Программа дополнительного образования «История школы в истории судеб»


Машунина Я.В.
Пояснительная записка
Программа кружка История школы в истории судеб» составлена для работы с учащимися 5-9 и направлена на подготовку их к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение истории школы дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Занятие рассчитано на 35 учебные недели (4 часа в неделю); в год 140 часов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родной школы и села.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, презентаций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику кружка «Истории школы в истории судеб» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Программа кружка «История школы в истории судеб» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: работа с документами, архивами, поиск и сбор материалов, оформление и систематизация материалов, практическим работам, оформление и защита проекта.
ЦЕЛЬ:
создание условий для формирования позитивного отношения школьника к истории родной школы, через систему интеграции основного и дополнительного образования;
расширение знаний учащихся о родном крае, своей родословной, развитие патриотизма, нравственно-эстетических качеств личности.
задачи:
развитие творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность;
развитие социокультурной компетенции обучающихся;
обучение учащихся методам и приемам поисковой и исследовательской работы;
воспитание у обучающихся любви к своей школе, ответственности
за ее будущее;
поддержка мотивации обучающихся к обучению;
установление творческих контактов между обучающимися и педагогами;
формировать гражданственность, чувство гордости за свою школу, стремление внести свой вклад в ее развитие.
Формы работы
сбор материалов, отражающих историю села, школы;
работа с историческим источником с целью получения необходимой информации;
обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов);
подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала;
поиск и систематизация экспонатов;
проведение тематических экскурсий, походов, прогулок;
организация встреч с интересными людьми;
проведение пеших экскурсий по родному краю, отражающих историю улиц, памятных мест;
участие в районных конкурсах, посвященных изучению истории родного края.
Занятия должны вырабатывать у учащихся следующие умения и навыки:
овладение методами поисковой и исследовательской работы по сбору достоверных сведений по истории села и школы;
умение работать с краеведческой литературой, справочниками, документами;
использовать в работе воспоминания старожилов, свидетелей исторических событий;
писать дневники по изучению исторических событий;
писать доклады на исторические темы, выступать с ними на занятиях кружка, перед своими одноклассниками и учащимися других классов;
оформлять выставки, уголки, стенды по истории родного края и школы.
Виды деятельности учащихся:
оформительская;
исследовательская;
проектная.
Ожидаемые результаты
Развитие краеведческо-поисковой деятельности детей. Пробуждение интереса к изучению прошлого родного края.
Развитие у учащихся умения аргументировано отстаивать свою точку зрения на исторические события.
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие уважительного отношения к ветеранам войны и труда.
Календарно - тематическое планирование.
№ Тема факультативного занятия Часы дата причина
план факт 1 Введение в курс «история школы». Изучение собранных материалов за прошлые годы.
4 2 Что такое исследование? Как правильно задавать вопросы? Банк идей. Как выбрать тему исследования?
6 3 Формирование темы.
Тема, предмет, объект исследования. 4 4 Цели и задачи исследования. Учимся выделять гипотезы.
4 5 Сбор материалов по выбранной теме.
12 6 Наблюдение как способ сбора информации
6 7 Опросные методы. Опрос. Проведение анкетного опроса.
6 8 Архивные источники. Оформление выписок из архивных источников.
8 9 Фотосъемки
6 10 Проведение интервью
8 11 Работа с архивными документами
8 12 Способы оформления выписок из архивных документов. Оформление
выписок из документов
8 13 Оформление ссылок на источник
6 14 Обобщение полученных данных.
6 7 Оформление проектной деятельности
10 8 Оформление презентации
10 9 Проект. Подготовка к защите.
8 10 Защита. Участие в конкурсе «История школы в истории судеб».
12 11 Подведение итогов. Анализ исследовательской деятельности. 4 12 Оформление и систематизация материала. Выставка материалов. Сдача свей информации в школьныймузей. 4 Итого: 140