процесс усвоения знаний, как считал Л.В.Занков, являются неумение подчинить восприятие поставленной задаче, фрагментарность восприятия, его слабая дифференцированность, отсутствие планомерности восприятия, низкий уровень осмысления воспринятого. Говоря о восприятии школьника, следует рассматривать его как деятельность наблюдения, роль которой в процессе усвоения знаний велика. Так, если наблюдательность хорошо развита у школьника, писал Л.В.Занков, он очень много получит от экскурсий, подметит особенности предметов на наглядных пособиях, поможет «высмотреть» в слове орфограмму. И наоборот, если наблюдательность плоха, школьник может «смотреть во все глаза», но увидит очень мало.
К числу недостатков внимания школьников с низкими результатами школьного обучения следует отнести малый объем, неустойчивость, трудности при переключении внимания, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению, недостаточную концентрацию внимания. Важность хорошего развития процессов произвольного внимания школьников и умения управлять им никем не оспаривается. В самом деле, если внимание, то есть та «ДВЕРЬ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТКРЫТА, ЧТОБЫ ЗНАНИЯ ПРОНИКАЛИ В СОЗНАНИЕ УЧЕНИКА» (К.Д.Ушинский), сформировано у школьника недостаточно, то он будет, например, пропускать строку при чтении, делать ошибки в начале работы при переходе к другому заданию, не сможет одновременно писать и слушать комментирование своего одноклассника, будет допускать ошибки в вычислениях и при письме.
Психологами найдено, что разные свойства внимания играют неодинаковую роль при обучении разным предметам. Так на уроках чтения особые требования предъявляются к устойчивости внимания, на уроках математике важную роль играет объем внимания, на уроках русского языка правильность и качество выполнения заданий зависит от умения ученика распределять свое внимание. (Разработка родительского собрания).
Основные недостатки памяти слабоуспевающих школьников связаны с малым объемом кратковременного запоминания, слабой удерживающей способностью. Кроме того, слабая опора при запоминании на мышление приводит к поверхностной смысловой обработке ими материала, что не позволяет долго сохраняться следам памяти и, как следствие, приводит к быстрому его забыванию. Характерной особенностью мнемической деятельности таких учеников является стремление к механическому заучиванию учебного материала, что, в свою очередь. Требует многократного повторения. Но многократное повторение малоосмысленного материала предъявляет определенные требования к волевым качествам школьника, требуют от него усидчивости и психического напряжения, которые у него по понятным причинам, находятся на низком уровне. Поэтому, повторив, материл один два раза, ученик считает его усвоенным, а то, что это не так, выясняется на уроке при попытке воспроизведения домашнего задания. Таким образом, недостаточность волевых усилий при запоминании еще более снижает эффективность памяти слабоуспевающих школьников.

Недостатки мышления слабоуспевающих школьников мы рассматриваем в двух направлениях: недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, выделение существенного) и качественные особенности мыслительной деятельности, в целом негативно влияющие на сам процесс мышления (неустойчивость мышления, инертность, конкретность мышления, недостаточная обобщенность, однолинейность). Как показывает школьная практика, у детей, не только обучающихся в начальных классах, но и в более старшем возрасте мыслительные операции сформированы недостаточно. Усвоение знаний – это познавательная деятельность, в которой весьма существенную роль играют процессы анализа, синтеза и обобщения, и низкий уровень их развития самым непосредственным образом негативно отражается на качестве школьного образования.
Значение процессов воображения в школьном обучении недооценивается. Именно поэтому, гораздо чаще апеллируют к процессам мышления учеников, никак не заботясь о полноценном формировании процессов воображения. А между тем они играют существенную роль при усвоении таких учебных предметов, как история, география, геометрия, черчение. Процессы воображения участвуют в формировании различных когнитивно-личностных характеристик человека. Так, способность к эмпатии, способность предвидения, умение менять точку зрения, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мыслительных операций, выдвижение гипотез, воссоздание образов описываемых объектов, построение образа конечного продукта деятельности – вот те качества и когнитивные умения человека, которые формируются на основе или с помощью процессов воображения.
Развитию процессов воображения придавал большое значение В.А.Сухомлинский. Он считал воображение важным средством умственного развития детей. «Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит можно с уверенностью сказать, что ребенок научился мыслить» (Сухомлинский В.А., 1969 б. – С.157).

Особенности мотивационной сферы у отстающих в учении школьников.
Любая деятельность выполняется под влиянием какого-либо мотива. Согласно определению А.Н.Леонтьева, мотив – это опредмеченная потребность. Мотивы тесно связаны с эмоциями, придающими деятельности ту или иную окраску – положительную или отрицательную. Для качества выполняемой деятельности совсем не безразлично, как субъект к ней относится.

Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:
низкий уровень знаний;
несформированность учебной деятельности, прежде всего приемов самостоятельного приобретения знаний;
несложившиеся отношения с классом;
задержка психического развития, аномальное развитие.
Характеристика эмоциональной сферы слабоуспевающих школьников.
Рассматривая психологические причины школьной неуспеваемости, следует обратиться и к, возможно, наиболее важному и в то же время наиболее трудному вопросу педагогике и психологии о связи между отношениями детей к учению и их школьными успехами. Насколько существенно для учебной деятельности то, как учащийся к ней относится? Было бы непростительной ошибкой думать, что – это исключительно интеллектуальная деятельность, требующая в первую очередь умственного напряжения. Для качества выполнения любой деятельности важно, как человек к ней относится, какие чувства он испытывает, занимаясь ею, насколько он удовлетворен ее результатами.
Сложность вопроса об эмоциональном отношении к учению заключается в том, что он тесно взаимосвязан с результативной стороной обучения, а именно: положительное отношение к обучению будет у школьника тогда, когда у него имеются школьные достижения, а школьные успехи могут появиться в случае хорошего отношения к учебной деятельности. Как на практике разорвать этот «порочный круг», как подойти к формированию у детей положительного отношения к учению, желанию учиться?
Положительное отношение к любой выполняемой человеком деятельности может рассматриваться как необходимое условие качественного, успешного его выполнения. Успех же в значимой для человека деятельности – это основа для формирования таких его личностных качеств, как самоуважение к окружающим.
Отрицательное отношение к учению возникает в случае доминирования мотива, придающего учебной деятельности негативную окраску, например мотива избегания наказания, отсутствия интереса к процессу и содержанию обучения. Школьник в этом случае однозначно говорит, что учиться ему не нравится.
Почему же возникает отрицательное отношение к учению? Знать причины этого необходимо, чтобы не допускать их проявления. Отрицательное отношение к учению, нежелание учиться и даже активное сопротивление учению может появиться у школьников любого возраста, даже вначале достаточно благополучных, вследствие неправильных воспитательных, обучающих воздействий, не сложившихся межличностных отношений с учителями и одноклассниками.
Рассмотрим, почему формируется отрицательное отношение к учению, нежелание учиться у ребенка, только начинающего систематическое школьное обучение, который о школе знает пока понаслышке?
Первой причиной может быть то, что в результате неправильно организованного дошкольного периода развития ребенок не наигрался, не удовлетворил полностью свой игровой мотив. А это значит, что он не готов к расставанию с игровой деятельностью как ведущей в дошкольном периоде развития и переходу в новый возрастной период – младший школьный возраст; что в нем не произошли те качественные психологические изменения, которые знаменуют окончание дошкольного периода развития и появление особого состояния в этот переходный период – психологической готовности и желания обучения. В частности, произойти это может в случае ранней интеллектуализации ребенка, когда взрослые вместо предоставления ребенку широких возможностей для игры учат его читать, писать, считать, то есть тому, что по своему содержанию и задачам развития не свойственно данному возрасту.
Второй причиной отрицательного отношения к обучению в этом возрасте может быть негативный пример старших брата или сестры. Будущий школьник, наблюдая пока со стороны те трудности, которые они испытывают, видя негативную реакцию родителей на их школьные неудачи и переживаемые ими отрицательные эмоциональные состояния, наказания, которые родители применяют к своим старшим детям, «примеряет» эту ситуацию к себе и от предстоящей школьной жизни ожидает того же самого.
Третьей причиной появления нежелания идти в школу может являться страх перед школой, возникшей в результате запугивания ребенка школой родителями. Будучи не в состоянии справиться с воспитанием ребенка, родители перекладывают воспитательные функции на школу, при этом характеризуя ее самым негативным образом.
Однако положительные отношения к школе в начале обучения еще не гарантирует его сохранение и в дальнейшем. Есть ряд причин, которые могут вскоре привести к изменению положительного отношения на отрицательное. Это может произойти в том случае, когда ребенка в дошкольном детстве не приучали ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на « отказ от усилия» при необходимости сделать то, что не получается с первого раза. Поскольку процесс обучения требует от учащегося постоянных усилий, преодоления разного рода трудностей, то у него и возникает активное противодействие учению.
Изменение отношения к учению возникают и у тех детей, кому родители, переоценивая способности своего ребенка, рисовали школьную жизнь и его будущие успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью вызывает у ребенка сильное разочарование и может привести к возникновению отрицательного отношения к школе и нежеланию учиться.
И еще одна, с нашей точки зрения, наиболее существенная причина, приводящая к возникновению отрицательного отношениях учению в младшем школьном возрасте, состоит в несоответствии общего уровня психологического развития ребенка требованиям, предъявляемым учебным процессом для качественного и полноценного усвоения учебного материала, прежде всего, к его интеллектуальной деятельности. Неправильное понимаемое взрослыми содержание подготовки ребенка к школьному обучению, состоящее в поверхностном «натаскивании» его и преждевременном формировании школьных учебных навыков, заменяет работу по развитию мыслительной деятельности будущего ученика, необходимую для переработки и усвоения учебного материала. Поэтому рано или поздно возникает ситуация, когда уровень интеллектуального развития ребенка начнет отставать от уровня сложности даваемого для усвоения материала, в связи с этим возникнет его непонимание, низкий уровень усвоения и, как следствие, неуспех в учении, отрицательно влияющий на общее к нему отношение.
Для развития интереса школьников к учению в первую очередь необходимо целенаправленно и систематически проводить работу по повышению уровня психологического развития, и в частности развития мышления, а также устранить пробелы в знаниях. Кроме того в процессе обучения необходимо:
обращаться к собственному опыту школьников, использовать их собственные наблюдения;
в процессе усвоения материала предоставить возможность практических действий, организовать экскурсии по изученной теме;
заботится о доступности для понимания материала учениками и успешности их действия;
использовать элементы проблемного обучения;
использовать в обучении игровые моменты;
широко опираться на наглядные средства обучения.
Важно, чтобы школьник почувствовал радость познания, чтобы его стала привлекать и побуждать заниматься ею сама учебная деятельность.
Развитию учебных интересов способствует постоянная активизация действий каждого ученика во время занятий, воспитание умения слушать своих товарищей, дополнять их ответы, относится к ним доброжелательно и заинтересованно. Школьники не должны бояться ответить неудачно, задать учителю вопрос. Любое проявление инициативы должно поощряться учителем, ведь тем самым поддерживается любознательность, зарождающейся интерес к учению. Такое построение обучения приводит к постепенному развитию учебных интересов. На основе начальных интересов к отдельным видам учебной работы возникает интерес и к содержанию учебной деятельности в целом, и к процессу выполнения сложных учебных задач. Эти побочные интересы становятся опосредующим механизмом, благодаря которому развиваются полноценные, истинные учебные интересы.
(дерево почемучек)
Особенности развития аффективно-потребностной сферы учащихся с низкой школьной успеваемостью.
У некоторых младших школьников в ситуации неуспеха (например, получения неудовлетворяющей их отметки) появляются специфические формы поведения:
повышенная обидчивость;
упрямство;
негативизм;
замкнутость;
заторможенность;
эмоциональная неустойчивость.
Одним из методов преодоления такого состояния является – беседа, классные часы, досуг.
Психологические причины общего отставания в учении.
Недостатки в развитии произвольно-регуляторной сферы.
Учебная деятельность – это произвольный, преднамеренный и целенаправленный процесс, имеющий четко определенный результат: усвоение учащимися конкретного знания. Достижение этого результата является показателем успешности учебной деятельности. В силу ее произвольности при выполнении учеником любого учебного задания включаются его процессы саморегуляции и самоконтроля, функционирование которых обеспечивает достижение результата учения в соответствии с поставленной задачей и конкретными условиями ее выполнения. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность и продуктивность любой произвольной активности человека, в том числе и деятельности по усвоению знаний.
Недостатки произвольно-регуляторной сферы школьников могут вызывать у них значительные трудности в обучении, например такие, как подмена задачи учителя своей, по-своему сформулированной и понятой, а то и вовсе другой задачей; некачественным выполнением учебных заданий; невыполнением в полном объеме всех условий задания и требований учителя; неумением замечать свои ошибки; несоблюдением правил поведения в школе и на уроках.

Физиологические причины неуспеваемости.
Ни для кого не секрет, что здоровье наших детей в течение последних десятилетий неуклонно ухудшается. Все большее число детей приходит в школу, уже имея те или иные хронические заболевания. Начиная с 1990-х годов отмечено сокращение числа детей-дошкольников с нормальным физическим развитием. О данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков (Астапов В.М., 1996, численность абсолютно здоровых детей сократилась до 15.1 %, тогда как число детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, возросло до 67, 6%.
У детей дошкольного возраста (4-7 лет) наиболее распространенными являются болезни опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, болезни кожи, причем у мальчиков отмечена менее благоприятная картина по сравнению с девочками.
По целому ряду физиологических параметров мальчики более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, поэтому они активнее девочек и менее усидчивы на протяжении школьных занятий. Кроме того, развитие мелкой моторики у мальчиков отстает от кровно ее развития у девочек, что, к сожалению, не всегда учитывается в школьной практике. По данным специалистов, девочки раньше начинают говорить, у них больший словарный запас, сложнее конструкции предложений. При этом они чаще всего послушнее, аккуратнее и исполнительнее мальчиков, что, несомненно, вызывает симпатию у работающих с ними педагогов. Мальчики же требуют большего внимания к себе и терпения, особенно на начальном этапе обучения. Учителя зачастую говорят о меньшей эффективности своей работы именно с мальчиками. Но со временем мальчики нередко обгоняют своих одноклассниц, как в учебе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Школа – очень серьезный и сложный этап в жизни каждого ребенка. Задача сохранения здоровья ребенка должна СЧИТАТЬСЯ не менее важной, чем погоня за отличной успеваемостью любой ценой. Успешность учебы должна быть отмечена не только оценками в дневнике, но и сопутствующим хорошим здоровьем. Согласитесь, жаль ребенка с целым портфелем «пятерок», если у него плохой сон, он раздражителен, плаксив, если у него синяки под глазами. А ведь это может быть только началом, первыми признаками будущих хронических заболеваний.
На сегодняшний день медицинская статистика говорит о том, что лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Отмечена четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. Основными формами детской психической патологии являются неврозы, психопатии. Девиантное поведение.
Специалистам, работающим с детьми, и родителям необходимо учитывать состояние здоровья ребенка и вариант его индивидуального развития при организации учебного процесса, как в школе, так и дома. Детям с ослабленным здоровьем в большей степени необходимы щадящий режим, контроль над учебной нагрузкой, внимательное отношение со стороны учителей и родителей.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Неблагополучная, неполная семья, отсутствие контакта с родителями, низкий материальный уровень семьи, школьная образовательная среда, СМИ, - все эти социальные факторы также могут привести ребенка
к неудачам в изучении русского языка.
Социальная среда
В. М. Астапов (1994) считает, что неуспеваемость в большинстве случаев обусловлена не нарушениями познавательной деятельности, а иными причинами. Прежде всего — неподготовленностью детей к школьному обучению, несформированностью предпосылок к нему и навыков учебной деятельности. В классе с невысоким уровнем учебно-воспитательного процесса эта неподготовленность может перерасти в педагогическую запущенность.
Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия в семье, отсутствие как контроля, так и помощи в учебе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима.
М. Безруких, С. Н.Ефимова (1991. С. 5) отмечают: «Беда не только самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в соответствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем, в формировании у чувства неполноценности, неудовлетворенности, неуверенности в себе, в своих силах».
Стиль воспитания в семье влияет на успешность ребенка в начальной школе. Высокой успеваемости способствует постоянное стремление родителей к систематическим отношениям с ребенком, общение с совместное проведение досуга. Когда родители видят в своем ребенке «маленького неудачника», успеваемость по данному предмету низкая .Школьники, испытывающие к себе неприязнь (отвержение) со стороны родителей, имеют низкую успеваемость как по русскому языку, так математике. Родительско-детские отношения являются фактором формирования тревожности детей, и как следствие — причиной школьных неудач. Интересно отметить, что не только детско-родительские мнения влияют на успешность обучения, но и наоборот: если дети НПО учатся, как правило, теплеют и семейные отношения. Для школьного обучения детям необходимы эмоциональное принятие, высокий уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребенка.
Известен феномен «неуязвимых детей», которые, находясь в неблагополучных семейных условиях, адаптированы в учебе и в поведении. Специалисты считают, что подобный феномен проявляется при наличии высокого интеллекта и целенаправленности личности ребенка.
Немаловажное значение имеет и фактор совпадения ожиданий родителей и педагогов по поводу ребенка. Для повышения качества знаний учащихся желательно установление тесной связи школы с родителями учеников.