Научно-исследовательская работа Безмолвные свидетели истории и человеческих судеб


О храмы… Вы безмолвные свидетели истории и человеческих судеб. Ваши стены насквозь пропитаны молитвами и просьбами. Вы соучастники радостей и страданий. Именно к вам во все времена и столетия шли, идут и будут идти люди со своими печалями и радостями. Именно вам отводится огромная миссия воспитания души, укрепления нравственности и веры, сохранения многовековых устоев рода человеческого.
Я никогда не думал, что обычная экскурсия в село Матвеево Спировского района Тверской области перевернёт моё мировоззрение, заставит меня по-иному посмотреть на человеческие ценности, откроет во мне желание глубочайшего изучения истории постройки храмов, истории людей, которые жили здесь и своим трудом украшали нашу землю. Ещё более заинтересовали меня храмы, непосредственно связанные с судьбами героев Отечественной войны 1812 года, жившими на Тверской земле. Два храма. Две истории. У них много общего и они такие разные. Их объединяют молитвы к Господу и преданная вера в человеческие ценности. Два героя, нашедшие последнее упокоение у их стен. Истории любви: чистой и непорочной. И всё это о них: о храме Георгия Победоносца и великомученицы Варвары в селе Матвеево и Печетово-Дмитровской церкви в селе Печетово Тверской области.
Итак, белоснежный, увенчанный, словно шлемом, горящий на солнце, восьмигранной остроконечной кровлей, с высоким куполом и крестом храм святого великомученика Георгия и великомученицы Варвары, словно парит над селом Матвеево Спировского района Тверской области.   В Новгородской переписной книге указывается, что после того, как в деревне Матвеево была построена церковь, погост из Чудин переведён в неё и стал называться Георгиевско-Преображенским. Это сравнительно редкий в настоящее время пример сельского церковного комплекса с двумя храмами: летней Преображенской церковью (1861 года) и зимней Георгиевской (1869 года), ныне действующей. Церкви построены помещиками Карачинскими и Энгельгардтами, впоследствии захороненными в склепе-усыпальнице под Георгиевской церковью.
В 1931 г. церковь была закрыта. Из рассказа священника Ивлеева Михаила Сергеевича мы узнали, что при советской власти в храмах находились и склад и клуб. Своё второе рождение храм отпраздновал в 1995 г. Меня заинтересовала история постройки данных храмов. Какие тайны скрыты под их куполами? Что могли бы рассказать их стены?
Первая известная нам Спасо-Преображенская церковь была построена на погосте в 1733 г. "тщанием помещика Петра Давыдова", храм был деревянным с двумя приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и св. вмч. Георгия. Со временем храм обветшал, и в 1776 году помещик соседнего сельца Чёрный Ручей Егор Михеевич Карачинский решил заменить на церкви главу и храм простоял ещё почти полвека, вплоть до 1820 г.
В 1820 году сын Егора Михеевича "коллежский регистратор Карачинский" Николай Егорович, участник Тверского ополчения 1812 г. и заграничного похода Русской армии 1813 – 14 гг., награждённый орденами Св. Анны III степ. и Св. Владимира IV степ., решил "собственным коштом" отремонтировать свой приходской храм. Незадолго до этого, как видно из документов, Карачинский предлагал прихожанам построить новый каменный храм, но за неимением средств прихожане "к вспомоществованию отказались". Вот и решил Николай Егорович отремонтировать старую церковь на свои средства.
Но настало время и местные крестьяне сами решили строить в погосте новый каменный храм. Стоял июль 1854 года, когда в Тверскую духовную консисторию на имя Архиепископа Тверского и Кашинского Гавриила поступило прошение от крестьян и помещиков Георгиевско-Чудинского прихода "разрешить своим благословением приступить к построению в означенном нашем погосте каменной церкви и о сем учинить». Строили храм всем миром, своими пожертвованиями строительству помогали соседние помещики, среди них были очередной владелец с. Чёрный Ручей барон, выпускник Царско-Сельского Лицея 1824 г, участник русско-турецкой войны и подавления первого польского восстания, награждённый орденами Св. Анны, Св. Владимира, Св. Георгия VI степ. и Св. Станислава I степ. Генерал-лейтенант Василий Богданович Энгельгардт II, его супруга баронесса Варвара Николаевна Энгельгардт, урождённая Карачинская. Любовь этих двух людей была настолько яркой, что после смерти любимой супруги в 1863 году, В.Б.Энгельгардт на собственные средства построил храм во имя св. Георгия Победоносца и великомученицы Варвары, куда были перенесены прах жены, её брата и их родителей. И сегодня в храме люди молятся на удивительную храмовую икону великомученицы Варвары, написанной по просьбе её мужа. Икона имеет необыкновенную силу, помогая людям сохранить чистое и светлое чувство. Но тернист был путь построения храма.  Ведь именно в нём, рядом со своей любимой женой барон хотел обрести свой вечный покой.  В своём прошении от 14 июля 1865 г. строитель Георгиевской церкви барон Василий Богданович Энгельгардт объяснил причины принятого им решения: "Между делом, осмотрев со всею подробностию склеп, устроенный при каменной церкви Георгиевско-Чудинского погоста (имеется в виду Преображенская церковь – Д.И.), свящ. о.Ипполит (свящ. Ипполит Васильевич Постников – Д.И.) и я вполне убедились в том, что не только склеп недостаточно просторен для помещения в оном шести гробов (гг. Карачинских – родственников В.Б. Энгельгардта – Д.И.), но что и устройство в той церкви ещё одного придела сопряжено с величайшими неудобствами и, видимо, обезобразило бы внутренний и наружный вид сего храма, а потому вместо того, чтобы устоить новый придел решил я, испросив соизволения Вашего Высокопреосвященства, построить новую небольшую тёплую каменную церковь с двумя приделами во имя Св. Вмч. Варвары и другой во имя Св. Вмч. Георгия." Разрешение было получено и новый храм был закончен в 1869 г.
В номере 1 "Тверских Епархиальных ведомостей" за 1899 г. Георгиевская церковь описывалась так: "Эта церковь построена помещиком В.Б. Энгельгардтом в память своей жены В.Н. (урожд. Карачинской). Храм этот однопрестольный, посвящен св. вмч. Георгию и вместе св. вмч. Варваре. Иконостас в нём из кипариса, без всяких украшений, но замечателен по своей изящной работе и простоте рисунка. Иконы для этого храма писаны в С. Петербурге художниками; икон немного, но оно весьма замечательны по своей отличной живописи. 
С историей храма связаны многие человеческие судьбы.  В 1884 году в с. Георгиевском было открыто Чудинское земское начальное училище. Преподавали в нём священник Александр Арсентьевич Рудаков, его брат Павел Рудаков и сестры Сперанские Варвара Михайловна и Александра Михайловна – дочери священника погоста Михаила Ивановича Сперанского.
В 1908 году 8 июля помещику соседнего сельца Чёрный Ручей Василию Ивановичу Бажанову "в сонном видении" явился преподобный Нил Столобенский. В память об этом событии Бажановым была заказана большая икона с частицею мощей святого, которую он передал в дар приходу на Нилов день в 1909 году. Храм, построенный как родовая усыпальница, стала местом, куда стекались за помощью люди со всех концов страны. Но не по душе было это местному партийному руководству и вскоре храм был закрыт. Возрождение матвеевских храмов началось в 1989 году. Указом епископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем Георгиевско-Варваринского храма в с. Матвеево был назначен священник Вышневолоцкого богоявленского собора о. Фёдор Лищенюк. Первое богослужение состоялось на праздник св. Георгия Победоносца 9 декабря 1989 г. При помощи прихожан в храме удалось провести косметический ремонт, покрасить крышу, привести в порядок окружающую территорию.
С 1995 по 2000 год на приходе служил священник Александр Рожок. После него настоятелем прихода стал протоиерей Михаил Ивлев, человек необычайной чуткости и глубокой веры в порядочность и нравственность людей. Я ещё многое мог бы рассказывать об этом удивительном месте, но мне хотелось бы остановиться на истории ещё одного храма в нашей Тверской области, который так же связан и именем героя Отечественной войны 1812 года и красивой любви и лебединой верности любящих людей. Это Печетово-Дмитровская церковь в селе Печетове. Мне удалось выяснить, что первое документальное упоминание о храме в с. Печетове относится к 1628 году. Тогда он представлял из себя небольшой деревянный храм в честь великомученика Димитрия Солунского-и-великомученицы-Параскевы-Пятницы.
Позднее рядом с существующей церковью появилась другая, тоже деревянная, в честь Николая-Чудотворца.22 августа 1752 г. обе церкви сгорели 12 июня 1819 г. местный помещик, генерал - лейтенант, генерал - адьютант Павел Васильевич Голенищев-Кутузов от имени причта и прихожан послал епархиальному архиерею Филарету прошение о постройке нового каменного-храма-в-селе-Печетове.Письмо это начинается такими словами: «Преосвященнейший Владыко. Милостивый государь-и-архипастырь!
Тверской губернии Корчевского уезда с. Печетова священноцерковно-служители и прихожане, в числе которых находятся со мною и крепостные мои крестьяне, решились по христианскому своему усердию вместо находящейся в селе сем деревянной церкви во имя св. вел. Димитрия с приделами свт. Николая Чудотворца и Великомученицы Параскевы построить каменную церковь с таковыми же приделами, и сие предприятие вверили особливому моему попечению... Представляя Вашему Превосходительству означенный верительный акт, также план с фасадом каменной церкви, покорнейше прошу Вас, преосвященнейший Владыко, рассмотреть оные, и последние из них, если соответствуют цели, утвердить архипастырским Вашим подписанием...».
Главным инициатором строительства и благотворителем храма стал П.В. Голенищев-Кутузов. Герой Отечественной войны против Наполеона, человек, которого Александр I отправил в Петербург с донесением о взятии французской столицы, хлопотал теперь о постройке храма. Уже с самого начала строительства возникли проблемы. Как выяснилось, собранных денежных средств оказалось недостаточно. Голенищев-Кутузов вынужден был обратиться в Тверскую духовную консисторию с прошением о выдаче ссуды в размере 10 тысяч рублей. Просьба была отклонена; строительство храма - прекращено.
26 марта 1822 г. Голенищев-Кутузов вновь обращается к тверскому архиерею с прошением разрешить возведение храма по новому проекту, требующему меньших затрат.
13 апреля того же года Владыка утвердил новый проект.
20 июня 1835 года граф П.В. Голенищев-Кутузов письменно извещал тверского архиерея о завершении строительства храма, согласно рукописи И. Казанского, новопостроенный храм был почти полной копией Преображенского всей гвардии собора в Санкт-Петербурге. Утверждение это не лишено оснований. П.В. Голенищев-Кутузов занимал ряд высоких государственных постов в России, в том числе несколько лет являлся петербургским генерал-губернатором. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по воле графа столичный прототип храма появился в селе Печетове.Храм выстроен в cтиле Классицизма. Храмовая часть (с престолом вмч. Димитрия Солунского) в плане представляла собой четверик со световым барабаном, перекрытый куполом и увенчанный луковичной главкой на тонкой шейке. Южный и северный фасады его украшены портиками с двумя центральными полуколоннами тосканского ордера и увенчаны фронтонами. Трапезная бесстолпная, с двумя приделами - свт. Николая Чудотворца и вмц. Параскевы Пятницы. Западный фасад (притвор) украшен фронтоном с шестью полуколоннами. Под фронтоном надпись крупными буквами, отлитыми из чугуна с позолотой: «Благословлен грядый во имя Господне». Эта надпись с остатками позолоты сохранилась-до-настояшего-времени.Большую часть года П.В. Голенищев-Кyтyзoв жил в столице, в летнее же время часто приезжал в свое имение Шубино, купленное им в 1806 году. Генерал был женат на Екатерине Петровне Неклюдовой. Имел в браке пятерых детей. В 1832 году привез хоронить супругу в село Печетово Тверской губернии, в семейном склепе в построенном им храме Великомученика Дмитрия Солунского. Умер граф в 1843 г. в Петербурге. Тело его было перевезено в Печетово и погребено в склепе под храмом рядом с прахом супруги. Потомки П.В. Голенищева-Кyтyзoва, владельцы сельца Шубина с деревнями, продолжали помогать храму. Сын Павла Васильевича, Аркадий Павлович, умерший в Петербурге в 1859 году, также нашел свой последний земной приют у Печетовского храма на кладбище возле алтаря. На месте его захоронения была возведена каменная надгробная часовня. Здесь же были погре6ены и другие представители рода Голенищевых-Кутузовых. В рукописи священника Иоанна Казанского в числе прочих значится имя «младенца Екатерины», дочери графа Василия Павловича Голенищева-Кутузова. Многие старожилы Печетова утверждают, что возле храма стоял памятник с изображением крылатого ангела. До сего дня в печетовской округе бытует легенда, связанная с этим памятником. Одни считают, что он установлен в память о крепостной девочке, насмерть забитой барином за какую-то провинность. По словам других, пасущая гyсей девочка была убита жестоким на расправу управляющим; на основании третьей версии, барин (или один из его гостей) случайно застрелил малолетнюю дочь помещика. И все же наиболее правдоподобной можно считать версию, по которой надгробный памятник - крылатый ангел - был установлен на могиле «младенца Екатерины», дочери графа В.П. Голенищева-Кутузова. Она согласуется с утверждением местных старожилов о том, что крыша (купол) храма была окрашена в черный, траурный цвет.
После революционных событий 1917 г. для Русской Православной Церкви наступило время гонений со стороны советской власти. Как и храм Георгия Победоносца и великомученицы Варвары в селе Матвеево Печетово-Дмитровская церковь были закрыты.   27 апреля 1930 г. церковь была обворована.   В годы Великой Отечественной войны в храме располагался колхозный зерносклад.
Но кощунство произошло гораздо позже. В 1960-е года был осквернён склеп Голенищевых-Кутузовых: плиты подняты и выброшены, могилы разрыты, останки разбросаны, ценные вещи и боевая сабля генерала похищены, а вход был завален землёй с помощью бульдозера.
Кимрский старожил Н.Ф. Бельведерский (ныне покойный) еще в 1980-х годах поделился своими впечатлениями о посещении склепа в годы своей молодости. По словам Николая Федоровича, в склеп вела лестница, уходящая под храм. Внизу, в сводчатом помещении, выложенном красным кирпичом, на полу лежали две надгробные плиты, надписи на которых свидетельствовали о том, что здесь покоится прах супругов графа и графини Голенищевых-Кутузовых. Бельведерский несколько раз бывал в склепе. Однако когда он после многолетнего перерыва вновь попытался побывать в нем, это ему не удалось. Более того, он не нашел даже двери, которая вела в склеп. По словам сельских старожилов, в 1960-х годах склеп был вскрыт, разграблен, похищены некоторые ценные вещи, среди которых была сабля графа, а вход в склеп был завален землей бульдозером.
В 2003 году появилась информация о находке надгробных плит графской четы П.В. и Е.П. Голенищевых-Кутузовых. Одну из них обнаружила Г.В. Новикова неподалеку от церкви, куда та и была перенесена. Другая - в июле 2003 г., найдена под церковью в склепе и извлечена наружу через небольшое полузаваленное землей отверстие местным жителем В.А. Соловьевым (правнуком бывшего диакона печетовского храма И. Плетнева), В.Н Савельевым.   По благословению благочинного Кимрского округа протоиерея Евгения Морковина и настоятеля Димитриевского храма с. Печетово иерея Михаила Бакуна решено установить обе надгробные плиты возле храма в новой металлической оградке, увенчанной большим деревянным крестом. Эту работу взялись выполнить Аркадий Иванов и Виктор Савельев, много трудов положившие в деле восстановления печетовского храма.
Сколько общего в истории наших храмов. Оба пережили эпохи расцвета и забвения. Но пришло время собирать разбросанные камни и замаливать грехи наших предков. Так пусть же эти храмы остаются хранителями заветов Православия и островами Совета Христовой Истины на нашей такой грешной и прекрасной земле.