ГРУППОВАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

«ГРУППОВАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Учитель математики и информатики школы-лицея № 14
Тымкив Елена Ивановна

Республика Казахстан находится на новом этапе развития системы образования, цель которого чётко охарактеризована в Концепции развития системы образования.
Развитие осуществляется через инновационный процесс, т.е. через процесс разработки и освоения новшеств, что предполагает исследовательскую, экспериментальную деятельность. Исследовательский компонент профессиональной деятельности учителя занимает значительное место в его педагогическом труде.
Сегодня научные исследования ориентированы не на получение так называемых «чистых» знаний, а на решение жизненных, практических проблем и задач, результатом образования должна получиться конкурентоспособная личность.
В настоящее время идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования форм
организации педагогического процесса. На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие известные авторы исследовали формы обучения (В. К. Дьяченко, Р.А.Утеева, И.М. Чередов, Р.А. Хабиб и др.). По мнению Л.В. Байбородовой[1], многообразие форм и необходимость их постоянного обновления ставят проблему обоснованного выбора форм занятий. При этом необходимо иметь в виду следующее:
- форма организации деятельности, учебного или внеурочного занятия выбирается с учетом поставленных целей и задач;
- она позволяет осваивать содержание учебного материала в соответствии с образовательным стандартом;
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности;
- предусматривается возможность организации взаимодействия учащихся;
- учитываются опыт использования форм занятий, оценки и мнения учащихся об этом опыте;
- учащиеся привлекаются к обсуждению формы занятия.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, по существу, каждая форма неповторима. Она создается педагогами и детьми в процессе
совместного обсуждения, коллективного поиска, в результате которого
каждый может реализовать свой индивидуальный интерес, замысел.
Итак, формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке и определенном режиме.
В настоящее время в науке и школьной практике ведутся поиски новых
форм обучения и анализируются традиционные с целью обеспечения высокого уровня образования учащихся.
Специальные исследования (Р.А. Утеева, Р.А. Хабиб) [3, 4, 5]показали,
что на уроке эффективно использование комбинации нескольких форм. Приняв эти исследования за основу, мы разработали ряд уроков, на которых
осуществляется групповая форма обучения.
Рассмотрим некоторые примеры.
Фрагмент урока для 5-го класса по теме «Деление обыкновенных
дробей»
Данный урок является обобщающим в серии уроков по теме «Деление
обыкновенных дробей». Для урока выбрана необычная форма проведения –
урок – игра, благодаря которой были использованы такие приемы обучения,
как работа в динамических парах и «ручеек». Использование фронтальной и
групповой формы деятельности на данном уроке помогает ребятам не только
закрепить и обобщить знания по теме, но и развивает у них умение
взаимодействовать между собой.
На этапе закрепления и обобщение изученного материала мы используем групповую форму деятельности учащихся. Учитель проводит игру «Лото», где ребята работают в динамических парах. Каждому учащемуся выдается 1 карточка с примерами и на каждую парту 16 маленьких карточек с ответами.
Так же групповая работа происходит и при проведении следующей игры «Числовой фейерверк». Учитель выдает по одной карточке-коррекции
на ряд (8-9 человек на каждом ряду). Каждая парта по очереди заполняет по одному месту в числовом фейерверке, где стоит знак вопроса «?». Затем
ребята передают карточку на следующую парту. На следующем этапе происходит устная работа с использованием фронтальной формы, при которой учитель вешает на доску плакат с названиями городов и датами их основания. Предлагает ребятам самостоятельно определить:
а) Сколько лет Астане, Караганде, Абаю, Алматы?
б) Какой из городов старше других?
в) Насколько Астана моложе Алматы?
В конце урока учитель осуществляет контроль знаний учащихся с использованием групповой формы. Она проводится в динамических парах.
Учащиеся решают каждый свой вариант задания, а затем проверяют решение
друг друга.
Фрагмент урока для 7-го класса по теме «Формулы сокращенного
умножения»
На уроке применяются коллективная и групповая формы работы.
Тип данного урока - введение нового материала. Данный фрагмент
урока представляет собой исследовательскую работу учащихся, направленную на выявление общей формулы квадрата суммы и разности
двучлена. Исследовательская работа не только вызывает огромный интерес у
ребят, но и развивает их умение работать в коллективе.
В начале урока используется коллективная форма работы, при которой
учитель рассказывает об истории возникновения формулы сокращённого
умножения. И вовлекает детей сыграть роль исследователей в «открытие »
двух из этих формул.
Для исследовательской работы учитель использует групповую форму, т.к. учащимся необходимо объединится в динамические группы. Номер задания соответствует номеру группы. Учащимся предложено выполнить умножение двучлена на двучлен из левого столбца таблицы. После того, как ребята справились с заданием, они записывают полученный ответ в правом столбце. Средняя часть таблицы в момент выполнения задания скрыта от учащихся.
Таблица 1
1 ( х + у) (х + у) = (_ + _)_ = __ + 2 ху + __
2 (c + d) (c + d) = (_ + _)_ = __ + 2 cd + __
3 (p + q) (p + q) = ( + )_ = _ + 2 pq + _
4 (2 + x) (2 + x) = (2 + _)_ = 4 + 4 x + __
5 (n + 5) (n + 5) = (_ + 5)_ = __ + 10 n + 25
6 (m + 3) (m + 3) = (_ + 3)_ = __ + 6 m + 9
7 ( 8 + k) (8 + k) = (8 + _)_ = 64 + 16 k + __
Когда учащиеся заполнили таблицу, учитель просит их выяснить, есть ли
нечто общее в условиях и ответах предложенных упражнений и можно ли
выражения в левом столбце записать короче. Учащиеся без труда записывают общую формулу квадрата суммы двучлена. И быстро «открывают» формулу разности квадрата двучлена.
В результате проведенного исследования нами были сформулированы
некоторые методические указания по использованию форм организации
учебно – воспитательного процесса на уроке математики. При организации работы необходимо учитывать, в частности:
1) недопустима пара из двух «слабых» учеников;
2) ребят, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);
3) если кто-то пожелал работать в одиночку, необходимо разрешить ему отсесть и не позволять себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
4) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы:
дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе
товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» – звуковой сигнал, говорящий о
превышении допустимого уровня шума;
5) овладение умениями учащихся необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля.
Итак, подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том,
что применение групповой формы при обучении математике необходимо и
возможно.































Литература
1. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса
в школе: Монография /Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011.
2. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и
ее развитие /В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 156 с.
3. Утеева, Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности
учащихся на уроке / Р.А. Утеева //Математика в школе. – 1985. -
№ 2. С. 33-35.
4. Утеева, Р.А.Формы учебной деятельности учащихся на уроке /
Р.А. Утеева //Математика в школе. – 1995. - № 2. С. 57-61.
5. Хабиб, Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности
учащихся (на примере математики): Аспект сочетания и
взаимодействия коллективной и индивидуальной форм обучения /
Р.А. Хабиб. – М.: Педагогика. – 1979. – 176 с.
6. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе: книга
для учителя / И.М. Чередов, - М.: Просвещение, 1988. – 160 с.__









13PAGE \* MERGEFORMAT14515




15